Михаил Зыгарь. «Все свободны». Ч.3

Dec 13, 2020 12:55


предыдущая часть - https://uborshizzza.livejournal.com/5430120.html
Ч1 https://uborshizzza.livejournal.com/5429793.html
Изучив последние выступления Ельцина, Малашенко заявляет, что они никуда не годятся: он читает по бумажке, отчего напоминает избирателям престарелого советского лидера Леонида Брежнева. Илюшин замечает, что Ельцин никогда не выучит речи наизусть, это просто нереально. В Кремль привозят новый телесуфлер американского образца: две зеленоватые пластины, которые устанавливаются перед трибуной. Выступающий видит на них текст своей речи, а для всей аудитории они абсолютно прозрачные. А из-за того, что они расположены с двух сторон от выступающего, он может читать текст то с одной, то с другой стороны, поворачивая голову то влево, то вправо. Так у публики за суфлером создается иллюзия, что оратор обращается прямо к ней.
Оказавшись негласным руководителем всех российских медиа, Малашенко начинает реализовывать свой план. Концепция Малашенко предполагает, что Ельцин на полгода превращается в главную телезвезду. Его должны показывать все каналы, причем только в позитивном, желательно героическом, ключе. Малашенко придумывает реалити-сериал, в котором Ельцин каждый день появляется на экранах и делает что-то увлекательное и интересное для зрителей.

По словам Николая Сванидзе, одного из самых авторитетных телеведущих на тот момент, уговаривать журналистов включиться в кампанию на стороне Ельцина несложно - они и сами, по своей воле, охотно помогают. «Весь журналистский цех не за страх, а за совесть болел за Ельцина, - рассказывает он. - Заставлять не надо было. Все помогали Ельцину от души, то есть все, кого я знал. Это было общее такое, совершенно повальное настроение - помогать Ельцину. Никто не помогал Зюганову».

Лозунгом компании становится «Выбирай сердцем!». Он предложен компанией Video International Михаила Лесина.
На заседании, где презентуют слоган, присутствуют самые разные специалисты, которых привлекают к мозговым штурмам. Неожиданно его концепцию начинает критиковать Игорь Минтусов, личный имиджмейкер Ельцина. После совещания Лесин собирает партнеров на экстренное совещание: что делать с ельцинским имиджмейкером? Очевидно, что Минтусов, пользуясь доступом к телу, хочет перехватить контракт Video International и забрать выделенные на кампанию деньги под себя. Обсуждают разные варианты. Оптимальный - отстранить Минтусова от президента, задействовав все рычаги. Самый радикальный - убить. Ельцин больше никогда не вызовет своих постоянных имиджмейкеров в Кремль. Минтусову и в голову не придет, что все это случилось из-за того, что он неудачно покритиковал креатив Video International. Тем более он даже не подозревает, какой страшной участи чудом избежал: потерял доступ к телу, а мог потерять и больше.

Одновременно с Video International штаб обращается и к ее главному конкуренту - компании Premier SV, которая продает рекламу на ОРТ. Ее совладелец Сергей Лисовский рассказывает, что аналитическая группа просто нашла в документах Сосковца его старую концепцию тура «Голосуй или проиграешь».

Организуется одновременно несколько концертных туров в поддержку Ельцина, создается несколько ежедневных программ в эфире РТР и Муз-ТВ. Сразу несколько музыкантов на деньги кампании пишут предвыборные песни. Группа «Мальчишник» и DJ Грув записывают трек «Голосуй, а то проиграешь», а приятель Лисовского диджей и певец Сергей Минаев выпускает целый альбом под таким же названием. Придумываются экзотические (и дорогостоящие) рекламные ходы: например, телеведущие Юрий Николаев и Леонид Якубович на двух спортивных самолетах отправляются в авиатурне по городам России от Москвы в сторону Красноярска - в каждом городе по пути они должны приземляться и агитировать за Ельцина. Однако у Лисовского происходит традиционное столкновение с Крутым из-за поп-звезд: Крутой с подачи Коржакова уже сагитировал несколько музыкантов первого ряда поучаствовать в турне за Ельцина. Лисовский пытается их переманить, но они отказываются. Тогда Лисовский предпринимает нестандартный ход: он выделяет деньги Крутому на его тур под названием «Ельцин - наш президент» с участием Агутина, Аллегровой, Лещенко, Киркорова, Королевой идругих звезд, но всем, в том числе штабу, говорит, что эти концерты организует он сам.

