1.
Немного о технике античного литья из бронзы и две греческих бронзы2.
Вставной глаз для бронзовой статуи3.
Римская античная бронза. Юноша из Магдаленсберга. Австрия. Венский художественный музей4.
Аполлон из Помпей. Италия. Неапольский национальный археологический музей. Часть 1. История обретения 5. Аполлон из Помпей. Италия. Неапольский национальный археологический музей. Часть 2. Подробности современного исследования
В 2007 году министерство культуры Италии и замечательный американский Музей Гетти заключили соглашение о сотрудничестве, краткая суть которого сводилась к следующему: Италия милостиво разрешает научным сотрудникам и реставраторам Гетти исследовать и приводить в порядок кое-что из запасов итальянских музеев, взамен выставляя у себя починенное в течение нескольких месяцев.
По этому соглашению Аполлон в 2009 году улетел в Штаты. И надо отметить, американские исследователи за 18 месяцев нашли много интересного в этой бронзовой статуе.
Статуя Аполлона из Помпей до реставрации и реконструкции 2010-х годов
1. Под драпировкой обнаружилось огромное отверстие. Сделано оно было для удобства создания статуи или для экономии бронзы, неизвестно. И понятно, что эта дыра вызвала проблемы с равномерным распределением металла при литье, что потребовало дополнительной обработки после остывания металла. На визуализации двумя цветами обозначены пятна - это и есть как раз следы той самой обработки: большие оранжевые - следы дополнительной заливки расплавленной бронзы, голубые - забивки кусочков бронзы в маленькие дырочки.
2. Во время неинвазивных (рентгенографии, фотографии в ультрафиолете и т.д.) исследований Аполлона выяснилось, что концы драпировки непропорциональны по толщине относительно остального слоя бронзы статуи - они гораздо толще, чем создают на фигуру ненужную нагрузку. К рукам эти фрагменты драпировки были присоединены винтами, а с помощью припоя еще и визуально скрыты.
Работа в архивах дала новый материал для размышлений. Посмотрите на гравюры 1925 года, обратите внимание на концы драпировки - они не свисают, как на нынешней статуе, а развеваются при движении бога вперед.
Исследователями было принято решение снять эти фрагменты. Кстати, вес их оказался более 35 кг, почти такой же, как и у самой статуи.
После снятия обнаружилось, что бронзовые части крепились к правой руке статуи двумя винтами, а отверстий на ней оказалось три. Помимо этого, металл обеих сторон стыка был отправлен на анализ, который дал вовсе странные результаты. Бронза концов драпировки не только не была античной, она даже не соответствовала составу бронзы, которую использовали для реставрации до 1825 года.
Оказалось, что реставраций после своего извлечения из вулканических отложений Аполлон перенес не одну, а две. Вторая, по-видимому, состоялась между 1849 и серединой 1860-х годов. Практически ее можно смело назвать не реставрацией, а реконструкцией - настолько вольно реставраторы обошлись с одной из частей статуи.
Они не просто изменили форму концов драпировки Аполлона, они провели масштабное вмешательство во внутренности статуи, чтобы укрепить ее и скрыть следы этого вмешательства: в статую Аполлона через левую ногу вставили арматуру, а также использовали железные стяжки и медные винты для соединения отдельных фрагментов. Для маскировки винтов прибегли к их окрашиванию, имитируя патину.
Чуть позднее сотрудники Неаполитанского музея отыскали в своих архивах упоминания от 1844 и 1849 годов, что недостающие части драпировки статуи Аполлона во время реставрации были воссозданы в гипсе. Однако первые фотографии Галереи бронзы музея середины 1860-х годов демонстрируют Аполлона уже с бронзовой, а не гипсовой драпировкой. Вопрос, почему гипс заменили бронзой, так и не удалось прояснить.
Вслед за всеми этими открытиями пришло окончательное решение отказаться от этой поздней реконструкции и попробовать восстановить ту форму концов драпировки, которая запечатлена на гравюрах 1825 года. Сделать это предстояло в наиболее щадящем для древней статуи варианте: материалом избрали эпоксидную смолу, а для крепления использовали уже существующие отверстия в руках Аполлона. При необходимости новые фрагменты можно будет удалить без вреда для античной статуи.
6.
Гай Вибий Требониан Галл. Музей Метрополитен. Нью-Йорк