«Уже навсегда. Книжка про детство тех, кто родился между 1970 и 1980 годами»

Jul 03, 2010 14:15


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Это сборник, составленный Евгением Коганом по рассказам его сверстников. Об этих сверстниках ничего неизвестно, кроме имен и фамилий. Как Е.Коган собирал истории: через конкурс в ЖЖ или на другом ресурсе, просил высказаться своих знакомых, или еще как - неизвестно. Неизвестно и насколько исходные тексты подверглись редакторской правке. Но это не рассказы в литературном смысле этого слова, скорее - в житейском. Возможно, их можно было бы отнести к очеркам.

Воспоминания о детстве - сюжет в литературе очень частый, но неблагодарный. Это то, что кажется очень важным и интересным вспоминающему и тривиальным и скучным читающему.

Когда читаешь подряд, то складывается впечатление, что все написано одним человеком: нет отличительных стилистических особенностей.

Люди вспоминают детство. Рассказики небольшие. Например, вспоминают те случаи, которые считают забавными или удивительными ( «Я потерялась», «Вода в карманах», «Сокровище», «Соседи», «От тюрьмы и от сумы», « Рыба ждет», «Про брата Сашу, или Как я утопила трех человек»). Это те истории, которые они много раз рассказывали знакомым, чтобы расположить к себе, посмеяться. Они связаны со случаями, когда дети терялись, или же демонстрируют восхитительную детскую наивность.

Есть и неизбывные детские обиды, связанные с детским садом, манной кашей и тихим часом («Гостья из будущего», «Попугайчики», «Детский сад») или как игрушку купили, но не тогда когда хотелось, а ко дню рождения («Клоун»).

Про то, как увидели взрослых, занимающихся сексом («Секс», «Инопланетяне»).

Про сексуальные домогательства («Ботинки», «Треха»).

Довольно мрачные воспоминания о школе, как о месте, где принуждают делать что-то ненужное и неприятное («Бабушка, скрипка и немножко нервно», «Первый раз в первый класс», «Раиса Абрамовна»). Это и обычная школа, и музыкальная, и хореографическая. Объединяет их то, что дети их ненавидели.

Про детские страхи «Самое долгое утро» - как девочка испугалась звука пылесоса из чужой квартиры, думая, что это чудовище. Про то, как другая девочка боялась темного коридора («Коридор»).

Про травмы и больницы («Линия фронта», «До свадьбы заживет», «Картофельное пюре», Паховая грыжа».

Про детскую любовь («Тили-тили тесто», «Любовь», «Вторая девочка», «Пионерская любовь», «Первая любовь»,

Но несколько историй имеют более законченную форму. Это «Залетные» про мальчика из неполной семьи, который очень любил ушедшего к другой папу в противовес ненавидящим неверного мужа и зятя маме и бабке. Там есть образы этих людей, есть конфликт, недосказанность и намек на что-то, что случилось вне рамок истории. В рассказе «Поддавки» описан правильный способ воспитания ребенка - отец и дед Светы растили ее настоящим бойцом. Интересная форма у рассказа «Стихи», где через песни А.Пугачевой показано формирование личности. В двух рассказах с большой любовью написано про бабушек («Как собака», «Вчерашняя газета»).

Редко мелькают какие-то приметы времени. В рассказе «Если завтра война» отражен имеющийся тогда массовый психоз боязни атомной войны. Там мальчик испугался, что после смерти Брежнева на нас нападут американцы. Из рассказа «Огурец к 8 марта» можно понять, какой редкостью были эти овощи весной. Из рассказа «Биттлз» можно узнать про популярность этой группы и про кассетные магнитофоны, на которые переписывали друг у друга записи. Можно понять, что некоторые дети жили в коммуналках («Коридор»), некоторые за границей в Греции («Соседи»), в Болгарии. Одних детей водили в садик, другие сидели с бабушкой. Летом одни дети были в пионерском лагере, другие в деревне или на даче. Детей учили в музыкальных школах, а также водили в танцевальные кружки. Некоторых возили в Ленинград («Ленинград», «Голуби засрали Ленинград»). Родители ходили с детьми в кино и слушали с ними песни «Биттлз» и Цоя.

В детских садах и первом классе детям чрезмерно много рассказывали про Ленина.
Вот такое у них было ужасное тоталитарное детство.

Обращает на себя внимание большая однородность тогдашнего детского опыта. Скорее всего, это писали люди, родившиеся в разных концах страны и в семьях из разных социальных страт. Нет у одних примет большого богатства, а у других большой бедности, национальной специфики.

По сравнению с моим детством, протекающем между 60-тыми и 70-ми, дети гораздо меньше гуляли на улице, у них почти нет детских компаний, друзей, мало у кого есть братья и сестры. Это какие-то очень одинокие дети. Хотя, детство - это вообще время одинокое и довольно грустное.

Книга хорошо издана и иллюстрирована детскими рисунками. Издательство «Live Book» постаралось - книгу приятно держать в руках.

Вот такой сборник. Наверное, он может вызвать ностальгию. И мне тоже вспомнилось собственное детство.

Одно из первых воспоминаний. Мне четыре года. Лето. Я стою посередине сада около дома и вижу себя как бы сверху (Вы не обращали внимания, что в своих первых воспоминаниях видите себя сверху или сбоку?). Я такая маленькая-маленькая, а вокруг меня громадный мир с огромным синим небом. Вот это чувство: как вспышка - только что меня не было, и вот я есть. И есть огромный мир. Я ему причастна, но я и отдельно. С этого момента я себя уже помню.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up