(Вторая часть
здесь).
Кстати, по многочисленным просьбам добавил в
первую часть картинки. Теперь
она с картинками, можете смотреть с картинками
тут. Вот
ссылка.
В третьей части тоже будут картинки и пуще прежнего букв.
***
Картинка для привлечения внимания
(кликабельно)
5.08, раннее утро. Локомотив протянул ночную собаку аж до восточной горловины Грибанихи. Это мне не понравилось, т.к. в описаниях попадалось, что правильная тропинка отходит западнее разъезда (я ее даже приметил вроде в первое утро из поезда), по другим сведениям - прямо от станционной будки. А скакать спросонья по балласту в пляжных тапках (вздремнул-таки и не успел переобуться) не гут, и обуваться тоже некогда - вон спрыгнувшие мужички-железнодорожнички двинули, поругивая машиниста, в сторону станции, неплохо бы их догнать и порасспросить про тропу. Догнал, ага, порасспросил. Надо было тебе прямо у поезда с насыпи сползать. Там грибановские на станцию ходят, а чуть в глубине - развилка и лесная тропа вдоль Онеги. А те тропы, что к западу, у Лебяжьего - позарастали все. Теперь иди с нами на станцию, там за будкой тропка еле хоженая, выйдешь по ней к Онеге. Спасибо, иду. Малина свисает, крапива нависает, красота!
Вхожу в лес. Через полкилометра начинается спуск к реке, а по террасе его пересекает та самая, видимо, тропа из Грибановской. Сворачиваю, иду с километр или около того, ага развилка. Наверх идут столбы с крапивой, вниз к реке без столбов и без крапивы. Выбираю вниз. Метров через 200 выхожу к Онеге, рядом рыбацкое кострище, тропа кончается. Понятно, надо было верхом идти... Ладно, не возвращаться ж. Пойду берегом, благо недалеко. Дорога непростая - камни, рыхлый песок, а местами - глина, по которой с-под обрыва бьют многочисленные ключи. Хорошо еще, сушь стоит несусветная - в другую погоду увяз бы в два счета. Если пойду назад - только верхами...
Огибаю мыс, чуть впереди на высокой террасе - дома деревни (Медведевская, окол бывшего куста Подпорожье), несколько лодок на берегу, неширокий пляж. Напротив - спящая деревня Амосовская (Камениха), посреди реки одинокий рыбак удит рыбу. Солнце вот-вот встанет, но над рекой висит такое плотное марево, что на хорошую съемку рассчитывать не приходится, можно не торопиться. И дождя, похоже, не избежать. Неужели дождь, наконец-то!
Скидываю рюкзак, взлетаю на обрыв - вот она, Жеребцова Гора, церковь точно надо мной! Пока кипятится чай, купаюсь в Онеге, затем, укрыв вещи тентом от палатки, бросаю пенку прямо на песок и мгновенно засыпаю.
Сплю крепко и благостно, начавшийся дождь (теплый и какой-то сухой) после московской жары нисколько не напрягает, скорее наоборот. Сквозь сон едва разбираю легкие шаги по песку и голоса, видимо бабушка с внучкой: "Надо же, бедный, мокнет... надо бы разбудить, сказать", "Не-ет, оставь, ему ж хорошо!" Умница девочка, все правильно сделала, спасибо тебе.
Проснулся, дождь кончился, солнце в зыбком мареве между туч, завтракаю-купаюсь. Беру фотоаппарат, иду к церкви. Первый заход неудачный.
На берегу - моторка, мужик привез к церкви туристов с противоположного берега. Интересуюсь ценой - 100 рублей за рейс, терпимо. А что, неплохой вариант - в Камениху. Там дорога, автобусы... Духота стоит смертная, идти под рюкзаком 50 км в Ворзогоры - проще сразу убица. А на месте сидеть тоже не хочется. Спрашиваю, не вернется ли он за мной, как отвезет туристов (в две ходки). Незнаю-незнаю, мотор ележив в любой момент сдохнет, а так завсегдапажаласта. Окей, сложил на всякий случай вещички, час у меня есть минимум, иду к церкви.
