История открытия и показа общественности знаменитых Ворот Солнца с Виракочей, презентующим календарь таинственной андской цивилизации Тиуанако, темна и загадочна.
Это они. Сняты французской экспедицией в 1903 году.
История деликатно умалчивает имя первооткрывателя Ворот Солнца.
В числе первых их якобы видел французский натуралист, палеонтолог Алсид д`Орбиньи, путешествовавший в 1833 году в районе Тиуанако. В книге Voyage pittoresque dans les deux Amériques он даже избразил их, но одного взгляда достаточно, чтобы увидеть: это проект и вброс. Обычная практика создателей истории - вспомним хотя бы мало похожий на реальный, вбрасывавшийся почти два века до постройки Стоунхендж.
И эти холмы и горы в принципе не похожи на ровную, как столешница, площадку Храма Каласасайя. Как ни печально - вброс.
Есть и другое издание этой книги Орбини, где иллюстратор, не Орбини, немножко постарался исправить масштаб, хотя и Ворота, и храм такие же фантазийные.
Герой Войны за независимость, соратник и начальник штаба Симона Боливара, второй президент Боливии и четвертый - Перу Хосе Антонио де Сукре якобы знал о Воротах и приказал вырыть их и поставить как символ борьбы и свободы боливийского народа в 1825 году. Но ни сам герой, ни кто-либо из современников ничего об этом не знали и никаких свидетельств не оставили. А раз так, то все упоминания Сукре в связи с Воротами - современное творчество, увы.
Вслед за д`Орбиньи изобразил памятник американский историк, ведущий специалист доколумбовой Америки своего времени Уильям Хиклинг Прескотт (William Hickling Prescott, 1796-1859), который сам в Боливии не был, но по всеобщему признанию отличался исчерпывающе тонкой, тщательной, монументальной работой с источниками, архивами, свидетельствами. В книге Historia de la conquista del Peru : con observaciones preliminares sobre la civilizacion de los Incas, 1851 он опубликовал изображение не менее исполинского памятника, от одного взгляда на которое также становится понятным, что оно делалось из головы. Но по форме скорее всего это и есть эскиз памятника, от которого существенно отошли создатели.
Эпически засвидетельствовал памятник перуанский геолог, минералог, химик, археолог, дипломат, губернатор, научный и хозяйственный сподвижник великого Симона Боливара Мариано Эдуардо де Риверо и Устариз (Mariano Eduardo de Rivero y Ustariz, 1798-1857) в книге, издававшейся в 1851, 1853, 1854, 1855 годах, Peruvian antiquities, якобы посещавший, видевший Ворота Солнца в 1842 году.
Облик Ворот с перепутанными сторонами - без комментариев.
Масштаб Ворот и расположение столбиков Храма Каласасайя по долинам и по взгорьям - тоже. Ясно, что ни того, ни другого геолог, археолог и пр., не видел. Так не ошибаются, рисуя с натуры.
В 1848 году памятник якобы видел, измерял, зарисовал французский художник и консул Франции в Боливии Леонс Ангран (Lеonce-Marie-François Angrand, 1808-1886). Боливийский исследователь Bernardo V. Biados Yacovazzo приводит его чертежи, из которых видно, что и этот свидетель измерял и чертил эскиз, а не реальный объект. Посчитайте, сколько квадратиков древнеандского календаря слева от Виракочи на рисунке и чертеже, и сколько на реальном объекте. Так не ошибаются, да еще и художники.
Столбики, без сомнений, профессор видел, они реалистичны и вкопаны на ровной площадке.
Ворота, без сомнений, не видел, иначе не нарисовал бы крохотную фигуру пастушка, сидящего в проеме.
Сравните с реальным сидящим человеком.
Работу над созданием мегалитов - "обломков Храма" профессор запечатлел и здесь, рисунком и фотографией.
Сравните с фото 1903 года. Мегалитов ощутимо прибавилось.
Сегодня считается, что первым правдоподобно изобразил Ворота Солнца археолог-дипломат, пионер американской археологии Эфраим Скуайер (Ephraim George Squier, 1821-1888), сделавший себе имя открытиями древних земляных сооружений долины Миссисипи. Он работал в Перу консулом США и участвовал в раскопках в 1864-65 годах. В своей книге Peru; incidents of travel and exploration in the land of the Incas, изданной в 1877 году, он изобразил Ворота Солнца, по его собственному утверждению, с фотографической точностью.
По гравюрам видно, что археолог объект в глаза не видел, а имел только фото объекта, который ему надлежало увековечить.
Это одна из первых первых фотографий, опубликована в 1892 году.
В общем с вбросом памятника в научный оборот через авторитетного археолога получился конфуз, археолог мощно ошибся с масштабом. Также понятно, что накануне памятник и делался.
История очень сильно напомнила процесс "узаконивания" в науке и обиходе прославленных гигантских статуй моаи острова Пасхи маститым писателем-путешественником Пьером Лоти. Который в юности служил гардемарином на корабле, посещавшем остров в 1872 году, никаких гигантских моаи не видел, только помогал капитану отпилить голову единственной найденной относительно целой маленькой статуе, но в 1899 году издал популярную книжку о своих якобы наблюдениях моаи, которую снабдил иллюстрациями с неколькими появившимися к этому времени на острове моаи. Подробности здесь , кому интересно.
А делались Ворота Солнца формованной смесью после 1851 года, чему также есть подтверждение - эскиз будущего памятника, опубликованный в названном году. Кому интересно, тут найдете и его, и результаты лабораторных анализов других мегалитов Тиаунако, выявившие два вида искусственных смесей и места забора компонентов, и много чего еще.
[Приходится ставить это] Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.