Эта часть просто о Ла-Пасе и "Долине Луны" - Valle de la Luna.
25 день. 15.11.2015. вскр. автобус Оруро - Ла-Пас
Встали чуть раньше обычного (напомню, мы еще в Оруро). Быстренько съездили к автовокзалу купить билеты. Выбрали компанию Nasser. Билеты обошлись в 25 боливиано с человека. За велосипеды заплатили еще по 10 боливиано. В руки водителю.
Позавтракали тут же на вокзале. оказалось на втором этаже есть кафешка, в которой можно приобрести кофе, что большая редкость. И отправились прокатиться до конца улицы 6 de Augosto. Там, предположительно, должен был оказаться железнодорожный вокзал. А по факту оказался стихийный рынок у огромных металлических ворот. Зато видели, как состав проходит прямо по центральной улице, разбивая асфальтовую корку, накинутую на пути специально ради парада и сегодня не слишком усердно скалываемую дворниками.
В другую сторону по центральной улице - депо и миленькие пригороды с одноэтажными богатыми по местным меркам домами с цветущими палисадами.
Вернулись на автовокзал ждать автобус.
Уже на выходе к автобусам оказалось внезапно, что необходимо еще оплатить в отдельной кассе сбор uso terminal. Всего 1,5 боливиано. Но я никак не могла понять, что же от меня хочет тетенька в дверях, отвергая билеты.
У каждой автобусной компании свой перрон. Подойдя к нашему, мы покидали сумки в чехлы, сняли педали с велов для компактности. У автобуса оказалось вместительное багажное отделение. На багаж вешают бирки. Все по-взрослому.
Выехали с небольшой задержкой. Еще за воротами кого-то подсаживали из нежелающих платить терминальный сбор. И потом еще подсаживали людей в каждом почти городочке.
200 км преодолели за 3 часа. Дорога представляет собой шоссе с приличным трафиком и отбойником в центре. Отчасти поэтому своим ходом ехать не хотелось. Есть еще ряд причин: последние дни задувает только встречный ветер; последние дни сплошные грозы; перед Ла-Пасом есть таки подъем (мы были бы медленнее, чем в предыдущие дни); довольно плотная населенка (поиск места для ночевок был бы затруднителен).
Проехали сквозь несколько гроз, несмотря на то, что с утра в Оруро нещадно палило солнце. Примерно с 70 по 75 км до Ла-Паса (по дорожным столбам) был интересный ландшафт: каньончик, холмики и поля вьетнамского типа. В паре километров до города стали попадаться нетипичные для этих мест высокие деревья. При спуске в каньон, где находится основная часть города, узрели, что склоны усыпаны этими деревьями. Они радуют взгляд после почти трех недель пустынь и пампы.
Перед самым Ла-Пасом нас накрыло обильным градом, побелившим окрестные поля пампы и поселковые улицы на долгие часы. Бррр. До самого города ехали в этой странной белой пелене.
Но перед Ла-Пасом буря стихла. Небо чуть прояснилось. К счастью, на вокзале нас высаживали уже под редкие капли.
Город по боливийским меркам огромен. Расположен очень чудно: вдоль каньонов рек в котловине вулканического происхождения. С высокогорной дороги мы спустились во впадину довольно внезапно.
После множества поселков с лачугами я просто поражена видами этого эклектичного города. По дороге к хостелу обнаружили дикие уклоны на улочках. Покрытых мокрой скользкой брусчаткой. Безжалостно.
Проспект Perez Velasco.
Ресторан на том же проспекте.
Вид на знаменитую гору Jillimani (я бы произнесла как Хийимани) с перекрестка проспектов Марискаль Санта Крус и Камачо.
Наша улочка Colombia, на которой находится хостел Onkel Inn, совсем рядом с площадью Святого Петра (Plaza San Pedro).
Хостел Onkel Inn вполне милый. Делит здание с другими конторами.
Номера с завраком, вай-фаем, все дела. Есть бар, он же типа гостиная, и кухня-столовая. Взяли номер с дорме. Наша комнатка на 3 кровати отделена от дормитория стеклянными стенами. Забавно.
Удобства на этаже. 200 боливиано. Номер с удобствами стоил 290. И так дорого, куда уж нам удобства. Готовить, говорят, можно на кухне, но я не обнаружила плиты. Курить - во дворике с качелями. Однако вход с узкой улицы по ступенькам с велосипедами преодолели с горем пополам. Можно отдать вещи в стирку. 20 боб за кг одежды. Из минусов: отсутствовала лампочка в торшере в номере, у меня на подушке обнаружен чей-то длинный волос (я перед Монголией подстриглась радикально коротко, еще не успели отрасти).
В городе тьма туристов. Гораздо больше, чем мы видели за весь поход вообще.
Сходили поесть в кафешку на углу улицы и площади. В квартале от нас оказался настоящий супермаркет, хотя мы уже решили, что они отсутствуют как класс. Незадача встретила меня на кассе: мне не захотели продавать бутылку волшебного местного пива El Inca. Оказалось, что для покупки стекла, необходимо принести в обмен пустую тару того же номинала. Менеджер нашелся и предложил взамен две жестяных емкости абсолютно того же, по его уверениям, божественного напитка. Напиток оказался тот же.
В супермаркете бывает ветчина в банках. Надоела рыба. К тому же Жень опасается ее есть после происшествия пару дней назад.
Прогулялись к центру. На главной площади (Plaza Mayor) собор Святого Франциска. Рядом некое увеселительное представление, собравшее толпу у торгового центра.
От этой площади мостик ведет через загруженный проспект Перес Веласко к узким торговым улицам.
Мостик и улица E. Valle.
Виды с мостика на проспект Перес Веласко в обе стороны.
Улочка Pichincho.
