Виктор Пелевин. Непобедимое солнце. Ч1

Sep 14, 2020 16:39




Самое краткое содержание романа: мир был на краю гибели, но его спасла блондинка. И мы теперь живем в ее мире.

А далее намного подробнее.

Саше Орловой (практически Александре Македонской: орел - один из его символов) вот-вот стукнет тридцатник. Как справедливо ей сообщила одна из эпизодических героинь, она теперь выпадет из педофильской охоты.
Это обидно, но ничего не поделаешь: нужно двигаться дальше.
Пока Саша в жизни не определилась. На 50% ее кормят родители. Они в разводе. О маме мы не узнаем ничего, а папа живет с новой семьей, но Саша с ним регулярно видится, он дает ей деньги. Папа - макаронный герцог или граф. Не король, но тоже богат, имея свои хлебокомбинаты, мукомольные фабрики и др.

Сама Саша зарабатывает деньги, продавая самострочную одежду в стиле Dream Catcher через интернет-магазины, а также ей платят за «театральную деятельность» (участвует в двух труппах, выступает на всяких детских праздниках, днях города и так далее). В настоящее время она репетирует для самодеятельного балета «Кот Шредингера и бабочка Чжуан-Цзы в зарослях Травы Забвения» танец запасной бабочки. Весь второй акт кот ловит бабочку. Саша также делает декорации и шьет костюмы для этого балета.

Обратили внимание на название? Это та самая бабочка Чжуан-Цзы, которую Пелевин умудряется упомянуть чуть ли не в каждом своем романе. Это - китайская метафора об устройстве сознания и познании мира. Когда бабочка сделалась мудрецом по имени Чжуан-цзы, тот проснулся в уверенности, что и раньше был китайским мудрецом - которому просто приснилось, будто он на время стал порхающей между цветами бабочкой.
Про кота Шредингера, который одновременно жив и мертв, так как выяснить его состояние можно только его убив, вы и сами все знаете: кот ныне крайне популярен на волне любви к котикам и к парадоксам.
Трава забвения - тоже все понятно. Таким образом, уже в самом начале Пелевин представил формулу своего романа и финал. Но всему свое время.

Саша занимается йогой и мечтает о просветлении, хотя один из ее бывших обозвал это «духовными бусами»: мол, она хочет приукрасить себя не только снаружи, но и внутри.

Несколько лет назад Саша ездила в Индию. Там ей показалось, что она в облаках увидела Шиву, который обещал ей счастье. А один человек посоветовал ей довериться знакам, научиться их видеть и пройти свое путешествие. С тех пор она ждала знака.

У Саши была насыщенная личная жизнь. Она встречалась как с мальчиками, так и с девочками. Сейчас у нее был Антон, начинающий писатель. Он ей поднадоел, а тут еще принес почитать следующее свое произведение:
«ИВАН МОНОГАТАРИ
Сказка острова Шикотан

Принц Иван, пожилой мастер лука, вышел на крыльцо и пустил стрелу с раздвоенным наконечником к горизонту.
Через несколько дней люди в зеленом остановили его паланкин в лесу. На поляне перед паланкином сидела известная в тех местах лягушка-оборотень по имени Кусука-тян. Говорили, что когда-то она была супругой трех сегунов и двенадцати дайме, но в этой ли жизни или прежде, никто не знал.
Лягушка-оборотень держала пущенную принцем стрелу острыми зубами, растущими в три ряда - и успела уже перекусить ее в нескольких местах.
Увидев принца Ивана, лягушка сказала:
- Скорей неси меня в замок, принц Иван! Ты поцелуешь меня, и я стану прекрасной принцессой!
Принц Иван улыбнулся краем рта, посмотрел ввысь, слегка натянул лук и молвил:
- Что есть красота?
- Как же так? - поразилась лягушка. - Ты колеблешься?
- Видишь ли, милая, - ответил принц Иван, - когда постигаешь природу пути, говорящих лягушек более незачем превращать в прекрасных принцесс… Да и кто я такой, чтобы вмешиваться в поток трансформаций?
И сделал слугам знак идти дальше.
Однако думать о встрече не перестал - и, вернувшись в замок, так сложил:

ПРОЗРЕВАЯ УДЕРЖАННОЕ
Двадцать лет с говорящей лягушкой.
Вонь шанели. Измены. Печаль.
Рим и Капри. Собачки. Подружки.
Маски. Позы. Последний причал.
Я шепну ей на лунной подушке:
«Как бессильны пустые слова
Передать то, что чувствуют души…»
И лягушка ответит мне: «Ква…»
А потом захрапит. Станет скучно.
Я скажу ей: «Послушай, ну ты,
Хочешь знать, что бывает с лягушкой
При паденьи с большой высоты?
Ты холодная липкая сволочь,
Дремлет смерть в твоей черной звезде,
Я швырну тебя в форточку, в полночь,
Чтоб ты квакала там в темноте!»
И лягушка испуганно встанет,
Утирая растянутый рот,
И исполнит свой мертвенный танец,
Вопросительно глядя вперед.
Я скажу ей: «Ну ладно, паскуда,
В уголке за помойным ведром
Оставайся, пожалуй, покуда,
Мы еще разберемся потом
А вообще-то прости меня, гада.
Я люблю, как ты смотришь в окно
На пурпурные тени заката.
Спи, пожалуйста. Мне все равно».
Но лягушка отпрыгнет под лавку,
Запылает кострами фейсбук,
И психолог напишет ей справку,
Что она настрадалась от мук.
И попросит юриста лягушка
Все мое на нее записать,
Потому что я мял ее брюшко,
Регулярно мешая ей спать.
А потом я умру. И лягушка
Похоронит меня при луне.
И останется лишь комнатушка,
Где все будет, как раньше при мне…

