Виктор Пелевин. Непобедимое солнце. Ч2

Sep 14, 2020 18:16


Продолжение. Начало https://uborshizzza.livejournal.com/5379010.html



Фрэнк с Сашей поехали в город Харран (в древности - Карры), где стоял храм Луны. Где-то в районе бывшего храма Фрэнк вышел из машины и пошел поспрашивать дорогу, но обратно не вернулся. Оказалось, что его убили - ударили ножом под лопатку. Саша подозревала, что это сделали 2 бородатых мотоциклиста, которые обогнали их по дороге.

Вернувшись в гостиницу, Саша прочла, что в Каррах, когда Каракалла ехал в храм Луны, его убили ножом под лопатку. Она также нашла письмо от Фрэнка, в котором он писал, что если его убьют, она должна отвести маски Со и Тиму.

В самолете, летящем в Стамбул, к Саше подсел пожилой человек, представившийся профессором Гекченом. Он знал о Фрэнке, о масках, о Тиме и Со. Профессор дал Саше свою визитку и сказал, что она может с ним встретиться, если увидит, что вся эта история ее засасывает.

На яхте Сашу ожидали новые открытия. Тим сообщил ей, что теперь она в игре, и соскочить ей не удастся. Со привела ее на ритуал, в котором вызвали дух покойного Фрэнка. Там надо было зарезать черную овцу, как в «Одиссее», а говорил Фрэнк через мальчика-медиума. Он сказал Саше, что она должна найти истинное Солнце, потому что как Луна она его притягивает. Заодно она узнала, почему духи мертвых приходят на овечью кровь: во-первых, должен же быть ритуал для таких встреч, как например, посольские приемы; во-вторых, овечья кровь - это очень вкусно.

Тим рассказал Саше, что у Каракаллы не было детей, но остались родственники мужского пола. Один из них был жрецом Солнца и танцевал перед Черным Камнем в храме. Это был будущий император Элагабал. Его звали Варий Авит, но он принял имя своего солнечного бога.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BB
Он так станцевал перед солдатами, что они выбрали его императором. А Черный Камень он перенес в Рим и построил для него храм, куда собрал все главные римские реликвии, включая огонь Весты. Когда его убили, камень вернули в Сирию. А потом он исчез…но нашелся в каюте Тима.
Так Саша увидела Черный Камень, который до этого прятали за перегородкой. Тим поставил перед Сашей задачу: она должна была найти нового Элагабала, который мог бы танцевать перед камнем. Зачем? Наш мир - это что-то вроде картинки, которую боги наводят, как через проектор на экран. Черный Камень - это центральный проектор. Самое точное название - проектор «Непобедимое Солнце». Боги одновременно наводят картинку и смотрят на нее. Они понимают язык танца. Особый человек, soltator, умеющий донести свои желания с помощью танца, получает власть над миром.

Но как найти нового Элагабала? Саша решила начать спать с масках, думая найти ответ во сне. Ей начали сниться сны из жизни императора. Все это подробно описано в романе.
Юноша-император понял, что он может станцевать любое свое желание или будущее. Танцуя, он видел богов в виде вихрей-воронок. Элагабалу хотелось исправить все мировое несовершенство. Еще он был готов станцевать свою смерть.
Однажды к нему пришли волхвы. Они рассказали ему, что кроме богов, существуют еще и эоны - это те, кто породил всех других богов. София - душа породила Создателя. Создатель для своего развлечения породил мир. Вернее, склеил материальный мир с Мировой душой. И душа эта страдает в тех местах, где соприкасается с нашим миром. Император видит эонов в виде вихрей. Он должен разрешить их спор. Душа хочет освободиться от мира, но для этого ей нужно порвать все нити, связующие ее с миром, и она будет страдать очень сильно. Но танцующий soltator может сделать это безболезненно: он должен станцевать смерть мира. Но эон София спросит его, готов ли он ее отпустить. И он должен будет станцевать свой выбор. «Про мир спорят два эона. София и ее сын. Сын и есть наш Создатель. Он считает, что мир благ. София полагает мир злом и тюрьмой духа - и думает, что он должен быть завершен. Между ними нет согласия, и каждый видит свое. Пойманная в силки материи душа действительно страдает и в начале, и в конце своего пути. Но между этими вратами бывает, что она наслаждается, радуется, надеется - словом, живет… Искупается ли одно другим? Боги не знают. Поэтому решать судьбу мира доверено человеку». Волхвы посоветовали императору завершить мир. А сам он тогда станет эоном.

Элагабал решил так и поступить. Но когда он начал танец, его убили. Заказчицей убийства была его бабка, которая хотела сделать императором другого своего внука. Но у Элагабала была жена-христианка, бывшая весталка. В момент его смерти она встала перед камнем на колени и выпросил 1000-летие власти Христа.

