Немаленькая в Kunsthistorisches Museum и античная коллекция (Antikensammlung) - сейчас 9 залов и 7 кабинетов (всего 1452 м2). Она, как и
Египетско-ближневосточная коллекция, располагается в здании музея на Мария-Терезиен-плац.
Как водится, собиралась она столетия (с XVI века): покупка частных собраний, перевод вещей из других музеев, результаты работы австрийских археологических миссий. В постоянной экспозиции музея - 2250 экспонатов.
Здесь, так же, как и в залах и
Египетско-ближневосточной коллекции, просто фантастическое освещение - это касается света как в залах, так и в витринах. Сделано оно было во время последней реконструкции в 2000-2005 годах. Кроме этого, была обновлена концепция экспонирования (ею занимались сотрудники Коллекции классических древностей) и добавлены новые площади - 7 т.н. кабинетов общей площадью 225 кв. м - и новые экспонаты из запасников. В залах римского портрета паркетные полы заменили на мраморные, что больше соответствует выставке скульптуры. Были заменены на современные системы сигнализации, пожарооповещения и пожаротушения, а также отопительная система, что позволило убрать из залов старые радиаторы. Прежние витрины тоже обзавелись новым светом.
Дизайн пространства был разработан Atelier Hans Hoffer, а изготовлением более сотни новых витрин, их монтажом и установкой освещения занималась небезызвестная в музейных кругах
ARTEX 2012 GmbH. На сайте этой компании есть прекрасные фотографии античных залов после реконструкции:
Кабинет 1
Кабинет 3
Это, кстати,
зал Ближнего Востока из предыдущего моего поста.
Зал XIII
Зал XIV
Зал XV
Зал XVII
Зал XVIII
К слову, эта же фирма занималась освещением и витринами в уже знакомом нам
Музее глобусов. Результат и там впечатляет.
Не смогу, наверное, это описать правильными словами, но концепция Хоффера предусмотрела еще одну интересную вещь - т.с., пространственные оси между эпохами и культурами. Например, из первого же зала Древнего Египта сквозь анфиладу остальных вы видите греческого дорифора - канон классической скульптуры.
От кипрской архаики сквозь эллинизм (саркофаг с амазономахией) - к древнеримскому Вакху.
От дорифора через эллинистического кентавра взгляд ваш падает на императора Веспасиана, задрапированного в тогу.
У анфилады семи кабинетов тоже есть такая точка: через кабинеты Кипра, этрусков и прочих до-римлян взгляд упирается в юношу из Магдаленсберга.
С этим экспонатом произошла очень интересная и печальная для австрийского музееведения история. В 1502 году крестьянин у горы Магдалены (это в Южной Австрии, земля Каринтия), там, где ранее уже были открыты кельтское и римское поселения, случайно нашел в земле большую (185 см) бронзовую статую. От него статуя попала местному епископу, который в 1519 году перевез ее в Зальцбург, будучи назначенным туда архиепископом. В 1551 году бронзовый юноша перешел во владение императора Фердинанда I, которому пришла в голову идея подарить копию родственному двору в Испании.
Копия уехала в Мадрид, где дважды появилась в описях королевских садов Аранхуэса - в 1662 и 1786 годах. С начала XIX века упоминаний о статуе не было, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.
В 1806 году, после Пресбургского мира, оригинальный юноша из Магдаленсберга попал в Вену. И только в 1983 году, во время анализа металла, из которого сделана статуя, и техники его литья, выяснилось, что это - копия, сделанная в свое время для Испании.
Оригинал статуи был отлит в первой половине I в. до н.э. и имел под собой моделью классическую статую V-IV вв. до н.э., возможно, даже из мастерской Поликлета. На ее правом бедре вырезана надпись-посвящение двух вольноотпущеников:
A[ulus] Poblicius D[ecimi] l[ibertus] Antio[cus]
Ti[berius] Barbius Q[uinti] P[ublii] l[ibertus] Tiber[inus or -ianus]
До сих пор это единственная сохранившаяся в полный рост античная бронзовая статуя, найденная на территории Австрии, одна из крупнейших находок римского времени в Восточных Альпах.
Фотографии в посте (кроме фотографий Артекса) - мои. А я, увы, не фотограф. 8)