В этот раз получше
С горы вижу - моторка посреди реки таки-глохнет, кормщик весляет к правому берегу. Интересно, оставшихся на этом берегу он тоже на веслах перевозить будет? Ну да, так и есть, плывет обратно, молодец. Похоже, с Каменихой на сегодня можно распрощаться. Прикидываю варианты: в 16.20 пойдет 373-й на восток, на нем перееду через Онегу, от Поста_243_км дойду в Порог, там автобус, пристань, мобильная связь и прочая бифуркация. Сколько тут поверху до Грибанихи - два километра, два с половиной? За полчаса добегу. Нет, жарко, душно, клади час. А лучше два! Это мне надо уже потихоньку за вещичками...
Снизу пришла еще моторка, навстречу по тропе подымаются четверо, лица знакомые, взрослые такие дядьки. Один в белой рубашке накрахмаленной, еще двое тоже при ботиночках. Нешто депутаты? Ну точно, артисты, вот этот вечно в сериалах мелькает, и этот вроде тоже... А что, молодцы, приобщаются к родным святыням. Не всё ж по сочам да египтам разъезжать - да и жарко там, нынче все как-то на Север бегут.
Подходят к церкви, фотографируют, проникаются. Четвертый по виду местный, с ним здороваюсь. Наверное, хозяин моторки. Воспринял как должное, отвечает - но как-то вскользь, дежурно. Неужто тоже артист? Непохоже... хотя кто их разберет. Запоминаю на всякий случай, авось пригодится.
Рюкзак за плечи, фотоаппарат в руки, взбираюсь на терраску, щелк-щелк напоследок, гдежты, тропка? Анету! Тойсть-как-так нету? Авоттаквот, трава-полынь выше человеческого росту, что вдоль обрыва, что вокруг. Непролаз-на-я. Должнажбыть, правее-то? Гдежты тропка гдежты... Иду, вспотел. Овраги пошли с кустами, за ними снова луговина нехоженая, сколько ж сена-то пропадает на Руси! Нет тропы. А вон они столбы внизу в болотинке, помнится, тропка в лесу по столбам уходила, иду к столбам. Нету. Снова кусты, овраг, луговина, еще столбы, опять нету. Ох вы слепни-мои-слепни, пауты-комарики, вас тока не хватало... Ну вот он сбоку, лес. Двину штоль по лесу, там хоть как-то идти можно и тенек. Но и в лесу тут-как-тут - болотина чав-чав с комарами. Кабы не рюкзак... Валюсь от усталости прямо в болотину, достаю флаконку-мухогонку, поливаюсь. Ягоды, ребята-а! Лежишь на спине, куст наклоняешь ко рту и объедаешь полчаса. Потом соседний. Потом сыт.
Беру азимут на станцию, теперь успеть бы. Вода питьевая ага была, поначалу. Марево, марево болотное с паутами, где посуше, а где и пояйца, пардон наш идиш. Значит, будем из болота выбираться. Что у нас на карте справа, ручей? Лебяжий, рядом уже. Ручей - это пить и лежать, лежать и пить. Ручей - это сухо, дрова и лежать и пить. А поездов тут много, нехай себе едут. По ручью спокойно выйду к насыпи, там вроде у моста времянка мелькала обходчиков, место ухоженное и на вид необитаемое. Пообедаю и пойду спокойно к ночным собакам, а может и спать завалюсь.
