В предыдущей заметке мы говорили о катастрофических последствиях слияния школ. Сегодня мы продолжим разговор о реформе образования, и поговорим о последствиях реформы в экономической организации школ.
Рассмотрим, что произошло с экономической организацией школ в рамках реформы образования.
На наш взгляд произошло преступление. Школьным директорам дали так называемую экономическую самостоятельность.
Что подразумевает экономическая самостоятельность? ОТМЕНЕНА ТАРИФНАЯ СЕТКА.
Тарифная ставка- это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Тарифная сетка- это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд- это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника, подтвержденный квалификационным разрядом
Тарифная сетка это наличие у учителей разрядов.
Учитель подтверждает свой разряд выслугой лет, повышением квалификации и прочее. Школа могла присваивать до 12 разряда. Присвоение разряда происходило отметкой в трудовой книжке. Если учитель хотел получить разряд выше 12, то он мог это сделать через управление образованием. Для этого необходимо было дать открытый урок, предоставить свои публикации в тематических печатных изданиях, предъявить свою собственную методологическую разработку. Т.е. была некая процедура, которая присваивала эти разряды.
Далее существовала тарифная сетка. По этой сетке учитель, в зависимости от разряда, получал определенную заработную плату. Грубо говоря, час учителя, его ставка была четко определена в соответствии с тарифной сеткой, т.е. учитель 10-11 разряда имеет ставку N за 18 часов.
Еще было понятие ставки. Было определено, что учительская ставка это 18 часов. Для некоторых категорий, например учителей-лингвистов, это 15 часов.
Соответственно, была определена ВЕЛИЧИНА СТАВКИ, КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА
эту СТАВКУ, и была РАЗРЯДНАЯ СЕТКА.
В результате, как шло финансирование школы?
У директора был контингент учителей, была образовательная программа. В рамках образовательной программы было четко определено, что по таким то предметам столько часов, у такого-то учителя столько часов. Все это сводилось. Затем формировалась смета. Далее смета передавалась в централизованную бухгалтерию департамента образования. Централизованная бухгалтерия закрывала финансирование той или иной школы по предоставленной школой сметой. Это называлось СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВНИЕ.
Дальше начались гнилые рыночные либеральные разговоры по поводу того, что это не правильно. Что учителя есть разные, те которые хорошо работают и те, которые плохо работают. И что якобы у директора должны быть возможность поощрять хорошо работающих и воздействовать на плохо работающих. Механизм, который бы определял, что значит хорошо работающий учитель, а что значит плохо работающий, естественно, никто не определял. Все было отдано на усмотрение администрации школы. Т.е.либералы установили презумпцию, что администрация ищет только благо, думает и заботится об образовательном процессе, хочет чтобы он был как можно лучше знает своих учителей, что при наличии в школе 4-5 тыс учеников (смотри статью о слиянии школ) администрация ходит по урокам, хорошо видит и знает каждого педагога, отслеживает его образовательные результаты и решает какой учитель хороший, а какой плохой. Поэтому ДОЛОЙ ТАРИФНУЮ СЕТКУ. Теперь каждый директор в своей школе может в свободном диапазоне решать какая у учителей в школе ставка. Хочет, сделает 10 часов, хочет 18 часов, хочет 20 часов.
Но вы не подумайте ничего плохого. Есть же гражданское общество. Конечно, оно контролирует работу директора. Это, ни много ни мало, наблюдательные советы, которые должны обсуждать все действия администрации.
Но практика уже показала, что эти советы формируются из приближенных к администрации людей. Директор формирует свой пул из нужных ему людей и эти люди начинают всем заправлять. Туда входят завучи, бухгалтер, особо приближенные учителя. Они и участвуют в финансовом распределении. Директор их прикармливает. Соответственно хорошими учителями назначаются приближенные директору, а плохими все остальные. Таким образом, создается «банда», которая начинает дербанить школьный бюджет.
Поскольку дана финансовая самостоятельность , то директор сам может назначать размер ставки и размер оплаты по ставке. Там где приличные директора, они пытаются как-то с учителями делиться, т.е. играть в справедливость и разумность.
Но есть современные директора, которые работаю по-простому. Они нанимают гастарбайтеров, часто с плохим знанием русского языка. Дает им ту ставку, которую захочет. Подневольный гастарбайтер и за это благодарен. А задача такого директора максимально отжать бюджет, минимизировать затраты на педагогов, создать себе золотой запас. Поскольку директорам дана экономическая самостоятельность, то директор может сам назначать себе и свои приближенным любую зарплату, потому что получил от департамента образования на это карт-бланш. Рассказывают случаи, что директора в некоторых школах сходят с ума от своего всевластия. Кричат на учителей, разговаривают с ними в хамском тоне, кидаются предметами. И учитель, как подневольное существо, либо терпит, потому что от этого упыря зависит его зарплата, либо вынужден увольняться.
А как отжимает бабки департамент образования в рамках борьбы с коррупцией? Очень просто. Отжимая бюджет школы, директор отдает на откуп департаменту закупки всего хозяйственного инвентаря (мебель, компьютеры, ремонт в школе, питание учащихся). Это все делается через интегральные аутсорсинговые компании, которые являются аффелированными компаниям при департаменте образования Москвы (либо любого другого региона). Т.е. департамент образования дает легально зарабатывать директору. Директор может поставить себе заработную плату в 250-300 тысяч рублей. Но при этом все хозяйственные закупки делаются через нужные департаменту компании. Здесь нужно закупить компьютеры, здесь мебель, здесь ремонт. И администрации школы уже некогда заниматься образовательным процессом. Она занимается тем, что отжимает бюджет для департамента образования.
Формально вроде бы у учителя зарплата 70 тыс. рублей. Но нигде не говорится, что он за эти деньги работает на 2,5 ставки. А это значит, что у учителя нагрузка сверх меры. Он уже не в состоянии качественно готовиться к урокам, творчески подходить к образовательному процессу. Учитель должен иметь свободное время, когда он сидит дом и разрабатывает уроки, готовится к ним, проверяет тетрадки. Если у него 2-2,5 ставки, то эффективно работать не возможно. Происходит психологическое выгорание. Исчезает внутренняя свобода и учитель превращается во взмыленную лошадь.
О тех советских учителях, которых мы знаем по фильмам «Доживем до понедельника, «Большая перемена», учителя которые дружат со своими учениками, разговаривают на какие-то темы, забудьте. Учитель в таких условиях подневольное существо.
ПОЭТОМУ В РАМКАХ БОРЬБЫ С ПРОИЗВОЛОМ И РЕФОРМАМИ В ОБРАЗОВНИИ НЕОБХОДИМО ПОДНИМАТЬ ВОПРОС О ВОЗВРАЩЕНИИ ТАРИФНОЙ СЕТКИ.