Моя работа в логове коррупции Ч2

Jun 30, 2012 22:06


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Медицинские байки)

Я уже как на духу писал http://uborshizzza.livejournal.com/2044110.html , что коррупции у нас в 1 меде нет, а взяточничество существует фрагментарно. То есть массового явления нет, а попытки встречаются. И вот о том, как это выглядит, я сейчас и расскажу.

Неприятной частью работы преподавателя является работа с бездельниками, идущими на отчисление, и их родственниками. Большую часть этой работы, включая прием пересдач зачетов у задолжников, я взваливал на себя. Для этого было сразу несколько резонов:
- В отечественной традиции подобные противные моменты должен выполнять руководитель, а не прятаться за спины подчиненных,
- Прием зачетов в «чужих» группах - это еще и контроль за преподавателями,
- Отчисляемые все равно придут ко мне. И мне, зная, как именно они сдавали и что они могут и умеют, будет проще разговаривать и принимать решения,
- Известие о том, что у тех, кто вовремя не сдаст зачет, его будет принимать сам заведующий кафедрой, на студентов действует отрезвляюще.

По мере увеличения размера кафедры на всех хвостистов времени и сил у меня уже не хватает, но, все равно, значительная часть этого действа - на мне. Равно как и разговоры.

Через кафедру проходит за семестр под тысячу студентов. Вовремя, до начала сессии, зачет не получает под сто, из которых часть уже - «мертвые души», но некоторые, напротив, очень даже активизируются.

Примерно 5 раз в сессию ко мне, когда я сижу и принимаю пересдачу, заглядывает какой-то мужик и говорит: «Можно поговорить с Вами наедине?». Я отвечаю: «Нет» и продолжаю заниматься работой. Некоторые сразу все понимают и исчезают. Некоторые спрашивают: «Почему?». Я честно отвечаю, что никаких тайных дел я не веду, поэтому если они хотят поговорить, то пусть делают это при всех или не делают вообще.

Другой вариант - приходит студент (иногда - с родителем) и спрашивает, не могу ли я с ним позаниматься, порепетировать. Я отвечаю, что даже если бы хотел, то не имею право - если преподаватель занимается репетиторством, то он не имеет право принимать зачеты и экзамены, а именно мне, если будут дополнительные пересдачи, и придется принимать. После этого обычно спрашивают, не могу ли я кого порекомендовать. Я отвечаю, что не могу, так как сотрудники будут воспринимать это как распоряжение, а репетирование - дело добровольное, так что им придется искать и договариваться самостоятельно. И, чтобы не было недомолвок, добавляю, что на требования к сдаче это не влияет - я даже и знать не должен, кто репетирует, кто нет, это - личное дело преподов, но преподавателя надо будет долго уговаривать и давить на жалость - они этого не любят.

Тут обычно у студентов наступает когнитивный диссонанс. Дело в том, что на многих кафедрах (особенно младших курсов) репетирование - массовая практика, а то и основной источник заработка. Одно время у нас репетирование даже было узаконено, с оплатой через кассу и фиксированной ценой порядка 500 руб. за час, узаконенной решением Ученого совета, но пару лет назад проверяющими из Счетной палаты это было запрещено - нет лицензии на право такой образовательной деятельности.

У нас на кафедре к репетированию относятся как к не вполне этичной деятельности, так как витает дух обвинения в том, что студента к этому понуждают, придираясь и не ставя зачет. Опять же так как речь идет о вылете - дело ответственное, а вдруг не сумеют вытянуть. Так что все зависит от умения студента растрогать мягкое сердце препода. У меня отношение более терпимое, возможно, потому, что есть железная отмазка от этой деятельности. Дело в том, что бывает ситуация, когда студенту (например, из-за болезни) надо быстро «подтянуть» и сдать сразу несколько предметов. Понятно, что с репетитором это получается быстрее, чем самостоятельно. Так что в подобных случаях репетиторство - действие по сути моральное, хотя и сомнительно выглядящее. Но ведь главное - суть, а не видимость?

