Рецензия на "Theтелки" Минаева

May 24, 2008 11:44


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Модный писатель Сергей Минаев пишет слишком много книг. Сам он объясняет это тем, что писатель он не большой, и не может позволить себе молчать по 5 лет, как некоторые: о нем сразу забудут.

Его первую, и, наверное, самую известную, «Духless» я так и не прочла. Меня отвратила от этого одна из фраз, на которую я наткнулась, перелистывая книгу в магазине. Там герой произносил длинный монолог о том, почему он не такой, как все. Разумеется, он отличался от них в лучшую сторону. В обоснование своих претензий он приводил то, что читал Бегбедера и Эллиаса. Но «Повесть о втором сроке» я прочла. Это была занудная, написанная неинтересным языком пропагандистская агитка о вреде оппозиции. Не могу вспомнить оттуда абсолютно ничего, что для меня лучше всего характеризует произведение: хороших книг я не забываю. Даже тех же Бегбедера с Эллиасом помню.
Поэтому вначале я не хотела читать новую книгу «The телки», но потом о не столько раз писали, что пришлось прочесть. Уже из названия, образованного из слияния английского и русского, а также из подзаголовка «Повесть о ненастоящей любви» видно, что автор решил вернуться к стилистике своего первого романа (тот имел подзаголовок «Повесть о ненастоящем человеке»). То есть тема опять не политическая, а морализаторская. Кстати, Минаев делает успехи. Слог по-прежнему довольно вязкий, но уже читаемо.

В свое время в школе на уроках литературы мы изучали всех героев русской классики как «лишних людей». Выпускные и вступительные сочинения давались на темы: «Онегин как лишний человек», «Печорин как лишний человек», «Образ Базарова как лишнего человека». Последним лишним человеком был герой «Мелкого беса» Ф.Соллогуба. В общем, образ лишнего человека въелся в наше сознание. Вот и герой нового романа Минаева, Андрей Миркин, - типичный лишний человек, скроенный по старым лекалам. Что ж: классика всегда актуальна. Миркин уже потому лишний, что родился в России, а рос в США: в результате он и не русский, и не американец. Мама осталась а Америке, а папа - богатый человек и политический деятель- дает ему деньги, но общается с ним мало.

Молодой человек окончил журфак и работает светским обозревателем в модном журнале. То есть вроде вращается в высшем свете, но принадлежит к нему или нет - не ясно. Но все же одна из черт лишнего человека (только Онегина и Печорина - самых образцовых из серии) у него есть: он в высшем обществе. Есть у Миркина и другая, роднящая его с прообразами, черта - он красив. И красотой своей озабочен. У него есть мечта войти в 7-ой десяток сотни самых красивых людей. Кто-то ему обещал.

Очень много внимания герой уделяет одежде. Перечисление брендов занимает примерно 1/5 романа. А помните, как долго одевался Онегин, а как Печорин заботился о правильной черкесской форме? Еще одну пятую занимает перечисление мест, где Андрей ест и проводит вечера. Отчасти это объясняется тем, что он еще и ресторанный критик. Но все же наводит на мысль, что Минаев получает деньги за упоминание этих марок и модных мест. Кстати, выясняется, что ничего хорошего там нет. Одинаково скучно и в погоревшем «Дягилеве» и в других местах (что я буду их перечислять: мне-то не платят.) Хорошо, что мы там не были.

Мне понравился абзац про ресторанную критику. Минаев верно замечает, что у нас никто не хочет ссориться с хозяевами ресторанов, руки многих из которых еще помнят молоток. Поэтому ресторанная критика у нас исключительно хвалебная. Если еда совсем плоха, то пишут, что это экспериментальная кухня, если уже совсем ужасно, что хороший интерьер, если и того нет, то хвалят вид из окна. Наконец, общая с лишними людьми и страсть к женщинам, которых Миркин зовет телками. К священному ужасу своих приятелей, он рассказывает, что живет одновременно с двумя девушками. Приятели - его соратники по рок-группе (он мечтает еще стать музыкантом) - даже не понимают, как это возможно. Вот какие порядочные люди посещают ночные клубы - никогда бы не подумала. Помимо двух постоянных подруг, Андрей еще злоупотребляет случайными связями, а также хочет большой и чистой любви. Такую любовь он думал найти в студентке, за которой старомодно ухаживал.

Но тут у героя начались неприятности. Студентка оказалась непорядочной девушкой, предпочтя ему пьяного нефтяного магната, который даже и не думал на ней жениться или за ней ухаживать. Одна из подруг оказалась беременной, а вторая сообщила, что он заразил ее ВИЧем. Сделав анализ, Андрей убедился, что это правда. Ему пришлось уговаривать беременную сделать аборт. А тут еще его выгнали из газеты и сорвалось его первое выступление в качестве музыканта на корпоративной вечеринке. В довершение всего он попал в аварию в поезде и оказался в больнице. Тут-то и выяснилось, что все его неприятности происходят из одного источника. Оказывается, ему мстила его прежняя подруга, которую он бросил беременной. Бедняжка сделала аборт на позднем сроке, теперь у нее не будет детей, но зато она вышла замуж за богатого и может позволить себе мстить. Она нашла его новых любовниц, подговорила их наврать о беременности и СПИДе, сорвала выступление. А в катастрофу он попал уже сам. Герой чувствует облегчение, возмущение, сожаление, раскаянье. На чем роман и заканчивается.

Мстительница рассказывает свою версию отношений с героем. Оказывается, она его любила, потому что считала необыкновенным. Он был и нежным, и загадочным, и интересным, и хорошим любовником. А когда она сказала о ребенке, то сбежал. Но девушку почему-то не жалко. Кто ее заставлял делать аборт на позднем сроке? И почему же не быть благодарной за такие романтические отношения? Зачем же так подло мстить?

Впрочем, весь роман мы читаем мнение героя о современных девушках. Он считает их неверными, меркантильными, агрессивными, карьеристками и дурами. Но тем не менее, он делает вид, что слушает их, восхищается ими и пр. Наверное, это не хорошо. Но ничего хорошего об этих девушках, как и герой, я сказать не могу. Если Миркин не понимает их тонких чувств, то и они его не понимают. Я считаю, что они друг друга стоят.

В тех школьных сочинениях, что мы писали про образ лишнего человека, мы должны были выделять социальный аспект и писать, что герой - талантливый, но среда не дает ему приложить свои способности, вот поэтому он и лишний. Вот если бы у него было занятие, то он бы себя проявил в чем-нибудь еще, кроме романов с женщинами. Про минаевского героя этого не скажешь. Нет такой области, где бы он мог быть полезен. Теперь таких людей очень много, и своим местом они очень дорожат. Так что, в некотором роде Минаеву удалось внести свой вклад в образ русского лишнего человека.

Previous post Next post
Up