Зверев пишет аналитическую записку, которую называет «Формула страха» - по аналогии с «Формулой любви». Общий смысл текста, по словам Зверева, таков: «Если заставить, сагитировать, убедить людей проголосовать "за" невозможно, то их можно только убедить проголосовать против чего-то. Нужно предпринять все усилия, чтобы в обществе посеять страх перед будущим. Чтобы тот ужас, который может случиться в случае неизбрания Ельцина, перевешивал весь негатив в отношении к Ельцину». Чтобы мотивировать их пойти проголосовать за Ельцина, надо было убедить их, что в противном случае Советский Союз вернется.

Для кампании понадобилась собственная газета. Владелец «Коммерсанта» Владимир Яковлев для рекомендует сделать бесплатную газету, которую обнаружит в своем почтовом ящике каждый избиратель, прочитает и поймет. Чубайс эту идею принимает, Яковлев поручает Милославскому придумать концепцию нового издания. Милославский в следующий раз показывает макет сверстанной первой полосы новой газеты, название которой он придумал сам: «Не дай Бог!», с подзаголовком «Газета о том, что может случиться в России после 16 июня». Он объясняет, что нужно что-то вроде газеты «Московские новости» или журнала «Огонек» - но только для широкого круга читателей. Яковлев сообщает Смоленскому и Березовскому, сколько будет стоить издание новой газеты. (По словам одного из сотрудников, в будущем главреда «Коммерсанта» Андрея Васильева, - 13 миллионов долларов). Милославский рекрутирует лучших коммерсантовских авторов. Андрей Васильев, Андрей Колесников, Сергей Мостовщиков, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко охотно берутся за дело. Молодые коммерсантовцы относятся к «Не дай Бог!» как к панкпроекту: за прекрасные деньги можно оттянуться, публикуя всевозможную антикоммунистическую пропаганду. Всем кажется, что это очень весело - пародировать стиль старых советских газет, выдумывать любых фантастических ньюсмейкеров и любые невероятные истории. в каждом номере публикуются интервью со звездами, которые агитируют против коммунистов: Ролан Быков, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Олег Табаков, а наряду с ними и зарубежные селебрити: Брижит Бардо, Стивен Сигал, Брюс Уиллис и, конечно, Вероника Кастро - исполнительница главной роли в самом популярном мексиканском сериале в России начала 1990-х «Богатые тоже плачут». Эти интервью, очевидно, вымышленные. Но кто же проверит. Вымышленного в газете вообще много. Газета «Не дай Бог!» - цветная, печатается в Финляндии огромным тиражом, развозится по всей стране и опускается в почтовые ящики избирателей. В первом номере нет никаких выходных данных - это очевидное нарушение всех законов. Геннадий Зюганов рассказывает, что газета «Не дай Бог!» шокирует его пожилую мать. «Я ее неделю откачивал. Она не могла понять, как это. Говорила: "Я тебя учила, ты школу с медалью окончил, а, оказывается, ты такой!" После этого я уже стал почту сам брать из ящика и мать не допускал».

Специально под выборы разрабатывается несколько эффектных внешнеполитических мероприятий. Одно из них - создание союза России и Белоруссии. 2 апреля Борис Ельцин вместе с белорусским президентом Александром Лукашенко с Красного крыльца на Соборной площади Кремля с благословения патриарха Алексия II объявляют о создании ССР - Сообщества Суверенных Республик. заместитель генерала Рогозина рассказывает ему, что объединение с Белоруссией - это сценарий, придуманный Службой безопасности президента. Окружение Коржакова рассматривает этот вариант как один из способов отменить президентские выборы.

Через три недели на смену Лукашенко помогать Ельцину прилетают лидеры «Большой семерки»: американский президент Билл Клинтон, канцлер Германии Гельмут Коль, президент Франции Жак Ширак, лидеры Великобритании, Италии, Канады и Японии. Борис Ельцин уже несколько лет добивается включения России в клуб G7 и превращения его в «Большую восьмерку». Окончательного «да» ему еще не говорят, зато семь лидеров самых развитых экономик мира фактически соглашаются поучаствовать в предвыборной кампании в России. Саммит G7 должен пройти в конце июня 1996 года во французском Лионе, но «Семерка» вдруг решает отдельно обсудить ядерную безопасность. Не всемером, а вместе с Ельциным. И не летом в Лионе, а в Москве в апреле - как раз на старте предвыборной гонки. За несколько дней до начала апрельского «ядерного саммита» в Москве Ельцин звонит Клинтону и спрашивает: а нельзя ли сделать так, чтобы G7 превратилась в G8 уже в этом году? И объявить об этом сейчас, перед выборами. Клинтон начинает оправдываться: «Мне кажется, да и остальным тоже, что поспешность может быть проблемой. У нас пока нет консенсуса по поводу превращения G7 в G8.

