Кстати, Морис Равель - уже тогда один из наиболее ценных людей Франции - тоже пошел добровольцем на фронт. Его не брали в войска - по росту и весу. Тогда Равель устроился армейским шофером - и не исключено, что передряги, которые он попадал, привели его потом, уже после войны, к его печальному концу.
Французы, что бы они там не несли на словах, в Первую мировую были действительно честны и последовательны. В отличие от нашего тогдашнего "культурного класса"...
В смысле, Городеций не тянет на "светоча культуры", или работа фронтового корреспондента (который ездит по передовым частям, а не пишет только со слов раненых в госпиталях) не считается за пребываение на фронте?
Александр Куприн Осенью 1914 года добровольцем записался в запасной полк и был отправлен в Финляндию для обучения солдат. В январе 1915-го был демобилизован по болезни. Доброволец, все-таки. Еще один: Сразу после объявления войны принял участие в патриотическом митинге, где впервые прочел стихотворение "Война объявлена". Пытался записаться добровольцем в армию, но не получил удостоверения о политической благонадежности. Это Маяковский.
Вот только все эти добровольцы на фронт почему-то не попали. В отличие от французов.
Куприн -- понятно, ему уже 44 было, в таком возрасте мобилизованных в окопы не отправляли, лишь в тыловые части. Но Городецкому, Гр. Иванову, Блоку, Петрову-Водкину, Пастернаку, Маяковскому, Прокофьеву -- всем было меньше сорока. И у всех, кроме Гумилева, нашлись основания и возможности не оказаться в окопах...
Слаб человек. Даже если он - светоч. Кстати о контрасте с Великой Отечественной - особого контраста не было: почти все"светочи литературы", все-таки, стали фронтовыми корреспондентами. Студенты ИФЛИ и молодые поэты - не в счет, они еще не стали светочами.
> Кстати о контрасте с Великой Отечественной - особого контраста не было: почти все"светочи литературы", все-таки, стали фронтовыми корреспондентами.
"Фронтовой корреспондент" в Великую Отечественную представлял собой несколько другое. В первую голову он носил такие петлицы, за которые при попадании в плен расстреливали сразу -- по "Приказу о комиссарах".
Понятно, что разные фронтовые корреспонденты вели себя по разному: кто-то писал репортажи из тыла, кто-то "на пикапе драном и с одним наганом..." Один Симонов чего стоит. Только погибших поэтов можно перечислять долго, об их заслугах можно спорить -- но Коган или Кульчицкий однозначно были гениальны.
А светочи дореволюционной России, за одним-единственным всем известным исключением, вели себя на удивление одинаково...
У мну тут смешанные ощущения - с одной стороны я в афганистан не попал - хотя пугали, маман натурально ревела, а отец выдавал советы в духе папочки д'Артаньяна - типа "в бою вперед не лезь, но и в тылу не отсиживайся" - щас смешно, а тогда было правда довольно забавно.
Но с другой стороны - сам на это подписался - отмазку мне даже задним числом предлагали - и не жалею в общем.
PS: А вообще - оно даже в таком ультралайт варианте от восторгов лечит очень.
До сих пор был уверен, что Гумилев - кадровый офицер и по Абиссинии путешествовал уже в офицерском чине. А он, оказывается, пошел на фронт вольноопределяющимся и офицерское звание выслуживал уже в боях.
Comments 19
Reply
В отличие от нашего тогдашнего "культурного класса"...
Reply
Reply
Reply
Да и то, что Городецкий вообще бывал на фронте, вызывает некоторые сомнения.
Плюс вопрос: а что здоровый 30-летний мужик делал первые два года войны, кроме писания воодушевляющих стихов?
Reply
Осенью 1914 года добровольцем записался в запасной полк и был отправлен в Финляндию для обучения солдат. В январе 1915-го был демобилизован по болезни.
Доброволец, все-таки.
Еще один:
Сразу после объявления войны принял участие в патриотическом митинге, где впервые прочел стихотворение "Война объявлена". Пытался записаться добровольцем в армию, но не получил удостоверения о политической благонадежности.
Это Маяковский.
Reply
Куприн -- понятно, ему уже 44 было, в таком возрасте мобилизованных в окопы не отправляли, лишь в тыловые части. Но Городецкому, Гр. Иванову, Блоку, Петрову-Водкину, Пастернаку, Маяковскому, Прокофьеву -- всем было меньше сорока. И у всех, кроме Гумилева, нашлись основания и возможности не оказаться в окопах...
Reply
Кстати о контрасте с Великой Отечественной - особого контраста не было: почти все"светочи литературы", все-таки, стали фронтовыми корреспондентами. Студенты ИФЛИ и молодые поэты - не в счет, они еще не стали светочами.
Reply
"Фронтовой корреспондент" в Великую Отечественную представлял собой несколько другое. В первую голову он носил такие петлицы, за которые при попадании в плен расстреливали сразу -- по "Приказу о комиссарах".
Понятно, что разные фронтовые корреспонденты вели себя по разному: кто-то писал репортажи из тыла, кто-то "на пикапе драном и с одним наганом..." Один Симонов чего стоит. Только погибших поэтов можно перечислять долго, об их заслугах можно спорить -- но Коган или Кульчицкий однозначно были гениальны.
А светочи дореволюционной России, за одним-единственным всем известным исключением, вели себя на удивление одинаково...
Reply
Но с другой стороны - сам на это подписался - отмазку мне даже задним числом предлагали - и не жалею в общем.
PS: А вообще - оно даже в таком ультралайт варианте от восторгов лечит очень.
Reply
А он, оказывается, пошел на фронт вольноопределяющимся и офицерское звание выслуживал уже в боях.
Reply
Leave a comment