Целесообразность человека. Ч3 Вся культура пошла с Балкан

Sep 09, 2012 15:03


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Чужое)

Начало:
http://uborshizzza.livejournal.com/2123063.html
http://uborshizzza.livejournal.com/2124063.html
«Новая газета» продолжает печатать интервью Ю. Латыниной с антропологом В. Ивановым.
http://www.novayagazeta.ru/society/54264.html
В этой, предпоследней части, речь идет о первых городах.
"- Маленькие поселения появляются 9-10 тыс. лет до н.э., города - через две-три тысячи лет. Вот про города можно сказать, что они обнаруживаются на территории более широкой, чем Палестина, Иордания и Персидский залив. Они, например, появляются в Юго-Западной Турции. Крупнейший город 8-го тыс. до н.э. из известных нам - это Чатал-Хююк.
(Чатал-Хююк сущестовал с 7500 по 5700 г. до. н.э. Раскопан Джеймсом Меллартом в 1957 г. Чатал-Хююк не очень походит на привычный нам город; в нем очень стерто различие между комнатой и домом и между живыми и мертвыми, все дома/комнаты стоят вплотную друг к другу, вход в них сверху, с улицы, которая идет по крышам, а мертвых хоронят прямо под полом; царского дворца в Чатал-Хююке нет. - Ю. Л.).
- Какая в Чатал-Хююке была социальная структура?
- Не факт, что у них была какая-нибудь социальная структура, кроме той, что нужна для отправления культа. Вообще везде в ранних городах, где есть подобие того, что нам кажется властью, это, скорее всего, главный жрец или главная жрица. То есть священный царь ...в древности не было государства и царя, а был только главный жрец (священный царь) и при нем его помощники. И что по мере развития экономической и военной структуры главный жрец становился не священным царем, а царем собственно. По-видимому, это происходит довольно поздно.
- Давайте в связи с этим вернемся чуть-чуть назад - миллионов на 14 лет, и поговорим о том, как устроена власть у человекообразных и нечеловекообразных обезьян.
- Да, это важный вопрос. У низших обезьян существует большая стая и хорошо выраженная социальная организация с выделением сверхиндивида - главного альфа-самца.
У человекообразных же обезьян усиливаются тенденции к демократии. Начиная с орангутана группы становятся очень маленькими, и внутри этих групп вроде бы нет такого активного, который всеми командует. Антропоиды - человекоподобные обезьяны утрачивают тиранического вожака и утрачивают толпу.
- И как же мы, потеряв альфа-самцов, опять их заимели?
- Собственно, мы об этом и беседуем.
- Итак, как были устроены Чатал-Хююк и другие первые города.
- Там довольно странная вещь происходит с питанием.Такое впечатление, что их там всех посадили на карточную «Дж-систему». При этом характер питания разных социальных групп отличался друг от друга. В Чатал-Хююке происходит концентрация богатств у некоторого количества жрецов. Похоже, что первый пример социального неравенства - это неравенство мирян и служителей культа.
- Что они делали в этом городе?
- Молились. В Чатал-Хююке они приносили в жертвы быков и молились им. Мой коллега по UCLA Джиорджио Бучелати только что раскапывал Уркеш - это город в Северной Сирии, 3-4-е тысячелетие до н.э. Там явно был культ лошади - огромное количество лошадеподобных фигурок, очень красивые статуи жеребцов и кобыл. В Уркеше раскопали лестницу, ведущую на тот свет. В нем можно было побывать при жизни и принести жертвы богам.
Жертва или ее часть обычно сжигалась, и дым ее поедали боги. Жертв было очень много, жрецы питались от жертвоприношений. Так что большой город - это разросшийся храм, который посвящен многим богам. Религия - это многобожие с обязательным поклонением нескольким богам и с принесением в жертву животных.
- А людей?
- С людьми не очень понятно. Все данные сравнительно более поздние. Но у хеттов, которыми я много занимался, есть интересный текст о том, как в город приходят неизвестные люди. Как определить, кто они? Перед каждым кладут несколько образцов пищи. Говядину, свинину и человечину.
- Какие еще важные изменения происходят в ноосфере с появлением первых городов?
- По-видимому, происходит довольно большая работа по систематическому описанию внешнего мира. В частности, это выражается в формировании пантеонов. До этого люди поклоняются многим демонам и богам, но точно, по-видимому, не различают - это бог солнца или грозы. В городах все-таки уже возникает описание некоторых основных явлений природы, таких как гром, молния, солнце, луна, ну и так далее, которые все видят и которые надо как-то объяснить. Некоторые ученые думают, что тут уместно использовать термин «первобытная наука» или «преднаука».
- Во всяком случае, как и наука, мифология строит модель мира. И человек, который догадался, что на вопрос: «Почему солнце светит?» - можно ответить: «Потому, что это колесница, которая едет по небу», - сделал самый важный шаг: он построил модель. Тот факт, что он ошибался, не так важен, по сравнению с тем фактом, что он вообще построил модель. В конце концов, разум - это и есть способность ошибаться.
