Барышни и хулиган

Mar 08, 2021 10:14





Любите ли вы старое французское кино? Кажется, этот вопрос я уже задавал)). Думаю, не грех задать ещё раз, потому что обязательно найдутся те, кто ответит отрицательно. И, скорее всего, потому что либо смотрели его совсем мало, либо не смотрели вовсе. И очень напрасно! Ведь в старом французском кино обитает такое количество потрясающе красивых и талантливых женщин, что другим кинематографам конкурировать с ним невероятно сложно. Конечно, можно привести в пример кино американское, но боюсь, при всём гигантском выборе красивых американских актрис, с талантом у большинства из них не очень.

А накануне главного весеннего праздника (и это не Масленица, хотя в этом году они совпадают), когда мы в который раз восхищаемся нашими женщинами и радуем их чуть больше, чем обычно, есть прекрасный повод посмотреть или пересмотреть вместе старый французский фильм, где не обязательно должна быть весна, но обязательно - красивая женщина и бескрайняя любовь.



Женщина ощущает себя женщиной в полной мере лишь когда рядом с нею достойный её мужчина. Только такой мужчина в силах сломать столь живучую у нас жизненную позицию «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», превратив женщину в Женщину. С мужчинами во французском кино тоже дефицита не наблюдается - про Алена Делона и Жана Поля Бельмондо мы уже говорили. Они на экране то бандиты, то хулиганы, то полицейские - всегда есть какой-то элемент отрицательного оттенка, даже в образе полицейских. Барышни так любят хулиганов… Этот отрицательный оттенок творит невообразимые вещи, и благовоспитанная барышня спонтанно ускользает из уютного родительского гнёздышка, следуя за порочным обаянием молодого человека/зрелого мужчины.

Классический образ чарующе-отрицательного персонажа во французском кино смог создать лишь один актёр - Жан Габен. Ни Жерар Филипп, ни Жан Марэ, ни Ив Монтан (при всей их гениальности) не обладали той одновременно положительной и отрицательной харизмой, которой обладал Габен. Женщины рядом с ним начинали играть каким-то необъяснимыми красками, раскрывая доселе невидимые грани своего таланта. Габен, как настоящий самец, вёл этих женщин к полному проникновению в их женское начало, которое, распускаясь на экране подобно цветку, производило сногсшибательный эффект. Помогая актрисам блистать, Габен довольствовался ролью ювелира, огранившего алмаз, тем не менее зарабатывая популярность и для себя самого. Сегодня я предлагаю вспомнить шесть актрис старого кино, которые, играя в дуэте с Габеном в разные годы, показали себя не в привычном для них экранном амплуа, а смогли доказать зрителю свою разноплановость и широту мастерства.

Обычно Жан Габен представляется нам таким.



Или таким.



Да, большинство его фильмов показывались в Советском Союзе уже глубоко после войны, поэтому нам Габен запомнился именно в образах 60-70-х. Но ведь пик его карьеры и основная слава - это 40-50-е. Тогда он выглядел так.



А сниматься начал вообще в 30-х (первый его фильм, «Мефисто», вышел в 1930 году), и тогда это совсем другой человек.



Вот в такого бравого хулигана и влюблялись тогда барышни. С годами игравший бандитов, беглых преступников и солдат, моряков и разнорабочих, Габен остепенился и переквалифицировался на серьёзных мафиози, сельских пьяниц и садовников. Но при этом не растерял ни грамма своего шарма, продолжая источать негативное обаяние. Даже роли комиссара Мегрэ в нескольких экранизациях Сименона обладали каким-то подспудным отрицательным зарядом. Но в хорошем смысле)).

Шесть картин, которые мне вспомнились не только благодаря Габену, но и участию в них в совершенно неожиданном ракурсе знаменитых великолепных актрис, расскажут нам о солдате-дезертире, прорабе-строителе, беглом убийце, мафиози-налётчике, матёром адвокате и сельском пьянице. И в каждом из случаев этот, казалось бы, отрицательный персонаж оказывается жутко положительным, открывая отчаявшейся женщине путь к надежде на лучшее.



