Колесо Фортуны. Часть 3

Jan 17, 2014 16:55

Оригинал взят у gorbutovich в Колесо Фортуны. Часть 3
Колесо Фортуны. Часть 1. Часть 2

Колесо Фортуны в архитектуре
В античные времена колесо Фортуны имело не совсем тот вид, какой оно приобрело в христианском прочтении.
Вот колесо, украшавшее пампеянский пол:



Композиция Помни о смерти / Memento mori. Неаполь Национальный Археологический музей, Италия, мозаика найденная в Помпеях, 47 х 41 см. По клику до 2150 x 2425. viaКолесо было знаком Фортуны, счастья и случая. На мозаике изображено колесо Фортуны, которое при повороте, делает богатых бедными, а бедных богатыми. Каждое состояние ценно, смерть может настигнуть в любой момент. Жизнь висит на волоске, когда он оборвется, жизнь улетит и все будут равны. Богатство и знатность представлены малиновыми одеждами слева, бедность показана козьей кожей справа. Смерть - череп, душа - бабочка.[Description in English]Naples National Archeology Museum, Italy (inv. no. 109982), found in Pompeii (I, 5, 2). The mosaic (47 x 41 cm) represents the Wheel of Fortune which, when turned, makes the rich (represented by the crimson cloth on the left) poor, and the poor (represented by the goat skin on the right) rich, meaning every state is precious, death awaits at any moment, and life hangs by a thread : when the last one breaks, the soul (represented by the butterfly) will fly away. And everyone will be equal.

А вот Богиня Фортуна на алтаре:
2.


Фреска на римском алтаре. Государственный археологический музей, Милан. via {Картинка уже была в Колесо Фортуны. Часть 1}Здесь Фортуна в одной руке держит рог изобилия, в другой колесо с креплением-ручкой. Колесо у ног богини отражает аспект непостоянства жизни. Колесико здесь маленькое, если сравнивать его с колесами последующих эпох.

В средневековом искусстве колесо Фортуны сильно выросло в размерах и приняло угрожающий вид. Теперь оно символизировало божественное предопределение.

Фортуне с колесом в числе прочего пришлось поработать в христианской архитектуре и связанной с ней скульптуре - участвовать в убранстве церквей.

Самое логичное место для круговой композиции, конечно же, круглая архитектурная деталь - соборная роза. «Роза»  - большое круглое окно в церквях романского и готического стилей, расчлененное фигурным переплетом на части. Окно-роза помещалось высоко над входными дверьми и освещало внутренности храма. В начале романской эпохи роза была довольно простая и часто напоминала колесо со спицами. Впоследствии рисунок разделки круга все более и более усложнялся. Иногда соборная роза изображалась в виде Колеса Фортуны - вокруг колеса размещались фигурки людей, возносимых и низвергаемых судьбой. В этом случае Роза так и называется - Колесо Фортуны.

3.


Один из самых известных примеров розы-«Колеса Фортуны» находится на романской базилике Сан Дзено Маджоре в Вероне. Source, другой ракурс.
4.


Другой сохранившийся образец - Собор святого Вигилия / Cattedrale di San Vigilio, Дуомо Тренто, Италия, 12-14 века. via. По клику - до 2736 x 2628.Детали трентского колеса Фортуны-розы:


















Тут, в отличие от большинства изображений, круговорот людей движется против часовой стрелки.
Можно вспомнить лист из знаменитого архитектурного альбома Виллара де Оннекура с зарисовкой схемы Колеса Фортуны, свидетельствующей, возможно, что мотив встречался, но не был общеизвестен. Зодчий Виллар де Оннекур (ок.1195-ок.1266 г.) изучал церковные здания Европы, он участвовал в создании оконной «розы» собора в Лозанне. Лозанская роза несет другую идеологию. В Лозанне представлена композиция мироздания со сложной космологией, излучающейся из священного центра: четыре стихии, четыре ветра, четыре реки рая, четыре времени года, двенадцать месяцев и знаков зодиака и проч. Чередование месяцев символизирует течение времени. Фотография лозанской розы.

Находим колесо Фортуны в декоре церквей - на стенах, на полу, на саркофагах.

Скульптура:
5.


Монастырь de la Oliva, фриз западного фасада, 1134, Carcastillo, Наварра, Испания / La Rueda de la Fortuna. Monasterio de la Oliva, friso fachada oeste, 1134, Carcastillo (Navarra). via
Фрески:
6.


Фреска в старой церкви в Швеции / Wheel of fortune in the old church of Enånger, Sweden. viaЗдесь мы видим обычные для колеса Фортуны надписи: «Regnabo - Regno - Regnavi - Sum sine Regno» (лат.) - «Я буду царствовать - Я царствую - Я царствовал - Я без царства».
См. также фреску из церкви в Швеции, около 1470 года

7.