- Да, они строят модель мира. Отвечающую на вопросы «почему?» и «как?» Это, пожалуй, одно из самых интересных сходств современной науки с древней мифологией. Мифы отвечают на те же вопросы, которые задает наука: о том, как возникла Вселенная, как возникла жизнь и как возник человек. Иногда ответы даже случайным образом совпадают с научными. У африканцев вы можете найти мифы о том, что человек происходит от обезьяны, хотя из этого не следует, что они читали Дарвина.
Так вот - о моделях. В городах каждому богу приписывается определенная группа функций, и эта группа функций часто получает пространственное выражение. Четырехугольник городских стен предполагает соотнесение структуры города со структурой мира. Обычно соотнесение восточных ворот с воротами солнца, вообще система четырех главных богов, один из которых обязательно будет богом солнца.
В такую же систему включается тело человека или животного. До нас дошли глиняные модели печени с клинописными надписями - это печень овцы, по которой гадали, - и видно, что речь идет именно о модели города. Есть, например, часть тела, которая объявлена башней. И если что-то случается с этой частью тела, то это значит, что неприятель войдет в такие-то ворота.
- А почему при этом в священных городах регулируется экономика?
- Видимо, все по тем же - ритуальным - основаниям. В рассказах о сотворении мира неолитическая революция, собственно, и описывается как первый этап истории; боги даруют людям животных, злаки и учат обращению с ними.
Миф - это рассказ не только о том, как появилась овца, - но и о том, что и как надо делать с ее шерстью. Есть шумерский миф о женщине, которая ворует у богов, часто у своего отца, набор всех человеческих занятий, «ме». То есть каждое из наших занятий - оно урегулировано на небе. Мы получаем, прямо или украв у богов, божественный набор занятий с конечными способами использования. Тут дело в полной урегулированности не столько экономической системы, сколько всех занятий человека.
-В предыдущей части беседы мы говорили о том, что неолитическая революция привела к гигантскому демографическому выбросу. Носители бореальных языков, вышедших из территории Плодородного Полумесяца, колонизировали всю Евразию. Не уверена, что многие из наших читателей знают, что за 5 тысяч лет до н.э. и (то есть за 2,5 тысячи лет до строительства первых пирамид) в Варне, в Болгарии, существовал город, в котором найдено больше золота, чем в легендарных Микенах. Что это был за город и на каком языке они говорили? Я правильно понимаю, что на синокавказском, родственном шумерскому?
- Стопроцентной уверенности у меня нет. Какие-то языки ведь могли исчезнуть полностью, мы, например, не знаем, какой язык представляет критское линейное письмо А если выбирать из того, что было потом, то да, скорее это синокавказский язык, менее вероятно - семитский.
Наше незнание тем более обидно, что письменность в Варне была. Это было слоговое письмо, довольно продвинутое. Я даже поставил себе в компьютер соответствующий шрифт и могу на нем печатать. Это самая древняя недешифрованная система письменности в мире. Варна принадлежит к древней культуре Винча, которая возникает около 7 тыс. лет до н.э. и погибает в 4-м тысячелетии до н.э. Ее границы простираются от Трансильвании и Румынии до Северной Греции.
- Теперь мы все-таки вернемся к хронологии. О Балканах я спросила еще и потому, что там в 6-м тыс. до н.э. начинают плавить медь. Почему Медный век начинается на Балканах?
- Непонятно.
- Но точно на Балканах, а не на Древнем Востоке?
- Скорее культура плавления меди распространяется с запада на восток, чем с востока на запад, хотя, конечно, это происходит в очень ограниченном пространстве, начинающемся с той части Балкан, которая обращена к Средиземному морю, - и до Ирака.
- Почему медь начинается на Балканах, а торговые города - в Междуречье?
- На Балканах раннюю высокую культуру просто разрушили.
- Как человек додумался плавить металлы?
- Очень странным образом, ритуальный и рациональный ответ у меня одновременно только для железа - это металл, который первыми стали делать хатты в конце 3-го тысячелетия (напомню, что конец - это часть, которая ближе к нам), а в начале 2-го тысячелетия до н.э. эту тайну производства, тогда охранявшуюся как военная, наподобие секрета атомной бомбы, у них перенимают вытеснившие их, но и почитавшие их хетты.
Название железа в древних языках - «металл неба», а объяснение рациональное: это было метеоритное железо, и оно было очень дорого, потому что метеоритов было мало. И вот люди потом поняли, что металл, упавший с неба, можно выплавить и на Земле. Это было потрясающее открытие. Это одна из первых попыток земным образом воспроизвести то, что раньше относилось только к небу.