"Набережная туманов", Франция, 1938, Pathe, Cine-Alliance, режиссёр Марсель Карне, автор сценария Жак Превер, композитор Морис Жобер

«Набережная туманов» Марселя Карне - классический образец поэтического реализма в кино. Сценарий писался под Габена и под съёмки в портовом Гамбурге, но министр пропаганды Третьего Рейха Геббельс счёл его декадентским и запретил. Поэтому и действие фильма, и съёмки переехали во французский Гавр. Это история солдата-дезертира, пытающегося сесть в Гавре на корабль и покинуть Францию. Он встречает девушку, которую играет Мишель Морган, потрясающая французская актриса, к сожалению, давно забытая у нас.



Мишель Морган в "Набережной туманов"

Она несчастна, поскольку безуспешно ищет пропавшего возлюбленного, которого на деле убил местный ростовщик, назойливо ухаживающий за героиней Морган. Пропавшего разыскивают и портовые бандиты, и в такую кутерьму оказывается втянут герой Габена. Распутав этот клубок противоречий, он спасает девушку, к которой проникся искренней симпатией, от ростовщика, убивая его, чтобы потом погибнуть от рук бандитов, считающих, что он убил и их пропавшего друга. Весь фильм снят в тёмных тонах с почти постоянным присутствием в кадре тумана, что обеспечивает картине атмосферу напряжённости и тревоги. И лишь два светлых пятна на этом сером фоне - Габен и особенно Морган - рассказывают историю любви и её всепобеждающей силы. Костюмы для Морган, кстати, придумала и сшила Коко Шанель.



Кадр из фильма "Набережная туманов"



"Мартен Руманьяк", Франция, 1946, Gaumont, Alcina, режиссёр Жорж Лакомб, автор сценария Пьер Вери, композитор Джованни Фуско

Марлен Дитрих - совсем не французская актриса, а очень даже немецкая. Переехав в 1930 году в США и начав там свою американскую кинокарьеру, она несколько раз отвергла предложение Геббельса вернуться в Германию и сниматься там в кино за безумные деньги и полностью на её условиях. В 1941 году в Лос Анджелесе она познакомилась с Габеном, приехавшим туда из уже оккупированной нацистами Франции. Их бурному роману суждено было прожить шесть лет, а его квинтэссенцией стал фильм «Мартен Руманьяк».



Марлен Дитрих настоящая, на съёмках "Мартена Руманьяка"

Дитрих снималась с Габеном уже во Франции и на французском языке. Поначалу кажется, что она вновь играет роковую женщину, способную уничтожить мужчину одним лишь поднятием брови. Но потом оказывается, что это просто запутавшаяся в отношениях одинокая, но очень эффектная женщина, которая допускает к себе «разнообразных не тех». И лишь простоватый и прямолинейный прораб Руманьяк способен дать ей ту самую настоящую мужскую любовь, которую она ищет всю жизнь. Героиня Дитрих отвергает ухаживания влюбившегося в неё по уши студента, купившего птичку в её магазине, поскольку он ещё слишком юн и неопытен для неё, отвергает и серьёзного дипломата с очень хорошими деньгами, поскольку он слишком фальшив и самовлюблён. Но Руманьяк, сжигаемый ревностью, случайно убивает её в ссоре. Благодаря правильно выстроенной защите суд оправдывает его, но он прекрасно знает, что сделал. И, когда видит в тени сада своего дома того самого студента с пистолетом, добровольно подставляется под его пулю, чтобы получить заслуженную кару.



Кадр из фильма "Мартен Руманьяк"



"У стен Малапаги", Франция-Италия, 1949, Francinex, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Жан Оранш и Пьер Бост, композитор Роман Влад

Этот фильм имеет двойное название. У нас он известен под своим итальянским именем - «У стен Малапаги». Во Франции же он назывался «По ту сторону решётки», что лучше отражает его суть, ведь речь здесь о беглом преступнике, совершившем хоть и непреднамеренное, но убийство, и бегущем от правосудия из Франции через Геную. Пару Габену здесь составляет удивительная Иза Миранда, актриса итальянская, но много снимавшаяся во Франции, а в 60-х работавшая в основном уже в Великобритании и США. История двух одиноких и потерявшихся в жизни людей, неожиданно нашедших друг друга среди безысходности и темноты. Один из безусловных шедевров неореализма. Режиссёр Рене Клеман и Иза Миранда были удостоены премий Каннского кинофестиваля за свои работы.