Саша тем временем узнала во сне, где она может найти новое воплощение Элагабала - это был курорт на Кубе. Она полетела туда, попрощавшись с Тимом и Софией. Те ей рассказали, что те молодые люди, что целыми днями торчат на яхте, вовсе не их дети - это нанятые люди, которые нужны, чтобы замаскировать эманации Камня.

Куба описана Пелевиным с большим теплом. «Это было удивительно: Советский Союз, привитый за океаном, дал дивный побег - карликовое деревце-бонсай, достаточно похожее на оригинал, чтобы тот вспомнился в достоверных деталях, но слишком смешное, трогательное и маленькое, чтобы вызвать неприязнь».

В Варадеро Саша нашла свою новую любовь - проститутку Наоми. Мулатка училась на архитектора и подрабатывала на секс-фронте. Саша поняла, что Наоми - новое воплощение Элагабала потому, что та была очень на него похожа. Наоми поспала в масках и тоже все узнала про Камень и танцы. Она согласилась станцевать. Наоми предпочитала положить миру конец.

Далее они добрались в Тенерифе, где их ждали Со и Тим. Наоми опознала в них эонов, которых она видела в сне про смерть Элагабала. Саша никак не могла ей поверить.

Но вот Наоми начала танцевать. Она станцевала смерть мира. В этот момент появился профессор Гекчен и те люди, что убили Фрэнка. Они застрелили Наоми, но было уже поздно: мир начал сворачиваться. Мужчины попытались разломать Камень, но исчезли сами. И тогда начала танцевать Саша. Она исполнила тот танец, что репетировала в Москве - танец запасной бабочки в балете.

Очнулась она в Таиланде на медитации. Оказывается, Саша уже 2 недели находилась здесь. Это был новый мир, созданный ее танцем. Он был такой же, как прежний, но с небольшими различиями. Софии и Тима в этом мире не было, Фрэнк и Наоми были живы. Саша помнила и то, что было в старом мире, и то, что было в новом. В новом мире она тоже была на Кубе и любила Наоми, но только не могла с ней теперь встретиться из-за Ковида.
А Ковид с его повсеместными масками возник, видимо, из-за воспоминаний о масках Каракаллы.

«С этого дня вы живете в мире, созданном блондинкой. Правда, хорошей, доброй, искренней и передовой, и даже вполне себе духовно продвинутой - но не так чтобы запредельно умной. И не особо дисциплинированной. Короче, просто нормальной современной блондинкой. У которой, помимо всего прочего, бывают еще и месячные. Так что не обессудьте, если что-то пойдет не так.
Некоторые мелкие косяки вы уже заметили. Думаю, будут и другие. В общем, скоро все узнают, что такое танец запасной бабочки Чжуан-Цзы, убегающей от Кота Шредингера в Траве Забвения».
Новый роман Пелевина мне понравился: он добрый. И так как Пелевин обычно дает прогноз, то в данном случае его прогноз хороший: мир будет не без придури, но без катастроф, и чем дальше, тем больше это будет женский мир.
Хорошо описаны сцены из жизни римских императоров, а также те места, где путешествовала Саша - Турция, Куба, Таиланд. Жизнь - курорт.

Где-то в конце 2-ой части есть забавное отступление. Тот писатель Антон, которого Саша бросила в Москве, взялся сочинять роман, состоящий из одних заголовков с «Ленты.ру». Он должен был называться «НЕ КЛИЧЬ СУДЬБИНУ».
«1.1 Петербуржец пригласил девушку на свидание и показал ей труп.
1.2 Россиянам предложили пожить в железной бочке.
1.3 Темнокожий певец поборолся с размером своего пениса при помощи сэндвича.
1.4 Енот-полоскун нализался глинтвейна и погиб.
1.5 Россиянин избил жену и восьмимесячного ребенка ведром.
1.6 Вместо съеденного акулами серфера нашли съеденного ими дайвера.
1.7 Россиянин истязал соседей конским ржанием» и т.д.
Любопытно, что все эти заголовки - настоящие.

Антоша считал, что «самое сложное в работе над романом - подобрать заголовки так, чтобы сквозь них просвечивал постепенно разворачивающийся сюжет.
Развитие ожидалось следующее: Россия будет слабеть, блуждая в аравийских песках и европейских трибуналах, начнется кризис, а потом некая партия, первоначально организованная властями для политической клоунады, сметет тирана вместе со всей его кликой (имеются в виду сетевые опричники) и начнется золотой русский век.
Тогда новостные заголовки будут такими:
N.1 Петух попал в ощип вместо куры.
N.2 Наевшаяся арбуза буфетчица помочилась за будкой.
N.3 Кот задремал на штабеле досок.
N.4 Между старыми шпалами вырос подорожник.
N.5 В туманный день водокачка почти не видна с реки.
N.6 Кто-то помолился: «Господи Исусе».
И так далее. Тихо, покойно, немного бюджетно - но никакой чернухи. И это вот и будет наш новый русский Логос».

Окончание следует
https://uborshizzza.livejournal.com/5379507.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up