Давайте теперь посмотрим на историю металлургии в хронологическом порядке. По-видимому, золото и серебро были выделены из-за их внешних свойств и использовались в ритуалах и украшениях, как это, скорее всего, происходило в Варне или Микенах.
Использование серебра в Центральной и Северной части Европы начинается до индоевропейцев. Во всяком случае, тот же корень, что в словах «серебро» и silver - в точности сохранился в баскском, который до сих пор распространен именно в тех местах, где серебро вместе со свинцом разрабатывали еще в очень ранний период. Кстати, первоначально наряду с серебром пытались плавить свинец.
- Раньше меди?
- Да, но свинцового периода не получилось, возможно, потому, что свинец не очень полезен для человека.
Такое впечатление, что с медью экспериментировали довольно много, искали для нее добавки и наконец нашли олово. Но олова нет ни в Малой Азии, ни в Месопотамии. Скорее всего, его везли с юга Афганистана, а на Кавказе и позднее в Зауралье и восточнее за отсутствием олова выплавляли сплав меди с мышьяком.
В древнюю Малую Азию олово везли на ослах из Ассирии. Примерно 4 тысячи лет до н.э. - это начало распространения оловянистой бронзы и, по-видимому, одна из первых дат, которая позволяет говорить о глобальности всего азиатского мира. Это время, когда бронзу выплавляют и на Древнем Востоке, и в Таиланде, и в прилегающих областях Юго-Восточной Азии. Даже у эскимосов (которые в те времена так далеко не жили) слово для меди связано с одним из древневосточных названий.
Бронза замечательна тем, что, в отличие от золота и серебра, это не редкий металл. Ее можно изготовлять во всех нужных количествах. Это - начало подлинной промышленности.
- Я правильно понимаю, что катализатором превращения священных городов 8-го тыс. до н.э. в торговые 4-го была именно бронза? Металл, два компонента которого добываются в разных местах, соединимых на том этапе человеческого развития только через свободный обмен?
- В общем случае - да.
- И как управлялись эти города? Например, крупнейший город 3-го тыс. до н.э. - Урук?
- Предполагается, что ранняя форма правления в городах была типа той, которую мы знаем по ранней Греции - то есть некоторое собрание. Кого? По-видимому, не всех жителей.
С самого начала это избранные. Кем они избраны и почему они входят в это собрание (или два собрания)? Почему одни входят, а другие - нет? Только ли имущественные различия имеют значение?
Очень интересно, что в текстах, которые описывают народные собрания, то же слово обозначает собрание богов. В Междуречье боги очень любят советоваться друг с другом. На аккадском это слово «пухрум». У хеттов народное собрание обозначают два слова. Одно слово - это «тулия», буквально, - «толковище». Другое слово - «панкос» - обозначает объединение воинов, потом парламент, который мог судить царя за убийство члена царского рода. В позднее время это обозначение вех участников ритуала - хора.
Если говорить о политическом устройстве Урука, то там был периодически сменяемый главный администратор, который не сразу превратился в царя в более позднем смысле слова. Относительно этого администратора наблюдается разнообразие терминов. Основной шумерский термин - «Лу-галь», то есть Главный Человек. Первоначально имелись в виду, видимо, должностные лица, которые в данный короткий отрезок времени имели административную власть. Не более того. Даже знаменитый Гильгамеш, властитель Урука, обладает довольно ограниченной властью. В песне о Гильгамеше - важный эпизод, когда он играет с молодыми воинами в какую-то игру и матери жалуются, что это вредит здоровью детей. И разбирают на полном серьезе, что эти спортивные игры могут быть вредны для молодежи. Это не типичное поведение царя.
"
Мне интересно, что В. Иванов выводит культуру из первобытной религии, а последнюю - из страха человека перед силами природы. Т.е. первая керамика, первые ткани были созданы для ритуальных целей, а уже потом стали использоваться для бытовых. Первые города были построены не для жизни, а для молитвы. Первым царем был жрец, а не вождь.
Откуда же взялся такой страх перед силами природы, что понадобилась сложная система ритуалов, чтобы хоть как-то уменьшить тревожность и быть способным к существованию? Животные боятся чего-то вполне определенного: видят или чуют хищника, огонь - боятся. И то, если хищник и огонь могут навредить им лично, а не вообще. В зоопарке заяц спокойно сидит спиной к тоненькой сеточке, отделяющей его клетку от лисьей. Не боится он лису, потому что даже его примитивного мозга хватает на то, чтобы оценить опасность.
Чего безусловно боятся люди и другие млекопитающие? Громкого звука за спиной. В этом случае дуга условного рефлекса замыкается ниже полушарий большого мозга. Как ты себя не уговаривай, а обязательно вздрогнешь всем телом. И все.
Что же это обретший речь человек стал таким неврастеником? Воображение подвело? А возможность поделиться опасениями с другими их удесятерила?
В этом случае можно считать, что страх создал цивилизацию.

Чужое

Previous post Next post
Up