Улица Comercio выводит к площади Мурийо (Plaza Murillo) - сердцу города и страны.
Комерсио и близлежащие улочки отлично демонстрируют соседство бедности и процветания, общую неустроенность.
На площади Мурийо в самом центре - сквер с памятником герою борьбы за независимость Боливии Педро Мурильо, который был повешен на этой площади.
С одной стороны кафедральный собор Девы Марии и Президентский дворец.
Рядом - здание Национального конгресса Боливии.
А прямо напротив здания в стене скверика прячется отметка нулевого километра дорог.
Почти весь вечер было довольно сухо и солнечно. Но здесь нас накрыло дождем с градом. А после все заиграло новыми красками. Улица Комерсио.
Конгресс и разрушающееся здание рядом.
Наобум сюда пришли, и наобум же после вышли к зданию Муниципалитета города, отметив по пути Музей полиции. Полицаи, кстати, ходят по трое. Меньшим количеством, верно, боятся.
Муниципалитет.
Проспект Марискаль Санта Крус после дождя.
Высота ночевки 3620м
26 день. 16.11.2015. пн. дневка. 24 км.
Рано утром на рассвете низкие облака закрывали горы. Но через пару часов влага поднялась и растворилась; весь день было солнечно и жарко. Местный термометр показывал всего 23 в тени. Но мы упарились.
Завтрак в хостеле с 7 до 10 и маловат: чай/кофе, банан, булка с джемом (на завтра оказалось, что не только, есть еще мюсли с молоком и некие то ли фрукты то ли овощи, но наш раздавала сегодня не выставил). Интересно, что почти все съели (все порции постояльцев) две бедные европейки, забывшие один из айфонов, убегая на автобус.
Выехали пораньше, пытаясь избежать самой жары, часов в 8 утра, поехали в "Лунную долину".
На тротуарах толпы народу. На улицах сплошные заторы из-за хаотично движущихся и останавливающихся автобусов и маршруток. Будни, ё. Движение хаотичнее, чем в Ханое. Все ездят и ходят, как хотят, сигналят и ругаются. Полицаи не справляются. Смрад стоит ужасный. Вечером уже не хотелось выползать на улицу: начинало тут же мутить от запаха.
Автобусы и автомобили бывают совершенно шикарны, какой-то сплошной раритет. Примерно так (вчерашние фотки).
Большую часть пути к Лунной долине у нас спуск по городу.
Ла-Пас на спуске.
Весь город пронизывает фуникулерная линия.
На противоположной стороне роют гору.
В конце города даже примечена милая велодорожка длинною в 1 км, упирающаяся в закрытый парк. А идет она вдоль речки-вонючки, наполненной после вчерашних дождей коричневой смердящей жижей.
Трактор чистит русло.
На последних 1.5 километрах до цели очень мерзкий 100 метровый подъем по узкой дороге, где шастают грузовики.
Сама "Лунная долина" не впечатлила. Через причудливое нагромождение изъеденных ветрами и дождями песчаных утесов и башенок проложены несколько троп. Малый круг занимает что-то порядка 15 минут, большой - 45. Стоимость 15 боб с человека. На входе нам предложили поставить и состегнуть велы у забора внутри огороженной территории так, чтобы кассир их видела и могла отследить. Очень приятно.
Скалы и их нагромождения нередко носят названия. Но мы с Бетсоном слишком приземленные, чтобы различать черты. Это вот "Черепаха".
Эээ. Кажется, это местный вид люпинов.
Мы прогуляли два часа, внезапно зависнув в тот момент, когда в нее начали стекаться на фотосессию оркестры.
Моя любовь - тетечки юбчатые. Да какие красивые.
Еще долина интересна тем, что в ней растут галюциногенные кактусы. Так как здесь их явно несколько видов, то неясно, какие.
В-общем, позависали, поглазели, поползли к выходу.
С самой верхней точки видны окраины Ла-Паса.
И еще одна достопримечательность гора "Зуб дьявола".
А это, скажем, "лунные скалы" по сторонам Ла-Паса.
На обратном пути остановились пообедать в местных придорожных палатках перед набережной с велодорожкой. Схватили полный almuerzo на двоих. Оказалось, это вкусно, сытно и дешево. Альмуэрсо - это ланчи, или обед. Подается полностью: первое, второе и компот. Стоит 10 боливиано ("компот" отдельно рассчитывается, так как это кока-кола или фанта, нечто такое). Суп курино-рисовый. Вкуснейший. Второе - курица же с лапшой или рисом на выбор, с небольшим содержанием овощей (салат в основном). К супу идет пара лепешек. Местный контингент - работяги. Столовка практически. Прекрасно отобедали за копейки.
Дети в автобусе балуются. Написано задом-наперед "Ayuda" - "помогите". Совершенно четко работают на нас.
Университетский сквер.
Центральные проспекты.
Голубь попирает Христофора нашего Колумба.
Вытащить сегодня Женя еще куда-либо не хватило сил: у него нет настроения, он мерзит и ворчит.
Высота ночевки 3620м
! Начинаем повторную профилактику высотной болезни. Но сегодня только у Женя. Вечером: диакарб 1 табл (250мг), аспаркам 1 табл (175 мг+175 мг), витамины E (200 мг) и С по 1 и 2 табл соответственно.
Навигация:
Зачин Заброска, выброска1.
Рута 51. Аргентина2.
Соль, пустыня и вулканы. Аргентина, Чили3.
Гейзеры Эль Татио. Чили4.
Бескрайняя соль Уюни. Боливия5.
Грозовое плато. Боливия7.
По "Дороге смерти" и дороге разочарований. Боливия8.
В поисках сокровищ инков. Боливия9.
Разнообразная Panamericana. Боливия