В 2012 году мы поехали на Сицилию главным образом ради Собора Монреале, но в тот момент, когда оказались внутри и, несмотря на темноту, предвкушали удовольствие от собранной коллекции, наш фотоаппарат предательски сломался. :( Для меня это было таким шоком, что я уже ничего не видела вокруг а сидела и тупо смотрела на мелькающих туристов. Мой муж героически пытался что-то снять на видеокамеру, но качество получилось ужасное. Может быть поэтому я надолго потеряла интерес к этому памятнику, но вот вдруг вспомнила, что он остался у меня недоделанным и решила исправить ошибку с помощью многочисленных, но не всегда хороших, фотографий из интернета.
Для начала советую посмотреть прекрасную видео панораму,
http://www.tour360.eu/panoramiche-interne.php, и только после этого, если сохранится желание, более подробно рассмотреть отдельные мозаики. Они здесь далеко не все, но самые основные увидите. В русской Википедии очень подробная статья о мозаиках Монреале, я скопировала только малую часть текста. Основное количество фотографий тоже оттуда, но есть несколько и моих, тех, что удалось вытянуть.
Итак....
"Главной достопримечательностью собора Монреале являются 130 мозаик, покрывающих практически все внутренние стены собора на площади около 10 000 м². По площади и целостности замысла мозаики Монреале являются одним из крупнейших мозаичных циклов мира. Большая часть мозаик выполнена в рекордно короткие сроки между 1183 и 1189 годами. Национальное происхождение авторов вызывает споры. Авторами мозаик могли быть как мастера, приглашённые из Константинополя, так и местные мастера, хоть и находившиеся под влиянием византийского искусства. В пользу «константинопольской» версии говорят типично греческие одеяния Христа, Божией Матери и архангелов и греческие подписи ряда мозаик в апсиде. В пользу «местной» версии свидетельствуют достаточно примитивное исполнение мозаик главного нефа и боковых приделов, в ряде случае отступающее от традиционных канонов византийского искусства, и надписи на вульгарной латыни на большинстве мозаик." Логично предположить, что сначала работали Константинопольцы, а местные продолжили.
Мозаики алтаря
Главный неф, верхний ряд южной стены
"Вначале Бог сотворил небо и землю", " Да будет свет и стал свет", "Дух Божий носился над водами".
Отделение света от тьмы
Создание небесной тверди, разделившей воды на те, которые "над" и "под" твердью
Отделение суши от моря и создание растений
Бог создаёт солнце, луну и звезды
Сотворение птиц, пресмыкающихся и рыб
Сотворение Адама
Седьмой день
Бог вводит Адама в Рай
Главный неф, верхний ряд западной стены - всего 2 мозаики
Сотворение Евы
Встреча Адама и Евы
Главный неф, верхний ряд северной стены
Грехопадение
Изгнание из Рая
Авель и Каин приносят жертву Богу
Убийство Авеля Каином
Бог обличает Каина
Нижний ряд северной стены главного нефа
В центре - жертвоприношение Авраама
Раб Авраама и Ревекка у колодца
Исаак благословляет Иакова
Иаков бежит из родного дома
Лестница Иакова
Нижний ряд южной стены главного нефа
Ноев ковчег
Автор Carlo Pelagalli
Опьянение Ноя
Строительство Вавилонской башни
Авраам поклоняется Трем Ангелам
Авраам служит Трем Ангелам
Нижний и средний ряды западной стены
Средний ряд : Два Ангела пребывают в доме Лота в Содоме и горожане требуют у Лота выдать гостей на поругание (Быт. 19:1-11), Лот с дочерьми бежит в Сигор, жена Лота обратилась в столп, Содом поражён Богом (Быт. 19:15-26)
Мозаики пресвитерия и трансепта
посвящены событиям земной жизни Христа, хотя не включают в себя большинства евангельских чудес (им посвящены мозаики в боковых нефах). Наилучшим образом мозаики этого цикла можно видеть, находясь в самом пресвитерии, куда доступ мирян по-прежнему закрыт. В связи с этим, мозаики этого цикла часто ускользают от внимания как посетителей, так и путеводителей. А между тем, многие из этих мозаик выделяются особым драматизмом и живостью изображения.
Несколько скриншотов с панорамы для уяснения расположения
Слева вверху - Крещение
Узнаются Омовение ног , выше - Преображение, правее - Моление о Чаше. Справа - Вход в Иерусалим и Тайная Вечеря
Омовение ног
Моление о Чаше
Вид из пресвитерия на запад. Справа вверху - Распятие, Явление Христа Марии Магдалине.
Искушение в пустыне. Из рук посрамлённого Сатаны высыпаются камни, превращения в хлебы которых тот добивался от Спасителя.
В сцене предательства Иуды драматизм происходящего подчеркнут тесно поставленными фигурами воинов, к Иисусу, которого целует Иуда,
уже протянуты руки стражей, а Апостол Пётр слева отсекает ножом ухо Малху.
Уверение Фомы
Погребение Христа
Мозаики боковых нефов - Чудеса Христовы
Мозаики северного - левого нефа
Изгнание торговцев из Храма. Иисус показан опрокидывающим стол меновщиков, с которого ссыпаются монеты.
Исцеление прокаженного
Исцеление двух иерихонских слепых
Исцеление больного водянкой
Воскрешение дочери Иаира
Мозаики южного - правого нефа
Воскрешение сына наинской вдовы
Исцеление сухорукого
Мозаика нижней части стен боковых нефов
Возможно исправление ошибок и дополнение, не спешите делать перепосты.
Здесь еще мозаики
http://sibeaster.livejournal.com/64747.htmlhttp://sibeaster.livejournal.com/39270.htmlТам же, по тегу
Собор Монреале можно почитать и о других мозаиках
https://ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Монреалеhttp://antik-mosaik.livejournal.com/71419.htmlhttp://sibeaster.livejournal.com/64478.htmlhttps://vseo7e.com/my-puteshestvenniki/siciliya/monreale-gorod-zolotogo-hrama/