Аллегория Непостоянства, 1306 г. Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). Фреска капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя via
Фортуну как «Непостоянство» (итал. L’Incostanza) в виде фигуры, падающей с колеса, в ряду аллегорий пороков изобразил в капелле дель Арена в Падуе Джотто. Так что, не обошел вниманием Фортуну и великий Джотто, про которого Джорджо Вазари писал: "он один, хотя и родился среди неумелых мастеров, смог по дару свыше воскресить искусство, шедшее к погибели, и довел его до такой совершенной формы, что стало возможным назвать его прекрасным." [1]  Джотто Фортуну, конечно, почтил вниманием, но как-то непочтительно, в чиле пороков. Здесь мы имеем дело с Фортуной, балансирующей на колесе, а не повелевающей им. Джоттовская аллегория относится к другому типу изображения бывшей античной богини - Фортуне на шаре или глобусе.

Пол:
8.


Кафедральный собор, Сиена, Италия, фрагмент пола с Колесом Фортуны. Инкрустированный пол кафедрального собора выполнен сиенскими мастерами из мраморных плит в 1369-1547 г.г. / Pavimento del Duomo di Siena, ruota della Fortuna. 1500s. scan. via

Колесо Фортуны в декоративно-прикладном искусстве
Саркофаг:
9.


Монастырь Санта-Мария, саркофаг Петра I, 14 век, Alcobaça, Португалия / Rueda de la Fortuna de los Amantes. Monasterio de Santa María, sarcófago de Pedro I, s.XIV, Alcobaça (Portugal) via
Гобелен:
10.


Гобелен, около 1520 г., Брюссель, сейчас находится в Королевском дворце Ла Гранха-де-Сан-Ильдефонсо, Испания / Fortuna from a 9-piece set of the Honors tapestries, woven in the workshop of Pieter Enghien van Aelst, Brussels, ca. 1520. 496 × 860 cm. Patrimonio Nacional, Royal Palace of La Granja de San Ildefonso. After Bernard van Orley (circa 1491/1492-1542) (1487-1542). via

Колесо Фортуны в гравюре
11.


Многорукая Фортуна - такое предстваление Фортуны не редкость.
Ксилография, Лондон, 1554. Иллюстрация к произведению уже упоминавшегося Джона Лидгейта "Падение государей" / Fortuna with the many hands. Woodcut in John Lydgate’s "The fall of Princes", London, 1554. via
12-15.


Четыре представления Колеса Фортуны.
1. Автор ксилографии Георг Пенц (ок.1500-1550) - немецкий живописец, гравер, первым его учителем был Дюрер. / A woodcut of Pencz (MARLE, van (1932);
2. Работа 1532 года Ганса Бургкмайера (1473-1531) - немецкого художника и ксилографа из Аугсбурга / Burgkmaier (1532) (CHEW, 1962);
3. Фортуна и льстецы. Мудрец останавливает колесо. Гравюра Корнелиса Ван Далена, Лейден, 1642. Гравюра для титульного листа сочинения Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) "Генрих VII" / Fortuna and the flatterers. The sage stops the wheel. Engraving of Cornelis van Delen on the titlepage of Francis Bacon’s ‘Henri VII’ (Leiden, 1642) (CHEW, 1962);
4. Фортуна и судьба. Ксилография для титульного листа работы Роберта Рекорда (ок.1510-1558), уэльского врача и математика, "Замок знаний", Лондон 1556 / Fortuna and Fate. Woodcut on the titlepage of Robert Recorde’s ‘The Castle of Knowledge’ (London, 1556) (CHEW, 1962). via
16.


Колесо Фортуны, гравюра на меди, вторая половина 15 века, Библиотека Зальцбургского университа / Das Glücksrad, Kupferstich, 2. Hälfte 15. Jh. 15th cent. Universitätsbibliothek Salzburg, G 254 III. Author Meister mit den Bandrollen. via

Примечание:
[1] Цитата по: Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Редакция и вступ.статьи А.Дживелегова, А.Эфроа. - 2-е изд. - М.: Изобраз.искусство, 1995. - С.60.

Источники и ссылки:
К илл. 3: The Patron Saint of Verona, Verona
К илл. 4: TRENTO CATHEDRAL (особенно фотография 7); italia-ru.com
К илл. 8: Фотографии пола Сиенского собора: cultura.elpais.com

См.также:
[Spoiler (click to open)] Йога и другие восточные картинки из "блога" путешественника 17 века
5 книг об античной мифологии
Христианин на горшке (?). Романская капитель
Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть
Средневековый город в миниатюрах
Виллар де Оннекур - автор средневекового учебника по архитектуре


символы, перепост

Previous post Next post
Up