Кораблики ныряют по волне
Плывут по речке Северной Двине (с)
Правый берег Вычегды, пристань Федяково. Тут, на границе Ленского и Котласского районов Архангельской области, я заночевал после Сольвычегодска.
(кликабельно)
А предшествовали этому почти три полных дня в низовьях Вычегды, где я перемещался сумбурно и крайне нелогично - зато увидел все, что собирался увидеть (и что не собирался тоже)
Дело в том, что Северная железная дорога на отрезке Котлас - Межог проходит по левобережью Вычегды, на изрядном удалении от реки. А Сольвычегодск, Яренск и прочие интересовавшие меня места расположены на правом берегу. Единственный же понтонный мост находится выше Сольвычегодска, в Коряжме. Если бы я заранее знал про паром в Лименде (окраина Котласа), то от Котласа и стартовал бы. Логично было бы, перебравшись через Вычегду (в Макарово) и сделав небольшую радиалку к Троицкой церкви в Григорово, затем проехать Сольвычегодск насквозь и спокойно двигаться вверх вдоль правого берега. Паром в самом Сольвычегодске меня не прельщал - неизвестно, сколько его ждать, к тому же дорога к нему на картах не указана, а на космоснимке этот участок тоже виден плохо из-за низкого разрешения. В итоге решил взять билет до Низовки (это станция близ Коряжмы), пересечь Вычегду по понтонному мосту, и по дороге в Григорово и обратно (85 км) дважды проехать через Сольвычегодск (что, учитывая переменчивую погоду, повышало шансы на успешную фотосессию). Когда же до Григорово оставалось примерно 8 км, с изумлением обнаружил отходящий к югу грейдер с указателем "Котлас" (т.е. через тот самый паром в Лименду). Отловив языка с мотоциклом и справившись по телефону у старика Архавтодора (нет бы сделать это заранее!) о расписании сольвычегодского парома, решил (дурацкая фобия на радиалки) возвращаться из Григорово по левому берегу, через две переправы. В итоге - крюк в несколько десятков километров, петляние по скучнейшему Котласу, асфальтовое тупилово по загруженной лесовозами и прочей гадостью а/д Котлас - Коряжма, и гонка по жутко тряскому грейдеру в страхе опоздать в Козьмино на последний паром.
А в первый день в Коряжме меня ждал первый сюрприз: разобранный из-за паводка мост
Поколесив по Коряжме в ожидании буксира, вместе с автомобилями переправляюсь на правый берег и кручу на запад в сторону Сольвычегодска
Первая церковь на пути - Никольская в с.Нюба. Вполне в устюжских традициях, каменная, трехъярусная и с проходной колокольней:
По дороге попадаются прятные глазу северные домики,
мостики,
пейзажики...
Про Сольвычегодск отснято и написано очень много, поэтому историческую застройку покажу совсем пунктиром:
Спасо-Обыденская церковь (1691-1697)
Благовещенский собор (1560-1584)
усыпальница Строгановых (1819-1826)
Дом Пьянковых (1810)
Близ соляных источников - санаторный корпус (на фото); также есть несколько достопримечательностей, что называется, на потребу: про музей Сталина я
уже рассказывал, есть еще и "музей Козьмы Пруткова", его даже не снимал.
Соляной источник на фоне Введенского собора (1688-1693).
Введенский собор (панорама)
Введенский и Благовещенский соборы. Фрагментики
Интерьеры получились плохо, т.к. снимал тайком либо второпях. Но не показать тоже не могу - ради них одних стоит посетить Сольвычегодск!
фрагменты главных иконостасов - Благовещенского собора (нужно заплатить за вход в музей):
и знаменитого семиярусного Введенского (нужно специально попросить, чтоб открыли):
Он же, целиком (панорама):
церковь Рождества Богородицы (1768-1778)
Ночевал я оба раза на высокой песчаной террасе к западу от Сольвычегодска, на краю обширной старичной поймы. Под палатку приходилось расчищать площадку от грибов - так их там много!
Троицкая церковь в Григорово (25 км от Сольвычегодска)
Внутрь попасть не удалось - в запертой церкви располагаются мехмастерские:
погрузка на паром в Макарово:
Вычегда в нижнем течении
радуга в пос.Вычегодский на трассе Котлас - Коряжма
в ожидании парома на Сольвычегодск
Спасо-Обыденская церковь с воды:
на пароме
Утром выезжаю из Сольвычегодска уже знакомой дорогой на Нюбу. Переменного качества грейдер идет вдоль одного из рукавов Вычегды, в районе деревень со смешными названиями Малая и Большая Пицца - неожиданный фрагмент асфальта длиной около 4 км:
В районе Харитоново на переезде действующей Нюбской узкоколейки поджидаю и фотографирую для сообщества
ru_uzd коротенький узкоколейный состав:
http://community.livejournal.com/ru_uzd/55182.html Вечереет, и я сворачиваю к реке, в надежде найти хорошую стоянку с дровами. По описаниям и фотографиям из космоса я знаю, что достроенный участок яренской трассы вот-вот закончится, но есть надежда выехать на старую дорогу, петляющую по вычегодским угорам. Не тут-то было - старая дорога оказывается напрочь заваленной и непроезжей, зато на берегу у деревеньки Федяково обнаруживается чудное местечко с соснячком:
вечер над Вычегдой
Федяково
Вычегда
наутро, с той же точки:
Продолжение следует...
cross
bicycle_routescross
arch_heritage