Кадр из фильма "У стен Малапаги"



"Не тронь добычу", Франция-Италия, 1954, Del Duca Films, Antares, режиссёр Жак Беккер, авторы сценария Жак Беккер, Морис Грифф и Альбер Симонен, композитор Жан Винер

Из 30-х и 40-х перемещаемся в 50-е. Габен уже заматерел и немного раздался в торсе, что придало ему дополнительный налёт привлекательности. «Не тронь добычу» - классический гангстерский триллер, просто перенаселённый красотками. Однако роковую роль в жизни бандита Макса, ограбившего банк и завладевшего восемью золотыми слитками, сыграла именно безумно красивая героиня великой Жанны Моро.



Жанна Моро и Лино Вентура в фильме "Не тронь добычу"

Относясь к нему как к папочке, она постоянно ищет у него защиты, меж тем проболтавшись другому бандиту, Анжело (его замечательно играет Лино Вентура) о добыче Макса. Герой Габена - уставший от жизни человек, которому до чёртиков надоели гулянки, бабы и налёты - он хочет остепениться и ложиться спать пораньше! Но благодаря героине Моро опять приходится брать в руки автомат и отстаивать своё место под солнцем. Отличный образец криминального кино эпохи раннего Диора, однозначно рекомендую.



Кадр из фильма "Не тронь добычу"



"В случае несчастья", Франция-Италия, 1958, Iena Productions, UCIL, CEI-INcom, режиссёр Клод Отан-Лара, авторы сценария Жан Оранш и Пьер Бост, композитор Рене Клёрек

Спустя ещё несколько лет Габен уже остепенившийся и уважаемый адвокат, который влюбляется в свою подзащитную Иветту, молодую сексуальную девушку в совершенно фееричном исполнении Брижит Бардо. Она совершила ограбление, но мэтр Гобийо всячески выгораживает её, пытаясь спасти и вывести на верный жизненный путь, подтасовывая факты на суде. Разумеется, ничем хорошим такая история закончится не может. Смотрите сами - получите массу удовольствия.



Габен и Бардо на съёмках фильма "В случае несчастья"

В первоначальной версии фильма при первой встрече героиня Бардо раздевается перед Габеном догола и стоит так перед ним прямо в кадре. Безусловно, сцена была снята со спины, а не с такими откровенностями, которые заставлял вытворять Марко Феррери Жерара Депардье и Орнеллу Мути на съёмках «Последней женщины», но для конца 50-х и она оказалась верхом дерзости, поэтому сцену пересняли, где Бардо всего лишь задирает перед Габеном юбку, чтобы продемонстрировать ему отсутствие трусов. Сохранились обе версии фильма, так что можно постараться и найти и ту, и другую.



Кадр из фильма "В случае несчастья"



"Гром небесный", Франция-Италия-ФРГ, 1965, режиссёр Дени де Ла Пательер, авторы сценария Дени де Ла Пательер и Паскаль Жарден, композитор Жорж Гарваренц

Что ж, начинали с Мишель, Мишелью и закончим)). В середине 60-х Габен уже старик, однако ничуть не утративший своего обаяния. В «Громе небесном» он играет ненавидящего весь мир деревенского ветеринара-пьяницу, который притаскивает домой из придорожного кабака проститутку Симону в очаровательном исполнении Мишель Мерсье, знаменитой у нас благодаря сериалу про Анжелику.



Мишель Мерсье в фильме "Гром небесный"

Он принимается воспитывать её как дочь, наставляя на путь истинный и создавая при этом массу комичных ситуаций. В итоге Симона, оберегаемая героем Габена как драгоценность, влюбляется в его молодого соседа и, чтобы смягчить предполагаемый гнев новоявленного отца, объявляет ему о беременности. Реакция Габена обескураживает всех - теперь он любит весь мир и готовится стать дедушкой. Мерсье здесь - брюнетка со стрижкой. Именно такой привык видеть её европейский зритель, для нас же она более привычна блондинкой с длинными роскошными волосами.



Кадр из фильма "Гром небесный"

Все шесть актрис, про которых мы сегодня вспомнили, совершенно разные и поэтому так интересны нам, зрителям. Габен же всегда одинаков - жёсток, мужественен, бескомпромиссен, и вместе с тем нежен, заботлив, умеет любить. И поэтому он нам тоже интересен как герой! Ведь имея рядом с собой героя, женщина расцветает, неся весну не только в свою жизнь и в жизнь своего мужчины, но во весь мир.

Поздравляю всех женщин с праздником весны и любви! Продолжайте радовать мир своим присутствием в нём! Ну, и про нас, мужчин, не забывайте)).

История, Франция, кино, праздник, общество

Previous post Next post
Up