Фильм «Волчок»

Feb 07, 2010 15:19


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Прочесть этот материал на сайте, используя дополнительные возможности управления показом

Режиссер Василий Сигарев, сценарий Василий Сигарев, Оператор Алексей Арсентьев,
в главных ролях: Полина Плучек ( дочь), Яна Троянова (мать).

Дебютная лента Василия Сигарева (1977 года рождения) «Волчок» получила на юбилейном двадцатом Кинотавре сразу три приза (главный, за сценарий и лучшую женскую роль). Василий Сигарев - театральный режиссер, работающий в жанре так называемой «новой русской драмы» (пьесы «Черное молоко», «Пластилин», всего написал 18 пьес). Фильм - семейный во всех отношениях. Режиссер, он же сценарист, ставит фильм, основанный на рассказах о семье и детстве своей жены-актрисы, сыгравшей в картине главную роль.

Молодые люди, образца рождения конца 70-х - начала 80-х годов просто сговорились поведать миру о том, какая гадость - эта ваша жизнь, эта ваша Россия и пр. Сигарев вот уже 18 пьес написал. Неплохо, хотя рекорд у Лопе де Вега, который сочинил за 50 лет 2000 пьес. С другой стороны, какие его годы? Будет и дальше нас радовать и радовать.

Что в фильме хорошего? Он не скучный. Дает свежий взгляд на вещи, например, почему бы детям не играть на кладбище? Действительно: там много конфет, которые глупые люди оставляют в надежде на то, что покойник захочет ими подкрепиться, красивые венки с цветочками, фотографии красивых и счастливых людей на крестах и памятниках. (Меня всегда удивляло, что среди изображений покойников нет мрачных). Туда ходит играть 7 -летняя девочка, которой мама рассказала, что нашла ее на кладбище. Ну, раз там родилась, то значит, это и есть дом родной. Но потом сценарист все испортил: у девочки умерла бабушка, мать обвинила ее в том, что это произошло из-за этих игр, мол, покойники обиделись и забрали бабушку. Прямо уже мистика какая-то полезла. Дискредитировали хорошую идею.

На самом деле девочка родилась не на кладбище, но при трагических обстоятельствах. Ее уже находящаяся на сносях мать зарезала свою соперницу, пыталась бежать с места преступления, а тут ее и поймали, а у нее схватки начались. Она села на 7 лет. Вполне возможно, что она во всем винила ребенка: возможно, ссора была из-за отца девочки, возможно, он ушел, чтобы не растить ребенка, возможно, если бы не роды, то не поймали бы. Во всяком случае мать не растила девочку и впервые увидела ее только через 7 лет. Она вырвалась на свободу и хотела наверстать упущенное: гулять, тратить деньги, она хотела, чтобы ее любили, но не дочь, а мужчины. Любовь ребенка казалась ей обузой, она не хотела к ней привязываться. Увы, женщина она была психопатизированная, пьющая и не могла рассчитывать на чью-либо любовь, так как в любой момент выходила из себя, кидалась ругаться, драться.

Девочка же выросла тихая, но упрямая, сосредоточенная и отчасти агрессивная. Она дичилась людей, не играла с детьми, мало разговаривала. Видимо, это произошло из-за отсутствия материнской любви и из-за того, что бабушка не могла заменить родителей. Девочка сразу влюбилась в мать, потому что та была красивая и веселая. В этой любви и состояла трагедия обеих: мать не хотела и не могла ее принять, дочь мучилась из-за того, что ее не любят. После смерти бабушки (примерно через год после выхода матери на волю), мать опять исчезла лет на 7. Девочку воспитывала тетя-инвалид. Потом мать заявилась к сестре, чтобы на минуту передохнуть от своей нищей, полной избиений, случайных связей и всякого другого дерьма жизни. Тут она опять встретилась с дочерью и опять сбежала.

В фильме все это показано с помощью закадрового голоса, случайных реплик и мельканий камеры. Например, оператору очень нравится снимать изображения в зеркале.

Отчего так получается? Почему люди не любят тех, кто их любит? Например, девочку явно любила бабушка, тетя, но она же их не любила. Она любила маму. Скажите, ребенку так и положено? Но ведь и с взрослыми такое случается. Может быть, уже само то, что человека кто-то сильно и не за что любит, обесценивает эту любовь? Не добивался, а любит - значит немного стоит та любовь? Такая любовь не повышает самооценки, и наоборот, добиться любви недоступного человека - это достижение. Вечная тема.

А сколько есть матерей, которые пьют и бегают от мужика к мужику, пока их кто-нибудь не зарежет, а до детей им и дела нет? Я и сама таких знала. Вообще-то, это вопрос психиатрии. Но так как явление такое есть, то почему бы и не поставить про него фильм?

Но все же именно этот фильм мне неприятен. Он слишком похож на сведение счетов. Актриса Яна Троянова сама играет свою беспутную и сумасшедшую мать. Если все было так скверно, то как же выросла такая замечательная девушка, муза режиссера и драматурга, наверное, мать его детей, лауреатка престижной премии?

Игра Трояновой - сплошная карикатура, у матери в ее исполнении нет ни одного шанса на оправдание.

Критика

Previous post Next post
Up