Еще один тонкий с моральной точки зрения момент - это «помощь детям сотрудников». В медвузах это достаточно распространено - негласно считается, что это входит в «социальный пакет работника». Поэтому тут все действует на уровне автоматизма - преподаватели помогают детям других сотрудников для того, чтобы те помогли их детям. Однако у нас - кафедра технарей, мы в медицинскую среду не интегрированы и в эти игры не играем. А для того, чтобы сохранять объективность и противостоять давлению, у меня на кафедре предельно формализованы процедуры принятия зачетов и экзаменов, задания и правила их оценки.

Плохо ли подобное кумовство или нет? А вот не знаю! У врачей династийность распространена, считается хорошм, если ребенок с детства погружается во врачебную среду и ориентирован, а не случайный человек, не знающий, что ему надо будет делать после выпуска. Но, так как это - дело врачебное, я от этого стараюсь просто дистанцироваться.

Звонят ли «сверху»? Примерно раз в семестр раздается звонок от кого-то типа думских депутатов. Я их посылаю. В смысле, объясняю, что вопросы уровня обучения по индивидуальному плану решает лично ректор, так что к нему и надо обращаться. Что интересно - от ректора не перезванивают.

Звонят ли от ректоров-проректоров-деканов с просьбой помочь? Да. Но, во-первых, просят именно о просьбе, во-вторых, это бывает реже раза в год на 2 тысячи обучающихся студентов. Причем каждый раз - что-то понятное. Один раз, в «голодные 90е годы» - чтобы поставить зачет студентке за мусор. Тогда деньги на хозяйственную деятельность, включая оплату коммунальных расходов, из бюджета не выделялись, но студенткин папашка владел фирмой по вывозу мусора и бесплатно выводил мусор из 1 меда. А если студентке что-то не ставили - не вывозил. Другой раз - студент с проблемами с головой переводился в другой вуз, а для этого нужно, чтобы не было хвостов.

Так как возможные слухи и кривотолки отвлекают студентов от учебы, я стараюсь сделать процедуру максимально прозрачной. Например, на ряде кафедр считают, что экзаменационная оценка является комплексной оценкой за обучение в целом, поэтому после ответа студента поднимаются ведомости, происходит беседа экзаменатора с тем, кто преподавал… Бывает, что вначале принимают у всех экзамен, а уже после его окончания объявляют оценки. Я считаю, что оценка за экзамен ставится за то, что было на экзамене, а разговоры и шушуканья слишком подозрительно выглядят. На лекциях первому курсу МПФ очень подробно объяснял, как будет проходить экзамен: что зачетки с ведомостями будут лежать у секретаря, там же они тянут билеты, что листки, по которым они готовятся, подписывать они будут уже после вынесения оценки, что представляться экзаменатору нельзя - это будет считаться дисциплинарным нарушениям. В результате одна бригада будет распределять студентов по освободившимся экзаменаторам, другая, из экзаменаторов - принимать студентов, не зная их фамилий и не видя зачетки. Что экзаменатор будет по окончании ответа сразу громко, чтобы все слышали, объявлять оценку - и лишь потом, подписывая ведомость, узнает, кто это. Так что никто не сможет, даже если захочет, гарантировать оценку - для этого нужен сговор нескольких лиц, так что пусть они голову не морочат, звонки не организуют, а готовятся и спокойно сдают.

И все равно, блин, одна зараза, доцентша с клинической кафедры, позвонила, всю радость по поводу правильно устроенного экзамена испортила. Типа племянница переводится на лечфак, нужны 4 или 5, фамилия ее такая-то, Вы ее сами учили… Так что в начале экзамена передал записочку с ее фамилией завучу за столом с билетами и громогласно объявил, чтобы студента с этой фамилией ко мне не направляли - за нее просили, я не могу быть объективным. А экзаменатору, к которому студент пойдет, сообщать ничего, естественно не надо.

Потом смотрел - получила пятерку. Сильная студентка, а все наши игры на объективности отражаться не должны.

Чего я опасаюсь? