Для полноты повествования просто необходимо его показать подробно. Участок федеральной трассы Котлас - Яренск от
Федяково до
Белопашино имеет протяженность примерно 40 км, но отнял он у меня целый день! Виной всему - недостроенный (примерно 13 км) перегон Рябово - Литвино, и его 20-километровый, если можно так его назвать, объезд вдоль Вычегды. Единственное, что cкpacилo путь - это
разрушенная церковь в Чакуле и великолепные панорамы вычегодской поймы, открывающиеся с высоких угоров.
(кликабельно)
Северное словечко "угор", кстати, я употребляю не в первый раз - и это отнюдь не дань вычегодскому колориту, а
весьма точный местный геоморфологический термин. Не полноценная "гора" и не ущербный "бугор", а именно угор, т.е. как-бы половина нормальной горы. В самом деле - с одной стороны у этой крупной обособленной формы рельефа - река или ее плоская долина; с другой - почти такая же плоская тайга. Между собой угоры разделены узкими и глубокими врезами, по которым стекают к Вычегде ее многочисленные притоки. Высота угоров разная, но в среднем это 40-60 метров - т.е. примерно как у шестнадцатиэтажного дома. Дорога, на которой расположено с десяток обитаемых или покинутых деревень, идет вдоль реки - переползая с угора на угор. Легко себе представить, каково приходится тут автомобилистам зимой. А летом проехать по ней и вовсе способен только танк - ну или король тайги "Онежец". По его одинокому и широкому гусеничному следу я и проделал большую часть пути.
Итак, утром 11 сентября выбираюсь от пристани Федяково снова на трассу. Характер дорожного покрытия заметно ухудшился, стали попадаться недостроенные мостовые переходы через ручьи:
Вскоре за речкой Чакулкой свежеуложенное полотно кончается, упираясь в нерасчищенную просеку (которая, в свою очередь, также вскоре обрывается). Водитель катка категоричен: дальше не проехать. Единственный вариант - вернуться на 300 метров назад и свернуть на свежепостроенный "большак" к Рябово.
А вот и поворот. До Рябово - 3 км такой дороги. Деваться некуда - включаю пониженную, еду. Периодически переходя на шаг. Нелегкий выбор, кому отдать колею - себе или груженому титановому коню - решаю по обстановке то так, то сяк.
В итоге в Рябово мы оба вступаем по втулки в г...рязи, и отправляемся чиститься и отмываться к устью Чакулки, на чудесную песчаную косу. Чтобы не повторяться:
берег Вычегды, деревня Рябово, погост Чакула с Преображенской церковью, участок перелаза по деревне. На выезде из Рябово отлавливаю языка, спрашиваю про дорогу:
-- Как там дальше - получше, наверное?
-- Э-э, нет... дальше - похуже!
Попутно выясняю, что "зимняя", верхняя дорога летом абсолютно непроезжа, и лучше через 6 км свернуть направо на пойму - там на днях прошел "Онежец", следы хорошо заметны. Пожелав удачи, местный добавляет напутственно:
-- Там, правда, медведи бродят - но они сейчас сытые. Есть не будут, только прикопают...
-- Спасибо, учту:))))
Итак, первые 6 км от Рябово вполне наразъезжены:
Временами открываются виды на Вычегду:
И снова лес и грязь:
Постепенно грязи становится меньше, лишь лужи да одинокий след "Онежца". Через 6 км он, как и было обещано, сворачивает направо - а прямо уходит сырой заросший травой зимник. Еду по следу.
Вскоре след уходит влево, к заброшенной деревне. Там снова непролазная грязь, зато прямо уходит вполне приличная дорожка - по карте мне туда, река уже близко, еду прямо.
Преодолев небольшой лесок с ручьем, снова выхожу на гусеничный след у высокого пойменного обрыва - отдыхаю, любуюсь:
В основании склона, на краю поймы - брод через ручей, неожиданно вязкий и глубокий. Штурмую в лоб, не разуваясь - скоро на ночлег, сушиться, чиститься, отдыхать
Но сначала надо добраться до реки, объезжая многочисленные старичные елани. Дорога петляет по пойме, влажный грунт вкупе с подгнившей травой обеспечивают жесточайшее, "12-балльное" налипание. Расстегиваю тормоза; через какое-то время развьючиваюсь, снимаю заднее крыло - можно ехать! Но недолго: грязе-соломенный цемент набивается между колесом, багажником и велоштанами - останавливаюсь, выковыриваю, снова ползу. Окрестные пейзажи радуют красками, это добавляет сил и поднимает дух:
Последний бросок через небольшой перелесок -
и я у реки!
Буксир тянет баржу вверх по Вычегде:
Проехав немного рядом с ним, встаю на ночлег прямо на берегу, у небольшого березового колка
От этого места до нормальной дороги - около 3 км вдоль Вычегды, и еще парочка от нее в сторону, по разобранной узкоколейке. При выезде на трассу стоит указатель: направо - Яренск; налево - Котлас. Дорожники поставили, впрок. Правда, в сторону Котласа сразу же стоит кирпич - ведь через километр дорога обрывается:
(все картинки кликабельны)
Продолжение следует...
cross
bicycle_routescross
russkij_sever