В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Зарубежные книги, написанные современными писателями из стран третьего мира, редко доходят до нашего читателя. Для этого они сначала должны получить известность в Европе и США, а уже потом будут переведены на русский. Так случилось с Памуком, с Рушди, а вот теперь - с Анитой Нейр. Между тем мне кажется, что русскому читателю сегодня гораздо ближе современные реалии именно этих стран, чем европейских. Во всяком случае я была поражена, как много общего у России и Турции, прочтя Памука. А вот чтение Бегбедера, Эллиса, Уэльбека, Елинек приводит меня в недоумение. Их проблемы - проблемы людей, не нуждающихся более в борьбе за удовлетворение своих первичных потребностей. Возможно, это наше далекое будущее. Грустно, конечно, что полностью насытившись, человек не становится не умнее, не добрее, не счастливее, а наоборот, но, как говорится, поживем - увидим.
Анита Нейр пишет на английском и на темы, которые могут быть интересны западному читателю, но мне они тоже показались любопытными. В романе «Любовница» переплетены традиционные и современные стороны индийской жизни. Главные действующие лица - представители одной семьи и приехавший к ним английский гость Крис. Он приехал к человеку, которого зовут Коман, но все в семье называют его Дядей. Дяди - знаменитый в Индии танцор катхакали. Это древнее искусство, в котором актеры, одетые в пышные костюмы и маски, изображают героев эпосов «Рамаяны» и «Махабхараты». Дядя не только играет, но и преподает в специальном институте. Собственно, вся его жизнь прошла в этом институте: он пришел туда подростком и остается до сих пор, до 64 лет. На Западе катхали мало известна, но в последние годы интерес к этому искусству повышается. Дядя живет своими ролями. Ко всем событиям жизни он применяет эпические образы. На его взгляд, все люди по характеру похожи на кого-нибудь из древних героев. Это помогает ему понять, как поступит тот или иной человек, и как с ним надо обращаться. Такое мифологизированное сознание связывает древность и современность.
В книге пересказываются некоторые эпизоды из эпосов. Вот, например, один, который мне нравится. В нем рассказывается, как Равана стал повелителем 3-х миров. Он разжег 4 костра, а пятым стало солнце, встал в круг и так стоял 1000 лет на одном пальце, призывая Создателя. Но Создатель не появился. Тогда он стал по очереди отрывать по одной из своих 9 голов и бросать их в костер. Осталась одна голова, он собрался отрезать и ее, как появился Создатель и дал ему все, что он желал.
У Дяди есть любимая племянница - Радха. Она получила высшее образование, ездила на мотоцикле, курила травку. Но полностью стать современной женщиной не смогла. Когда ее роман с женатым человеком закончился абортом, она дала себя уговорить и вышла замуж за дальнего родственника, чтобы прекратить слухи. Мужа Радха презирает за неотесанность, считает его деревенщиной, но, тем не менее, живет с ним уже 8 лет. Обычно она носит джинсы, но, когда хочет понравиться, надевает сари, а волосы украшает цветами. Ее муж Шиэм любит ее всерьез. Он был бедным родственником в этой семье (за кадром остаются влиятельный отец Радхи), мечтал о красавице - и вдруг ему предложили на ней жениться, да еще и дали в долг денег на заведение своего бизнеса. Шиэм тоже имеет высшее образование, у него есть коммерческая жилка. Он решил держать отель. Купил развалившийся дворец, отремонтировал его, потом прикупил спичечную фабрику. Благодаря Шиэму в умирающую местность вернулась жизнь. Жители его за это уважают, а вот жена - нет. Однажды она решила помочь работницам на спичечной фабрике. Она надела джинсы и футболку, взяла «Войну и мир» и пошла к ним. Дело в том, что процесс их работы - очень монотонный, и чтобы не заснуть, каждая из них по очереди читала что-нибудь вслух, а ей это оплачивалось, как обычное рабочее время. Радха очень сочувствовала бедным женщинам, заказала им еду из ресторана и пообещала, что будет каждый день приходить и читать им классику. Управляющий позвонил Шиэму, и сказал, что работницы очень обиделись: им не понравилось, что Радха сочла их еду, которую они приносили из дома, невкусной, им не понравилось, как она была одета, им не понравилось, что она будет читать вместо них (для них это был способ отдохнуть) и очень не понравилось, что вместо женских романов и историй про «звезд», они будут слушать Кафку и Толстого. Работницы собрались увольняться. Пришлось Шиэму поговорить с женой, но она поняла только, что он сноб и считает унижением для себя, что его жена будет помогать рабочим.