Сколько я прошел - километр, полтора? Да хоть два - так медленно я давно не ходил, разве что по горелому стланику в Сибири. А вот он, сухой лес, наконец. Перед ним проваливаюсь-таки в елань, выбираюсь на четвереньках, фигня, трудности позади. Тропинки звериные, идти одно удовольствие. А што это там шумит? Да это ж Ниагарский водопад Лебяжий! Ого, сколько воды после дождичка. А вот и тропинка, человеческая. Идет вдоль ручья в сторону насыпи. Выходит, не заросла - по-крайней мере, в лесу. Если не заросла и в другую сторону - она и есть единственно правильная тропа в Подпорожье! Решаю никуда не спешить, а вернуться вечером и проверить. А лучше завтра, авось солнце нормальное будет церковь поснимать. Бодренько так иду к железке, считаю шаги. Выбираюсь на насыпь аккурат под аккомпанемент 373-го. Отмечаю про себя пикет (его забыл, но вот вам координаты, пользуйтесь: N63.79836; E38.33384, это чуть больше километра к западу от станционной будки), провожаю 373-й и иду еще метров 150 в сторону Мурманска, к мосту через Лебяжий. Вот и времянка - несколько сработанных из шпалы построек, рядом кострище, стол, лавки, сортир огроменный, мусорка. У ручья мостки, есть даже вагончик дощатый - но мне в нем не понравилось. Видно, что жили в распутицу или зимой - от насыпи и дальше по территории на косогорах уложены мощные трапы. Эх, Веруня бы тут с таким удовольствием тормознулась, как же она любила смотреть на проходящие поезда...
Запалил костер, поел, постирался, почистил перышки. Вещи на солнце не сохнут - духота, хуже парилки. Пару раз принимался горячий дождик. От нечего делать прогулялся до станции, выяснил, как берут билеты (касс никаких тут нет и вообще ничего нет, даже железнодорожные рабочие появляются эпизодически и не каждый день) - оказывается, надо садиться в хвост, в архангельские вагоны, там можно купить у проводников. Решаю ночевать здесь, у Лебяжьего. Один навес поменьше мне приглянулся - тут, видимо, была баня по-черному, чисто и нары удобные углом. Дверь рядом валяется, тяжелая. Приладил в проем - от лягушек больше, медведь-то вряд ли к полотну подойдет, но все ж спокойнее. От гнуса поставил на ночь волок снаружи, помогло. Ночью промчались дежурные собаки на восток, затем простукотал длиннющий 374-й на запад - ни их, ни многочисленные товарняки я даже не слышал.
С утра сбегал по тропинке к церкви. Тропа хоженая на всем протяжении, через 1200 м выходит на давно заросшую дорогу, зимник, отклоняется по нему на два румба вправо, и еще через 300 м выходит из леса практически напротив церкви. Дальше идет краем леса в сторону деревни, в бикини тут не пройти - крапива в рост. В какой-то момент нужно свернуть направо к деревне, от деревни к церкви уже своя тропа. Вернулся, вдумчиво сварил супчик на костре, залил в бутыли полную заправку чая в дорогу, остатками затушил костер и побрел на станцию. Людей никаких на станции не было, в ожидании поезда объедался малиной в знакомом малиннике.
Виды на Владимирскую церковь с "правильной" тропы
Легко сказать, садись в архангельские вагоны... Непонятно вообще, где состав остановится - вдруг опять протянет до горловины. Тогда мне лучше сидеть прямо возле будки. А если ориентироваться по табличке "Остановка локомотива" - мои вагоны окажутся хрен знает где сзади. Ведь, вдумайтесь, в составе 373-го следуют: Мурманск - Вологда, Мурманск - Архангельск, Петрозаводск - Архангельск, Мурманск - Котлас, это если ничего не забыл. Всего 31 вагон, не считая багажных, это ж километр почти! А вот и 373-й подходит, тот самый, в котором я ехал сюда из Коноши. Ну так и есть, тормозит где положено, едва успеваю добежать до более-менее хвоста. Двери закрыты, стучусь. Открывает, симпатишная, влез, трогаемся. Ваш билет. Агащаз. Мне в 31-й, там мой билет. А хотите вот полтинник и никуда не пойду. Фу, заяц штоли? Никакой я вам не заяц, не хотите как хотите, пойду в 31-й. Хлоп-хлоп дверочки, убирайте пяточки, не то рюкзачком ненароком задену. Здрасьте, проводница. Здрасьте, следующая. Помните меня, я с вами позавчера ехал? Свят-свят, как жеш, забудецо такое... Это архангельский вагон? Отлично, мне сейчас выходить, откроете? Пожалуйста-пожалуйста, осторожно ступенечка, счастливого пути, заходите еще. Спасибо-спасибо, зайду непременно!
