В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Выставка «Коко Шанель» в Пушкинском.
Шел дождь, проходила мимо, зашла. Билет стоит 300 рублей, но пенсионерам, кажется, 100, а инвалидам - бесплатно, поэтому там много трогательных старушек. Охают, ахают. Впервые на моей памяти (а хожу я к ним на выставки года с 1964, тогда была большая выставка Родена, от которой на память остался слепок с «Мыслителя», который стоял у входа в музей. Потом привозили мумию Тутанхамона, «Джоконду», выставку музея «Метрополитен» и все остальное. Вот ведь был совок! При демократии нам таких выставок не увидеть, разве туда ехать) застели пол белым пластиком, прикрыли колонны, стены, чтобы классическая архитектура не мешала восприятию прекрасного. Да, снимать там ничего нельзя (в Лувре, в Ватиканском музее хоть что-то можно, в «Орсе», в соборе Святого Петра - все можно, а у нас нигде и никогда), поэтому приходится ограничиться пересказом. Итак, раздел «Черное».
Вначале надо пройти через кабину, обитую черной материей, пропитанной духами марки «Шанель». Все эти стены нюхают. Получается, будто прикладываются к иконе. Потом
витрина с 5 моделями черной одежды: одно платье, одно пальто и еще что-то, все, естественно, старое, потертое, музейное. На стене - фотографии манекенщиц, демонстрирующих черное от Шанель, есть и ее фотография, как известно, она любила сама демонстрировать свою одежду. В следующем зальчике - несколько картин, фотографий, сходных, по мнению создателей выставки по духу к, выставленным в предыдущем зале, моделям. Это абстрактные картины Родченко, еще чья-то черная с белым картина под названием «Предельное отчаянье» (если приглядеться, то можно обнаружить изображение человеческой фигуры, но это - если приглядеться). Также на стену приклеен кусок черного матраца. Есть и известная фотография Шанель в жемчужном ожерелье и с папиросой в зубах.
Остальные разделы выставки: «Византия», «Песочное», «Красное»,
«Твид» сделаны аналогично: кабина, где стены пропитанные определенными духами (В «Красном» - это, например, «Шанель №5», но уже почти выдохлись), несколько платьев, пара фотографий самой Коко, фото манекенщиц, и несколько картин и объектов, как-то перекликающихся с основной экспозицией. К последнему у меня больше всего вопросов. Не всегда понятно, по какому принципу отбирались иллюстрации, и они не очень интересные. Что-то понятно: в «Византии» оклад православной иконы, в «Красном» - кусок полотна, выкрашенный красной краской и названный «Губная помада», в «Твиде», имеющему еще подраздел «Белое», несколько одинаковых картин белого цвета с чуть видной бежевой полосочкой, в другом отделе «Твида» - реалистическая картина со вспаханным полем, а на полу пластиковый муляж с бороздами противного коричневого цвета, изображающего распаханную землю. Но почему в «Белом» фарфоровые фигурки Г. Брускина, несущие портреты Ленина, модели самолетов и прочее? Потому, что они, в основном, белые?
Почему в «Красном» пара карандашных портретов работы Пикассо? Может быть эти люди были ее любовниками? Красное = любовь? Или они были известны красными рожами? Почему я должна гадать? Зато нигде не указан год создания того или иного платья - «красное», «черное» - и хватит. Вдоль лестницы есть еще витрины с фотографиями, какими-то невнятными предметами, подаренными Шанель известными людьми, их автографами. Играет неприятная музыка. На полу разложены блоки бумаги, на которые проецируются видеозаписи с показов коллекций из дома «Шанель». Видно очень плохо. Все.
Я нашла выставку странной: о самой Шанель - почти ничего, моделей одежды - мало, да и висят они в витринках тесно, как в шкафу. Никакой информации. Зато, якобы, настроение, дух, так сказать.
И так уже художественные произведения давно отражают не реальность, а восприятие ее автором, его настроение и прочее. Теперь еще и выставки будут отражать не то, что сделали люди, которым они посвящены, а впечатление, которое они произвел на создателя выставок.
Я даже не знаю, как назвать этих людей: кураторы выставки, авторы, создатели? Пока для них нет специального слова, но оно будет, потому, что явно появляется новая профессия. На моем веку их уже не мало появилось. Например, топ-модели. Кто раньше знал манекенщиц по именам? А теперь то, кто демонстрирует одежду гораздо важнее того, что это за одежда. Более того, в начале века появилась кутюрье, а до этого они были просто портными и модистками. Красивые вещи шили и раньше, но мы не знаем этих портных, т.е. иногда знаем, но только в некоторых случаях, когда это представляет исторический интерес. А в 20 веке главным опять-таки стало не как выглядит одежда, а кто ее придумал. Марка важнее самого продукта, а тот, кто представляет продукт - важнее того, кто его создал. Кстати, Коко Шанель была одной из зачинательниц данного процесса. О ней говорят: «Женщина - легенда». В чем легенда? Может быть, она была очень красива? Маленького роста, щуплая, с резкими чертами лица, с вечной папироской в углу рта - типичная француженка. Может, она была лучшим кутюрье? Нет, в ее поколении это были Мадлен Вионье, Кристобаль Валенсиага. Сравните их модели: ее менее интересны. Она освободила женщин от корсажа? Это сделал еще Поль Пуаре.
Она ввела в моду черное, красное, трикотаж, сумки на длинном ремешке, твидовые костюмы, бижутерию? Конечно, все это было и у других. Может быть, маленькое черное платье.
Но ведь у всех модельеров была своя «коронка». Почему же легендой стала именно она? Думаю, ответ в том, что на этом этапе развития общества потребовались люди-легенды, которые реально ничем бы особенным не отличились. Это был один из первых опусов на тему как из ничего сделать культовую фигуру. Теперь в этом настолько преуспели, что сотворяют их пачками из всего, что попадется под руку. У Шанель, конечно, были данные, чтобы стать знаменитой: она долго жила (1883-1971), ее любовниками были абсолютно все известные, богатые и властные мужчины ее времени (например, великий князь Дмитрий Романов, герцог Вестминстерский, Игорь Стравинский) а те, кто не были ее любовниками из-за своей гомосексуальности (Дягилев, Жан Кокто), с ней дружили. Замуж она никогда не выходила и до конца жизни требовала, чтобы ее называли мадмуазель. В молодости она была бедна и жила на содержании у любовников. От этого периода в ее коллекции появилось украшение в виде белой камелии (помните Травиату?).
Потом она стала богата, вела роскошный образ жизни.
Ее ежегодный доход составлял 160 миллионов долларов. Поэтому в далекой холодной России под дождем стоят люди, чтобы увидеть выставленные в музее изобразительных искусств несколько пыльных платьев и несколько маленьких фотографий (Ну если не считать того, что все просто мечтают проникнуться духом Шанель, как его понимает куратор выставки).
несколько картинок отсканировано, остальные скопипастены; что именно - уже не помню