Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч.2. Схема залов

Jul 15, 2015 11:11

Вена. Kunsthistorisches Museum. Коллекция классических древностей. Ч. 1. Немного о реконструкции залов начала 2000-х

Итак, Коллекция классических древностей венского историко-художественного (или, если угодно, истории искусств) музея:





Зал X - греческая скульптура. Основные экспонаты: дорифор, дискобол, вотивные скульптуры с Кипра.

Зал XI делится на две части: продолжение греческой скульптуры (эллинистическая) и римская скульптура. Здесь точки притяжения - саркофаг с амазономахией, большая римская мозаика, посвященная Тесею, Венская Кора.

Зал XII - римский портрет периода Республики.

Зал XIII - римский портрет I-III вв. н.э. С римскими бюстами соседствуют 8 файюмских портретов.

Зал XIV - Греция: керамика, терракота, бронза.

Зал XV - Рим: бронза, стекло, керамика, фрески.

Зал XVI - коллекция гемм и камей, в настоящее время включающая в себя около 8000 предметов, выставлена далеко не полностью. Это одна из наиболее значимых и крупных коллекций в мире. Главные экспонаты зала - гемма Августа и камея Птолемеев.

Зал XVII - клады эпохи Великого переселения народов: из Остропатаки, Унтерзибенбрюнна, Надьсентмиклоша и т.д. В центре зала стоит колонна, вокруг которой витрины образуют круг. Колонна из ржавой стали (весит 11 тонн) вместе с подсвеченной чернотой поверхности внутри витрин по идее Ханса Хоффера должна производить впечатление, будто клады все еще лежат в земле.

Зал XVIII - поздняя античность и раннее христианство.

Кабинет 1 - искусство Кипра: керамика и скульптура.

Кабинеты 2-3 - искусство этрусков: керамика, бронза.

Кабинет 4 - италики: большая витрина разнообразной керамики.

Кабинет 5 - героон из Трисы: экспонируются три фрагмента рельефов с известного памятника архитектуры династической Ликии IVв. до н.э., которые тоже имеют свою интересную историю открытия и обретения их музеем истории искусств Вены.

20 декабря 1841 года учитель гимназии из Познани и путешественник по Малой Азии Юлий Август Шёнборн около турецкой деревни Гёльбаши обнаружил остатки античного поселения, множество древних каменных саркофагов и небольшую постройку, украшенную рельефами. Однако его сообщение об этом осталось малоизвестным, а после смерти Шёнборна и вовсе забылось.

Героон представлял собой здание без крыши неправильной четырехугольной формы с высотой стен более 6 м. Внутри героона находился саркофаг. Рельефные фризы, украшавшие верхнюю часть стен, изображали сцены из греческих мифов: амазономахии, похода «Семеро против Фив», «Одиссеи», битвы лапифов с кентаврами и т.п.




Вторичное открытие ликийского города Трисы состоялось 17 апреля 1881 года Отто Бенндорфом, профессором института классической археологии университета Вены, в составе первой экспедиции, отправленной в Османскую империю министерством культуры и образования Австро-Венгрии. Австрийское правительство договорилось с османским о передаче одной трети находок за работу по раскопкам Трисы и в апреле 1882 года в Турцию была отправлена вторая экспедиция, одной из задач которой была подготовка рельефов к вывозу в Австрию.

Путешествие ликийских рельефов в Вену не было простым. Только для того, чтобы добраться от Трисы до моря деревянным, обитым железом ящикам предстояло проехать 22 км по горным дорогам, спускающимся в долину высохшей реки Демре. К сентябрю 1882 года этот путь проделали 79 ящиков с плитами южной и западной стен, составлявшими в совокупности более 30 метров фриза.

Затем австрийская дипломатия включилась на полную мощь, отстаивая в течение последующей недели «политику неразделения художественного произведения» на части. Усилия дипломатов увенчались успехом - османы дали согласие на вывоз 168 ящиков, содержащих в себе все до единой плиты фриза. На месте оставались лишь ворота и два саркофага. Однако с турецкой стороны было выдвинуто условие - третья экспедиция по вывозу рельефов состоится только после транспортировки за счет австрийской стороны одного из саркофагов в Стамбул.

Работы по перевозке саркофага оказались намного труднее вывоза рельефов - его колоссальные блоки были слишком тяжелы и велики. Кроме того, во время подготовки к транспортировке при падении сильно пострадали двери ворот. Предприятие усугубляли и плохие погодные условия, а, главное, обводнявшаяся осенью Демре - все работы по переноске ящиков велись турецкими рабочими по грудь в воде.

Все мероприятие по вывозу саркофага, погрузки на судно и доставки его морем в Стамбул заняло полтора года. Лишь в конце апреля 1884 года австрийцы смогли вывезти оставшиеся плиты с героона Трисы в Вену. Саркофаг (т.н. саркофаг с дельфином) же сейчас находится в запасниках археологического музея Стамбула.

К сожалению, более сотни лет хранения рельефов героона из Трисы в музее истории искусств Вены не сделали их доступными широкой публике - до реконструкции музея они не выставлялись в его залах. Да и теперь в 5-м кабинете коллекции классических древностей экспонируется лишь несколько плит.

К слову, с начала 90-х годов прошлого века Турция ведет разговор о возвращении рельефов героона из Трисы. И хоть это и не такая острая тема, как мраморы Элгина, да и прав у австрияк гораздо больше, но, тем не менее, вопрос такой со стороны Турции стоит до сих пор.

Кабинет 6 - древнеримские находки на территории нынешней Австрии.

Кабинет 7 - древнеримские находки на территории нынешней Австрии: главный экспонат зала - «юноша из Магдаленсберга».

античность, путешествия, Австрия, археология, фотографии, музеи

Previous post Next post
Up