И никаких, заметьте, 50 рублей. Мысль о том, что я сел в какой-то Грибанихе и готов купить билет - просто не пришла умной женщине в голову, я ее понимаю. А та первая сразу "за-аяц", обидно аж... Ничего, с РЖД не убудет, будут знать, как от Малошуйки до Нименги по 250 рублей драть и билеты на остановках не продавать!
6.08 16:33. Пост 243 км. Иду в Порог сначала по плитам, потом по деревянной мостовой. Впереди женщина с тележкой, попробую догнать и допросить по дороге. На контакт идет охотно. Вот церковь, вот магазин, на автобус сюда, к пристани туда. Билайн, МТС, Мегафон. Автобус через 10 минут. "Заря" не ходила, сейчас починили, сегодня пойдет. Нет, только до Усть-Кожи. Нет, не каждый - пятница, воскресенье, понедельник. 130 рублей. Обратно на следующее утро. Всё, мне сюда, спасибо-спасибо, наздоровье-наздоровье. Везде бы так.
Порог. Покровская церковь (1823 г.). В 2004-м горела.
Дом в Пороге
Детали. Где-то я уже подобное видел. Точно, у
кирилла-ани-тревел в отчете, ровно этот дом!
Пристань
"Зарю" загрузили под завязку: левый передний угол и задний правый - продуктами в два усть-кожских магазина, все остальное - пассажирами. Как-никак, уикенд. Проплываем полуразрушенную церковь 1857 года в Карельском. Двухпрестольная. Холодая - Успенская, теплая - в честь Георгия Победоносца. Где-то на отдалении должна тут быть еще кладбищенская часовня 1886 года.
Остров Еловей обходим левым рукавом. Повсюду обилие топляка, обстановку на Онеге давно никто не ставит, фарватер местами провешен покосившимися красными и белыми вешками. Один раз получаем-таки бревном под днище
Но вот за поворотом показалась мачта ЛЭП - значит, скоро Чижиково, обитаемая деревня у слияния Малой и Большой Онеги
Никакой высоковольтки тут нет - по одной мощной опоре на каждом берегу, от них уже обычные деревянные столбы. Привычная картина на северных реках. Когда-то здесь тоже была часовня, но никто из сходящих на берег пассажиров не смог даже показать место, где она стояла
Ну и, собственно, Усть-Кожа.
Пристань осталась ниже, скрыта берегом - а сюда чуть позже подойдет на ночную стоянку "Заря". И все идет к тому, что завтра с утра (в 6 часов) мне плыть на ней обратно в Порог. Ни одной лодки с хозяином, согласным поднять меня до Боров (Большого, Павловского или Анциферова, где есть дорога хоть в Онегу, хоть вверх в сторону Плесецка - а там и Каргополя) или же, обогнув остров, вернуться в Усть-Кожу - мне найти не удалось. Одним некогда, у других нет бензина или мотор слаб, третьи и вовсе в этот пятничный вечер не способны были членораздельно говорить. К тому же Большой Онегой давно никто не ходит - навигации нет, и к залежам топляка добавились многочисленные мели, а знатоков их еще поискать. Заодно удалось выяснить приблизительную цену мероприятия - от 2500 до 3000 рублей. Но когда я, поскрипывая жабой, соглашался заплатить - выяснялось, что вот конкретно он фарватера не знает, а должен знать шурин, но шурин как раз уплыл на рыбалку и будет в понедельник. Или пьян до понедельника. Или на покосе. Ну и тому подобное. Сочувствующих я находил, и даже готовых помочь в поисках - но не более того.
На все эти бессмысленные хождения - от одного окола к другому - ушло часа полтора. А ночи в этих широтах хоть и белые, но ими все же полагается спать. Сейчас пьяные устькожане с устькожанками расползутся по пойме - ходи потом об них спотыкайся. Числа Прандтля, Релея и Рейнольдса неумолимо опадали, бифуркации захлопывались. Надо было что-то решать...
(продолжение следует)