Рецензия на книгу Ю.Полякова «Гипсовый трубач или Конец фильма»

Dec 19, 2008 21:40


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Юрий Поляков написал новый роман, вернее, не весь роман, а его первую часть. Несмотря на поговорку, что половину работы не показывают, он его опубликовал. Это всегда затруднительно для читателя, потому что ко времени выхождения второй части первая обычно полностью забывается, да и автор лишен возможности что-то скорректировать впервой части, отчего само произведение обычно страдает. Правда, это выгоднее коммерчески. Роман - сатирический. Во всех книгах этого писателя юмор присутствует, но сатирический роман у него, кажется, один - «Козленок в молоке», причем, как ни странно, именно он был издан наибольшим суммарным тиражом и имеет больше всего переизданий. Наверное, автор хотел повторить успех. По-моему, не получилось, но по одной части все же трудно судить.

Главный герой - писатель Андрей Львович Кокотов примерно 50-ти лет. Он получил высшее филологическое образование, работал учителем, мечтал стать писателем, посещал литературный кружок, где его рассказы подвергались разгромной критике, но не сдавался. В конце концов во время перестройки ему удалось опубликовать повесть про проблемы школы под названием «Бойкот» и стать членом Союза писателей. С тех пор он трудился литератором. «Бойкот» так и остался его самым удачным произведением, после 1991 года слезливая школьно-подростковая тематика не находила издателя, но неожиданно для себя Кокотов нашел золотую жилу. Он стал писать любовные романы из сери «Лабиринты страсти» под женским псевдонимом, что давало ему небольшой, но устойчивый доход. Своего ремесла Кокотов стеснялся и иногда публиковал рассказы, чтобы не разучиться писать по-настоящему. В семейной жизни он оказался неудачником. Он был воспитан одинокой мамой, женился на своей первой девушке, но быстро с ней развелся из-за конфликта с тещей и тестем, которые хотели заставить его стать военным. У него была дочь от этого брака, но он ее видел только в младенчестве, а потом не встречался, потому что стеснялся и не знал, что ей говорить и как с ней себя вести. К тому времени, как стал писателем, он женился на девушке, мечтающей стать поэтессой и считающей его мэтром. Но писать стихи она не стала, разочаровалась в муже и его талантах и ушла к состоятельному мужчине. Кокотов остался один в небольшой двухкомнатной квартире, полученной им в свое время от СП. Он чувствовал себя несчастным и ненужным, но вдруг ему позвонил режиссер Дмитрий Анатольевич Жарынин. Он сказал, что читал один из некоммерческих рассказов Кокотова «Гипсовый трубач» и хочет его поставить по нему фильм. Для этого они вдвоем должны срочно написать сценарий, а трудиться они будут в Доме для ветеранов сцены «Ипокренино».

После этого звонка жизнь Кокотова резко изменилась и вошла в авантюрную колею, связанную с разнообразными затеями Жарынина. Характер и образ жизни Жарынина являются полной противоположностью Кокотову. Если Андрей Львович - человек робкий, нерешительный, тихий, то Жарынин так и излучает энергию. Он был диссидентом, жил за границей, богат, был женат 6 или 7 раз, имеет множество любовниц, всех знает и способен решительно на все. Никогда нельзя предположить, что он выкинет в каждый следующий момент. Кстати, режиссером он считается авансом, потому что так и не снял пока ни одного фильма: скандал получился на съемках первого, после чего он покинул страну. Впрочем, он не сомневается в своей гениальности, да и другие ему верят. Два столь несхожих человека вынуждены сотрудничать. Верховодит, конечно, Жарынин, но и Кокотов не сдается и исподтишка его подкалывает. Сюжетную линию романа составляет описание их жизни в «Ипокренино», связанную с интригами вокруг этой дорогой недвижимости, населенной немощными ветеранами. Дом престарелых вот-вот будет куплен циничными дельцами, стариков расселят по обычным домам престарелых, а ведь они в свое время сдали свои квартиры, чтобы получить комнату и уход в «Ипокренино». За помощью старики обращаются к Жарынину, которого считают очень ловким человеком и своим спасителем. Кокотов вспоминает историю, послужившую сюжетом для рассказа «Гипсовый трубач». Она связана с одним летом из его юности, когда он был пионервожатым в лагере. Он был влюблен сразу в двух девушек, одна из которых потом стала его женой. Неожиданно он встречается с красивой женщиной, которая тогда была пионеркой в этом лагере. Она рассказывает ему, что он был ее первой любовью.

Но сюжет в этом романе не главное. Собственно, это даже не роман, а собрание всевозможных пародий. Часть из них образуется из фантастических рассказов Жарынина о своей жизни и о жизни своих знакомых, часть - из сюжетов, которые Кокотов сочинял для «Лабиринтов страсти», а также из ненаписанных вещей, часть из биографий стариков. Можно обнаружить параллели с известными людьми и громкими историями. Жарынин также извергает из себя афоризмы, приписываемыми им некоему Сен -Жон Персу, например: «диссидент - это человек с платным чувством справедливости», «учитель - это не профессия, а разновидность нищеты». Кое-что он говорит и от своего лица:
про Явлинского: «У него лицо оскорбленного младшего научного сотрудника, которому в институтской столовой не долили борща», или обсуждает услышанное слово «Цветнина» для цветного металлолома, означающее, что воровство цветных металлов превратилось в промысел наподобие охоты, а для самих металлов появилось слово, образованное по типу слова «пушнина».

По-видимому, во второй части читатель узнает, удалось ли снять фильм, и во что он превратился, удастся ли отстоять «Ипокренино», обретет ли Кокотов новую любовь.
Для представления о том, как выглядят пародии, представляю одну из них, на модные во время перестройки настроения. Тогда Кокотов для фонда Сороса хотел написать продолжение «Тимура и его команды».

Критика

Previous post Next post
Up