Ельцину нравится всякий раз во время встречи с избирателями подписывать какой-нибудь судьбоносный указ: прямо на улице, или в полях, или на крыле самолета - так его поездка в любую деревню становится информационным поводом для всех телеканалов. Редкая успешная заготовка - звучащее в Краснодаре обещание Ельцина сделать красный флаг «знаменем Победы» и вывешивать его 9 мая. Это нравится жителям «красного пояса».

Социсследования показывают, что в целом поездка полностью провалилась. Рейтинг Ельцина в обоих регионах после визита снизился.

Из краснодарского провала штаб пытается извлечь уроки. Во-первых, решено, что за Ельциным всюду должны ходить люди с переносными колонками на длинных шестах: когда Ельцин начинает говорить, его должно быть слышно.

График у Ельцина очень плотный. Он проводит в Москве всего несколько дней - в Россию как раз приезжают лидеры «Семерки», и тут же улетает: сначала на Дальний Восток, а потом в Китай. Первая остановка - Хабаровск. Вместе с Ельциным путешествует президентский пул - журналисты крупнейших газет и информагентств.

Когда Ельцин начинает выступление, становится заметно, что ему еще тяжелее. Он натурально заговаривается. Ельцин берется читать по бумажке, но тут же отвлекается и произносит что-то совсем странное. «"Россия - это огромная страна, в ней есть очень много морей, лесов, рек, полей, людей…", И дальше он продолжает про "много облаков, ягод, грибов». А потом он все это перечислил - "лесов, полей, рек, людей, медведей" - задумался, тяжело помолчал и как-то вырулил. Что-то вроде "Всем спасибо, все свободны". И даже своими ногами ушел». Журналисты покидают зал после пресс-конференции в гробовой тишине.

Вместе с тем, бизнесмены встречаются и с Зюгановым. Участвовавший во встрече Михаил Ходорковский вспоминает, что Зюганову описывался конкретный сценарий: он соглашается на перенос выборов и становится премьер-министром с расширенными полномочиями при президенте Ельцине: в Конституцию 1993 года будут внесены поправки, которые поменяют расклад сил: Россия перестанет быть суперпрезидентской страной. Зюганов соглашается с бизнесменами, говорит, что надо изменить Конституцию, «ограничить полномочия президента и наделить Госдуму правом формировать правительство». Наконец, Зюганов предлагает провести в прямом эфире дебаты с Ельциным.

Приближается 9 Мая - важнейший момент предвыборного реалити-шоу. Журналист Александр Любимов едет в штаб, чтобы представить свою концепцию. Она заключается в том, что Ельцин должен провести военный парад на Красной площади и даже подняться на трибуну Мавзолея - как это делали советские руководители. Так можно перехватить у Зюганова патриотическую повестку.

В честь выборов в 1996 году Любимов придумывает новую традицию - синтез всех старых - военные проходят маршем по Красной площади. Спустя несколько лет она будет казаться незыблемой.

В штабе Зюганова тоже происходит много странного. Рассказывают, что сам кандидат однажды интересуется: «Откуда у нас столько экономических программ? Я то на одну натыкаюсь, то на вторую, то на третью. Причем одна жестче другой. Никак не могу понять, откуда они появляются. У нас такое количество народа, все что-то пишут…» Лидер коммунистов даже не догадывается, что эти распугивающие избирателей экономические программы создают в штабе Ельцина. Но из-за царящей у коммунистов неразберихи их воспринимают как настоящие и пускают в дело: ссылаются на них в выступлениях, печатают в прессе. Команда Глеба Павловского занимается очень многими подобными спецпроектами. Например, рассылает в СМИ фальшивые графики Зюганова. Редакции ежедневно получают несколько взаимоисключающих программ предвыборных мероприятий Зюганова. В итоге все считают, что у коммунистов в штабе полный бардак, и их кампания проходит без внимания журналистов. Сам Павловский вспоминает, что в ходе кампании он и его сотрудники пишут огромное количество статей для региональной прессы: «Позорные, противно злобные тексты». «Мы мобилизовали астрологов, например Павла Глобу. Он очень помогал, мы сидели с ним и придумывали астрологические прогнозы. Потом эти прогнозы с большим удовольствием брали все желтые издания, - вспоминает Павловский. - Чего только не изобретали. Например, писали про какой-то ужасный поезд, который вез мертвого Ленина из Горок в столицу. Он полон темной силы, и теперь он под Котельнической набережной. Почему под Котельнической? Не спрашивайте меня. А еще в Мавзолее лежит вообще не Ленин. Куда делся Ленин, я уже не помню, но в Мавзолее человек, которого заживо мумифицировали, и он омывается снизу кровью младенцев, то ли христианских, то ли еврейских».

