Европейские мусульмане второго поколения

Sep 10, 2008 00:23


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

"Все россияне тут - второго поколенья,
Они все путают, и имя, и склоненье,
И ты бы, Ваня,
У них был Ваньйа"
В. Высоцкий

Продолжая тему с убийством Тео ван Гога http://uborshizzza.livejournal.com/313143.html, я хочу отметить и второй аспект этого случая. Первый аспект заключался в личности убитого, который считал, что свобода слова должна быть безграничной, позволял себе публичные оскорбления чужих обычаев, взглядов и религий, в особенности ненавидя последнее. Кстати, сам он был уверен, что ему за это ничего не будет, потому что работал под городского сумасшедшего. С дурака какой же спрос? Но спросили.

Вторым аспектом этой истории является положение мусульман в Европе и, в частности, в Голландии. Они приезжают туда из разных стран, кто из-за бедности, кто из-за войны. Так родные убийцы ван Гога, Мохаммеда Буери, приехали в Нидерланды из Марокко. Его отец всю жизнь работал посудомойщиком и вырастил 8 детей. Кстати, его заработка хватило не только на содержание семьи, но и на то, чтобы купить на родине дом для брата, который живет в нем на маленькую пенсию, заработанную им за время работы в Париже. Кроме того, он построил и дом в курортном алжирском городке, где проводит летний отпуск, на его деньги в его родной деревне построена мечеть. (Неужели за мойку посуды столько платят? Что-то меня начинают терзать сомнения.) Сам Мохамед Буери учился на курсах бухгалтеров, потом изучал информационные технологии. Он, кажется, нигде толком и не работал. Так вначале его не взяли на работу в службу безопасности аэропорта, потому что он подозревался в участии в исламистских выступлениях (хотя он в них не участвовал), потом у него была судимость, полученая за драку с любовником сестры, потом умерла его мать, что сильно на него подействовало, потом он увлекся исламом, стал посещать проповедника-экстремиста и вообразил себя воином Аллаха.

Судьба этого человека типична для мусульман второго поколения, выросших в Европе. Если их родители были счастливы, что имеют любую работу и не умирают с голоду, то их дети уже не могут этим довольствоваться. Человеку нужно что-то, чтобы гордиться собой. Уже сам тот факт, что они сумели вырваться из своей нищей страны, избежать судьбы многих своих родных и знакомых, дать своим семьям возможность выжить, наполнял сердца первых иммигрантов гордостью. А вот на что могли рассчитывать их дети? Они видели, что коренное население живет в своей массе лучше, и что их не пускают в некоторые сферы. То, что самые способные из их среды могли добиться многого, их не вдохновляло. Все не могут быть лучшими. Они же видели, что не только лучшие, но и худшие голландцы живут лучше их. Кроме того, тут начинал работать другой фактор. Как вся диаспора в целом, так и отдельные ее представители должны были сделать выбор: сохранить свою идентичность или раствориться в европейском обществе. Большинство выбирало вариант сохранения. Я не знаю, почему: может быть, они считали, что вместе жить легче, может быть, думали, что ассимиляция все равно не принесет им желанных результатов, может быть, это какое-то иррациональное чувство. Но второе поколение намного больше чтит традиции своей религии, чем первое и чем люди на их родине. Так турки, живущие в Европе, чаще совершают «убийства из чести» (убийство девушек и женщин, вступивших во внебрачную сексуальную связь), чем в Турции. То же относится и к ношению мусульманского платка. Иммигранты второго поколения строго соблюдают заповеди пророка. Возможно, этим объясняется то, что риск заболеть шизофренией у мусульманского юноши, живущего в Нидерландах, в 10 раз выше, чем у коренного жителя. Уж очень отличаются нормы Корана от того, что их окружает. Получается замкнутый круг: чтобы сохранить себя, приходится стать ортодоксом и вступить в конфликт с тем обществом, где ты живешь. Конечно, можно посоветовать им уезжать на свою родину, но они этого не хотят. Они хотели бы сохранить и все преимущества жизни в Европе. Возможно, они бы хотели, чтобы все приняли ислам или просто остались одни мусульмане, а европейцы куда-то делись, но при этом они не думают, что все преимущества Европы могут исчезнуть, а ехать уже будет некуда.

Вот и мучаются они там, бедняги, фильмы ставят, книги пишут. А ведь мусульман в Европе всего 15 млн.! Это на 300-то млн. человек. У нас - и то больше. Но наши мусульмане не живут в диаспоре, а живут у себя дома. И не один век мы живем рядом, так что подобные проблемы вряд ли нам грозят, хотя некоторые и любят раздувать надуманные противоречия между нашими культурами. Еще бы! В Голландии есть, а у нас нет - этого не может быть. Вот и выдумывают скинхедов, организуют дурацкие сообщества, собирают слухи. Недавно я читала в одном израильском блоге, что каждый день из Москвы в Ашхабад летят самолеты с гробами убитых здесь людей, а иногда и не по одному гробу возят, а по несколько. Плачущие женщины спрашивают стюардесс: «За что вы нас убиваете?», а те отводят глаза (А могли бы и зарезать!). «Их убивают только за то, что они не русские!» - патетически восклицает автор блога (дама 1972 года рождения). «Когда-нибудь они узнают, о том, что сейчас происходит, в очередную перестройку. Как хорошо, что я уехала!» Все бы хорошо, но Ашхабад - столица Туркмении (плохо учили в школе тех, кто родился в 1972 году), а у нас нет рабочих- туркмен. Туркмен вообще мало, да и не выезжают они к нам, кажется, им это даже запрещено, да и надобности нет, у себя неплохо устроились. Но это я так, к слову.

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up