И такое непонимание было между супругами во всем. Поэтому Радха сразу влюбилась в европейца Криса и стала его любовницей. Муж все понял, но терпел.
Между тем Крис приехал в Индию не только потому, что хотел написать книгу о танцоре каткахали, а потому, что он подозревал, что Коман был его отцом. В 70-х годах мать Криса Анжела приезжала в Индию учиться танцам. Ее зачислили в институт танца, хотя там обучали только мужчин. Потом она уговорила Комана уехать с ней в Англию. Но там роли их переменились. В Индии он был для нее учителем, а в Лондоне стал обузой. Ее начали раздражать его привычки, например то, что он мазал волосы маслом, и она стала стесняться его. Коман работал официантом, потом поваром, а потом вернулся в Индию. Перед отъездом ему удалось связаться с известным индийским танцором, имеющим в Лондоне свою труппу. Ему предложили работу, но он уже принял решение. Впоследствии он о нем не жалел. Понемногу он приобрел популярность, у него были гастроли в Европе и США, но он считал, что его искусство - слишком сложное для восприятия даже рядового индийского зрителя, а о западном зрителе и говорить нечего. Но адаптировать пьесы под вкус публики ему было неинтересно, потому что, только исполняя роль, он точно знал, кто он сегодня такой.
Такое мироощущение было связано с историей его рождения. Его отец Сетху бежал из дома и поменял имя. Одно время его считали христианином, потому что он жил в поселке христиан. Тогда он вместе с местным врачом много ездил по окрестностям. Доктор сделал его своим помощником. В книге интересно описаны некоторые реалии Индии 30-х годов. Например, в одной браминской деревне, где после проезда по дороге путника все опрыскивали от осквернения специальным составом из навоза и воды, люди болели ленточными глистами. Но ведь эти глисты могут попасть в организм только с мясом, а не только для брахманов, но и для низших индуистских каст мясо категорически запрещено. Оказалось, что они тайно ели свинину, потому что, якобы, им приказали боги. Во время посещений больных, отец Комана попадает в мусульманское селение очень строгих нравов. Там он влюбляется в девушку, и она уходит с ним. Но счастья они не обрели: из-за разницы в религии их не поженили, девушка родила ребенка, но они не могли решить, как его назвать, в какой вере он будет воспитываться. Мать заставила отца произнести над ним мусульманскую молитву, но отец на ухо прошептал ему еще и индуистскую. Потом из-за возросших противоречий мать покончила с собой, а отец уехал на свою родину. Ребенка же оставил с христианами. Только через 12 лет он его забрал к себе, но у него уже были еще 2 сына, жена. В результате Коман так и не знал точно, кто он такой, поэтому только искусство придавало ему цельность. Кстати, и с Радхой не все благополучно. Она, например, не знает точно, чья она дочь: своего отца или его брата, погибшего при странных обстоятельствах.
Крис выяснил, что он не был сыном Комана. А с Радхой они начали ссориться. Так у них было разное понимание целей войны в Ираке. Интересно, что индийская точка зрения полностью совпадает с нашей: это война за нефть, Саддам был тиран, но разбираться с ним должен был только его народ. А вот Крис считал, что американцы не должны были терпеть зло на своей планете (Планета-то чья? Их!). Они должны с оружием в руках отстаивать демократические ценности. Любовники поняли, что они - очень разные люди. Крис уехал.
Радха пока осталась с мужем и ждет ребенка от англичанина. Муж готов его принять, как своего, но она не знает, будет ли с ним жить. Конец - открытый.
О чем эта книга? О сложности мира. О том, что у людей очень много тайн, между людьми много различий, что никто толком ничего не знает ни о себе, ни о других. О том, что истина - только в искусстве. Банально? Есть немного. Но книга - занимательная.