Теория природной очаговости

Aug 23, 2009 22:47


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Учебно-методическое)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

В оглавление проекта "Эпидемиология для чайников и технарей": http://uborshizzza.livejournal.com/592917.html

Еще одно из крупных достижений отечественной эпидемиологии - теория природной очаговости Е. Н. Павловского (30е годы 20 века).

В то время в СССР активно осваивали новые территории, на которых ранее массово люди не жили. И одна из проблем, с которой начали встречаться - то, что люди начали там массово болеть какими-то странными заболеваниями.

Разумеется, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и в степях Казахстана и пр. были местные жители. Но они были немногочисленны, оторваны от основной цивилизации (кто же его знает, чем эти тунгусы болели?) и, зачастую, хорошо адаптированы к местным болезням. Или неадаптировавшиеся умерли от них в детстве.

Помимо исследований заболеваний во вновь осваиваемых территориях СССР советские эпидемиологи были и в экспедициях в соседние зарубежные дружественные страны: Китай, Монголию, Иран и пр. Разобраться в ситуации им помогли не только собственные исследования и данные мировой науки, но и местные обычаи и традиции. Например, у многих народов Сибири и Дальнего Востока считалось, что энцефалит вызывается клещами (что, с точки зрения науки, было нонсенсом - ведь от Пастера все узнали, что инфекционные болезни вызываются микробами, а теория механизмов передачи, особенности трансмиссивных болезней и т.д. тогда еще только разрабатывалась). А у монголов считалось, что, если встретишь суслика дохлого или сонного, то ни есть, ни даже трогать его нельзя.

Если по возможности воздерживаться от научной терминологии, то теория эта говорит, что есть природные очаги, в которых у живущих там животных имеются инфекционные болезни, которые могут представлять опасность для человека, если он туда сунется. Многие из этих болезней - трансмиссивные, т.е. передаются кровососущими насекомыми, хотя не обязательно. Чума, например, передается не только кровососами, но и воздушно-капельно.

Ликвидировать эти очаги практически невозможно, так как для этого нужно извести всех животных, которые эту болезнь на себе носят. Например, естественным носителем чумы является суслик, у которых эта чума проходит не так скоротечно, как у людей, а в форме медленного сепсиса. А всех сусликов не перетравишь… поэтому регулярные экспедиции в поле по ограничению численности сусликов с целью уменьшения опасности распространения чумы превращаются в полезное и приятное для работников системы борьбы с особо опасными инфекциями времяпрепровождение с охотой, рыбалкой и употреблением спирта на свежем воздухе. Дезинфекция - прежде всего!

Не знаю как сейчас, но и этим (помимо повышенной зарплаты) в советские времена объяснялось то, что работники противочумных станций очень крепко держались за свои места и в ряде случаев даже передавали их по наследству.

Для тех, кто считает, что наличие природных очагов особо опасных инфекций - следствие дикости и неразвитости государства, привожу карту очагов чумы:


Насколько помню, в современной России около 10 постоянно действующих очагов чумы. Туда лучше не соваться, но если очень надо - то можно привиться.

Природные очаги заболеваний хорошо совпадают с ареалами распространения их основных хозяев. Например, в России где мышь-полевка, там и геморрагическая лихорадка с почечным синдромом:


Хотя фиксируемая заболеваемость ГЛПС невелика, но у жителей сельских местностей в этих районах, особенно занимающихся сельским хозяйством, охотников и пр. доля серопозитивных лиц может быть и более половины. Просто в большинстве случаев ГЛПС проходит легко, без видимых проявлений. Это, все-таки, не чума.

Что касается клещевых энцефалитов, то, действительно, для России это - большая проблема:




Но не только для России. Например, в Швейцарии есть природный очаг, из-за чего у швейцарцев прививка против энцефалита - в календаре прививок.

Природные очаги есть и на освоенных территориях. Например, в Подмосковье имеются очаги клещевого боррелиоза (или болезни Лайма), про который еще недавно думали, что это - атипичная форма клещевого энцефалита.

Наверно, именно энцефалит, вкупе с комарами и гнусом, а не удаленность от освоенных территорий и привели к тому, что на большей части Сибири населения практически нет, а те, кто есть, живут в городах и стараются в тайгу особо не ходить.

В заключение приведу одну апокрифическую историю, как в Сибири в избушке нашли повесившегося геолога с запиской «В моей смерти прошу винить комаров».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Можно ли пускать в нашу страну американцев без выдерживания их в недельном карантине?
2. Чем являются возбудители природно-очаговых заболеваний: антропонозами, зоонозами или сапронозами?
3. Возможно ли формирование новых очагов после освоения территории человеком?
4. Можно ли рассматривать организованную современной российской властью повальную вырубку китайцами леса как хитрый ход в борьбе очагами с клещевого энцефалита?
5. Есть ли в Швейцарии врачи-убийцы?
6. Можно ли рассматривать «фенольные тапочки» на Черкизовской толкучке как природный очаг?

Учебные материалы

Previous post Next post
Up