Кампания коммунистов идет параллельно с ельцинской. Геннадия Зюганова не очень много показывают по телевизору, но он ездит по всей стране и в некоторых регионах собирает стадионы - особенно в «красном поясе». В Москве и Петербурге ему сложнее. К примеру, он пытается провести встречу с молодежью в Театре на Таганке. В поддержку кандидата выступает группа «Ласковый май», ее руководитель Андрей Разин говорит со сцены, что только с именем Зюганова миллионы связывают надежды на духовное возрождение России. А потом появляется милиция и всем предлагают пройти на выход - якобы в зале заложена бомба. «46 спецопераций было проведено только для того, чтобы меня сломать», - рассказывает Зюганов спустя 25 лет. Одной из таких спецопераций, по его словам, было создание «Музея Зюганова» в его родной деревне в Орловской области. «Мы с отцом построили хороший дом после войны. Хороший, один из лучших, нам пчелы помогли построить. Я им гордился. Чтобы меня ужалить посильнее, администрация президента купила этот дом. Привезли туда скульптуру Ленина, спилили ее голову, мою туда привинтили, написали "Музей Зюганова". Обгадили все углы и туда пригласили журналистов».

Из Хабаровска в Москву Ельцин возвращается собственным бортом, вместе с ним - Коржаков. Сотрудники Службы безопасности президента, а также работники штаба и кремлевский пул летят следом. Подчиненные Коржакова решают, что после командировки можно отдохнуть. Выпивают - а пить разрешалось только на обратном пути, и включают свою любимую песню. Таковой у всех военных в середине 1990-х оказывается песня группы «Любэ» «Батяня-комбат». Еще в самом начале предвыборного турне в аналитической группе придумали, что сотрудники службы безопасности должны везде носить за президентом мощные колонки на шестах - чтобы его было слышно, если он внезапно начинает выступать в толпе. Теперь, в самолете, эти колонки подключают к плееру. В плеере кассета, на которой песня «Комбат» записана много раз подряд. Охранники президента включают звук на полную мощность - так, что у всех пассажиров вибрируют перепонки, и начинают подпевать. На втором или третьем разе один из охранников орет: «А теперь давай раскачивать самолет!» И человек десять из Службы безопасности президента в полном снаряжении, с оружием начинают метаться от одного борта к другому. Они скачут под музыку - и самолет действительно начинает раскачиваться. Когда рейс долетает до Москвы, все - и пассажиры, и стюардессы, и пилоты - уже серого цвета.

Через «Президент-отель» проходит огромное количество представителей творческой интеллигенции, которые предлагают свои услуги - за соответствующее вознаграждение. Кинорежиссер Никита Михалков сыграл роль городничего в фильме «Ревизор» и готов проехаться по всей стране с показами фильма, а после сеансов выступать перед зрителями и агитировать за Ельцина. Актер Александр Абдулов хочет отправиться в круиз по Волге, чтобы на всех остановках играть свой музыкальный спектакль «Бременские музыканты» - и тоже агитировать. Аналитическая группа отказывает - и тогда Абдулов идет жаловаться к Коржакову. Тот находит для него деньги на круиз. Кинорежиссер Сергей Соловьев обращается к своему знакомому Стасу Намину, лидеру советской рок-группы «Цветы» и предлагает ему организовать серию рок-концертов в поддержку Ельцина по всей стране. Стас Намин предвидит, что не все рокеры, наверное, согласятся агитировать за Ельцина, но предполагает, что все смогут выступать против коммунистов. Такую концепцию ему одобряют, выделяют деньги и предоставляют самолет. Правда, программу тура разнообразят: на сценах дворцов спорта, помимо звезд - «Наутилуса Помпилиуса», «Чайфа», «Машины времени» и «Алисы», появятся малоизвестные новички, например группа «Сплин», для которой это первый концертный тур в жизни. Параллельно в домах культуры проходят творческие вечера для более пожилой аудитории: на сцену выходят Людмила Гурченко, Вахтанг Кикабидзе и сам Сергей Соловьев. 17 мая тур начинается. По плану рокеры должны проехать 15 городов с концертами через день. Несмотря на усилия, приложенные организаторами, кампания «Голосуй или проиграешь» остается незамеченной большой частью целевой аудитории.
Одновременно проходит турне поп-звезд «Ельцин - наш президент», организованное Игорем Крутым. Один концерт в день, каждый день - новый город. Для участников тоже выделяют самолет.

следующая часть - https://uborshizzza.livejournal.com/5430668.html

Ч5 https://uborshizzza.livejournal.com/5430904.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Политика)

Непридуманные истории

Previous post Next post
Up