Автомобиль, который впоследствии стал более известен, как "Жигули", "Лада", "копейка" и "ноль-первая", на своей родине, в Италии, назывался Fiat 124.
У замечательного рассказчика
diecast43 есть
пост, посвящённый такой же модели Fiat 124 1966 года от Norev для издательства Hachette. Немного добавлю от себя (с помощью всезнающего Гугла), поскольку, на мой взгляд, и автомобиль, и модель, удались на славу.
Fiat 124 пришел на замену седана 1300, выпускавшегося с 1961 года.
(очень похоже на Chevrolet Corvair 1960 года, который, судя по всему, впечатлил многих автомобильных дизайнеров того времени)
На Википедии подробно
изложена достаточно интересная история создания Fiat 124, поэтому ограничусь упоминанием имени Альфредо Мессори, который, фактически, является автором 124-го, а также приведу небольшой фрагмент:
Для первой презентации, состоявшейся в 1966 году на Туринском автосалоне миланское кузовное ателье Carrozzeria Touring изготовило кузов купе-кабриолет, автомобиля «Fiat 124 C4», который представил самый престижный образец нового 124 семейства. Для этого использовали оригинальный рекламный эффект спуска «С4» на парашютах. Однако, незадолго до презентации генеральному менеджеру Fiat Гауденци Боно уже показали эскизы спортивного концепта 124 от ателье Pininfarina, после чего решение о запуске «С4» в производство отменили и автомобиль остался существовать в единственном экземпляре:
(фотографии С4 добавлены мной, так как в Википедии не приводятся; на мой взгляд, автомобиль выглядит совершенно потрясающе, также как и "Москвич Турист" - особенно с поднятой крышей)
Несмотря на положительные рецензии специалистов после первых демонстраций, публика, ещё не отвыкшая от плавных классических контуров, сразу дизайн автомобиля принять не смогла, поначалу оценив внешность Fiat 124 чуть ли не как убогую, а отдельные упрощения в конструкции машины стали предметом насмешек прессы. Тем не менее "Проект 124" ускоренно довели до производственных норм и с января 1966 года запустили в серийное производство в версии Fiat 124 Sedan (в итальянском варианте названия - Berlina), и шестью месяцами позже в версии Fiat 124 Familiare (кузов типа "универсал").
Кто мог тогда предполагать, что базовому автомобилю семейства суждена долгая жизнь, которая даже не снилась модели 1300/1500! 124-й снискал необыкновенную популярность, что позволило его производным версиям продержаться на конвейерах мировых производств более 40 лет. По средним оценкам, в течение этого периода было выпущено свыше 20 миллионов экземпляров, что в мировых масштабах стимулировало возникновение обширной эксплуатационной и производственной инфраструктуры.
Несмотря на прохладное отношение сразу после представления модели, автомобильная пресса быстро увидела потенциал машины. В 1967 году Fiat 124 получил титул "Европейский автомобиль года", опередив таких конкурентов, как престижный BMW 1600 (второе место) и полноприводный (!) спортивный Jensen FF (третье место).
По совокупности качеств Fiat 124 был интереснее недешёвого компактного седана BMW и гораздо надёжнее сложного по конструкции и очень дорогого мелкосерийного купе Jensen. Реклама, титул "Автомобиль года" и демократичная цена (в те годы автомобиль предлагался за сумму в 1.035.000 итальянских лир) сделали автомобиль популярным. В середине 60-х в СССР началась работа по подготовке производства массового автомобиля для населения, и Fiat 124 стал главным претендентом на роль прототипа. Как мы знаем, машину существенно доработали, внеся около 800 существенных изменений в первоначальную конструкцию, которые улучшили эксплуатационные характеристики автомобиля в условиях советских реалий. Сам Fiat также использовал эти технические решения для своих последующих моделей.
Любопытно, что по другую сторону Атлантики в том же году титул "Автомобиль года" по версии журнала "Motor Trend" получил Mercury Cougar (по сути - перелицованный Ford Mustang):
В том же году появилась "та самая" Chevrolet Impala, ставшая иконой для любителей одного "сверхъестественного" телесериала. В одном из будущих постов обязательно покажу, как смотрятся рядом модели '67 Impala и Fiat 124, а пока - фото "живого" купе:
Ну а мы перейдём к модели от Norev. Ни с творением IXO/PСT, ни, тем более, с саратовскими моделями по точности образа сравнить невозможно. Хотелось модель голубого цвета, который очень идёт машинам 60-х, но увы - эта модель существует только в зеленом. Что ж, она по-своему хороша - тем более, что советские "Жигули" тоже красились в такой цвет.
Модель очень приятная, хоть и достаточно простая, поскольку выпускалась для журнальной серии. Фотографии говорят сами за себя, добавить мне нечего.
Во второй половине 60-х формы автомобиля казались смелыми, оригинально-лаконичными и новаторскими. Сейчас они кажутся классическими и немного наивными.
Безусловно, эта машина оставила огромный след в автомобильной истории и её модель заслуживает почётного места на полочке.
И на этом у меня всё. Спасибо за внимание!