№2. Андеграунд (Underground, Эмир Кустурица, 1995 г.)

Aug 26, 2012 20:43

Первая приходящая на ум англоязычному френду ассоциация со словом "underground"- подземелье, подполье, движение сопротивления партизан Польши, Италии, Франции и Югославии, о чем, действительно, идет речь в одноименном фильме.


Вторая ассоциация - андеграунд как альтернативная государственному официозу культура и эта ассоциация также тут неслучайна.

Этот фильм Кустурицы - самый антитоталитарный, на мой взгляд, более жесткий и радикальный по настроению, чем его ранние "Помнишь ли Долли Белл?" и "Папа в командировке".

В 1950-1970 годы за такое вот художество режиссер вместе со съемочной группой отправился бы по этапу Белград-Москва-Воркута, и радовался бы, что "всего-то десятка, зато не расстреляли".


Но для Кустурицы все сложилось удачно - его фильм снят в 1995 году, уже после крушения коммунистической идеологии и, пусть не способствовал крушению тоталитаризма в Восточной Европе, но, как минимум, вбил в его гроб один из последних гвоздей.

Нынешнему поколению кинозрителей нужно изрядно напрягаться, чтобы понять значение упоминаемых в фильме слов и выражений "секретарь ячейки", "линия партии" и т.д., но мы-то, рожденные в СССР, помним.


Рассказанная Кустурицей история, с разудалыми песнями и гиканьем, стрельбой и драками, в равной степени правдива и фантастична, героизм здесь легко уживается с предательством и трусостью, а война с любовью и ревностью.

Это рассказ об "одной стране", той, что когда-то была реальностью и которая сейчас существует лишь на старых политических картах и в сердцах ее жителей.


Вся Югославия в 1990-е годы - это ошалелые и ослепшие от яркого солнечного света партизаны, вырвавшиеся из "андеграунда" Кустурицы и понятия не имеющие, куда теперь идти и с кем воевать.

Одни льют горькие слезы над руинами погибшей страны, вторые, быстро усвоив новые ценности и идеалы, ловко прогибаются под изменчивый мир, третьи с АК-47 за плечом идут мстить всем подряд за свою потерянную родину.

Актерскую игру Мики Манойловича, Славко Штимаца и Лазара Ристовски оцениваю на пять с плюсом. Для каждого из них это высшая точка в карьере, после которой можно переставать сниматься в кино и всю жизнь получать гонорар спокойно кататься по миру с творческими вечерами.

Мирьяна Йокович в роли Натальи, на мой взгляд, порой откровенно переигрывала, что в общем-то для ее персонажа, актрисы провинциального драмтеатра, и естественно.


Музыка Бреговича в этой картине выше всякой критики, его "Kalashnikov" всегда будет в моем плеере.


Смотрите в предыдущих сериях:

№1 Агирре, гнев божий

Книжная полка и стойка с dvd-дисками, Другие 100 фильмов

Previous post Next post
Up