Бросив кисть, надолго ушел в созерцание сути. Затем велел переписать большими знаками и удалился совершенствоваться в стрельбе.
А Кусуку-тян вскоре поймали крестьяне, побили тяпками и мотыгами и сожгли на рисовом поле как ведьму.

Снизу был рисуночек - такие невинные цветочки-колокольчики, над ними бабочка, а под землей - поджавший лапки скелет лягушки со свалившейся короной и обломанной стрелой во рту».

Саша восприняла это произведение как явный намек, а учитывая, что Антон у нее столовался, предложила ему искать себе другую лягушку. Кстати, ведь есть сказка про лягушку-путешественницу.

А тут еще папа на день рождения подарил ей 30 тыс. дол. с условием, что она их потратит на свою мечту - Саша вспомнила, что хотела путешествовать. Также ей послышалось, что ворона на крыше каркнула: «Сказка!». Саша читала про предсказания с помощью птиц и поверила, что это - знак. Ей нужно отправиться в путешествие, в сказку, идти туда, не знаю куда, искать то, не знаю, что.

Расставшись с Антошей на улице, Саша услышала песню «Hot River», доносящуюся из кафе. Она ее определила как «что-то про плавание по вулканической реке с туманными сексуальными коннотациями». Лягушка взмыла над огненной рекой - это была очередная подсказка. Саша зашла внутрь: на стене висела картинка с видом Стамбула и Святой Софии. Так она поняла, что ехать нужно в Стамбул.

В Стамбуле Саша увидела сон про то, что она прошла внутрь Айя-Софии и оказалась в каком-то длинном коридоре, а там стоял большой механический павлин. Саша вспомнила, что читала о механических павлинах, стоящих около трона базилевсов. Утром она пошла в св. Софию искать тот коридор. В поисках она поднялась на 2-ой этаж и увидела около стенда с фото и рисунками храма в разные эпохи приятную женщину. Они познакомились. Женщина прекрасно говорила по-русски, ее звали Со (сокращение от Софии). Она пригласила Сашу на свою яхту - ей понравилось, что девушка отправилась в путешествие за мудростью.

Также она предложила Саше попробовать представить себе храм св. Софии в 6 веке, посмотреть на него глазами человека того времени. Саша попробовала и поняла, что тогда это был абсолютно новаторский храм, чудо. Позже, когда разговор был о римской музыке, София сказала, что она была похожа на Тарантеллу. Саша поразилась ее осведомленности.

Яхта у Со была большая и красивая. Хозяйка познакомила Сашу с Тимом, который, как думала девушка, был ее мужем, и со своими взрослыми детьми. Дочь, сын и их друзья курили травку и беседовали на животрепещущие темы. Например, они обсуждают необходимость переименования фестиваля Burning Man в Burning Woman, а лучше сразу в Burning Person, если не Burning Person of Color.

Саше приглянулся один из парней, Фрэнк, с ним она и ушла.

Фрэнк изучал прошлое с помощью «некроэмпатии», т.е. пытаясь полностью слиться с каким-нибудь историческим персонажем. В данном случае он изучал римского императора Каракаллу. Фрэнк носил длинную, до щиколотки накидку с капюшоном - каракаллу (одежда галлов) и самостоятельно стригся под этого императора.

Императора звали Септи́мий Бассиа́н Карака́лла или император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август.
Кто хочет, может прочесть о нем в Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0
А это - плащ-накидка каракалла (под №2).


Фрэнк все время рассказывал Саше про Каракаллу, причем так, будто пережил все сам. У него были предметы, принадлежащие императору. Это были маски Луны и Солнца, сделанные из сплава драгоценных металлов и с украшением в виде черного камешка на лбу. Саша примерила на себя маску Луны, тогда Фрэнк надел маску Солнца, и они занялись любовью.
В рассказах из жизни Каракаллы упоминается Черный Камень, которому молились на его родине в Сирии. Его мать утверждала, что этот камень - само Солнце, и он верил - такое не придумаешь.
Но Каракалле больше нравилась Луна, поэтому он хотел посетить ее главный храм, который находился на территории современной Турции. Фрэнка тоже очень тянуло в то место, хотя храма там давно не было.

Еще Каракалла обожал Александра Македонского и мечтал приобрести ту же божественность, что была у того. Луна должна была ему в этом помочь.
Что касается масок, то Каракалла надевал маску Луны на своих любовниц и любовников, а сам был в маске Солнца.

Продолжение следует
https://uborshizzza.livejournal.com/5379148.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up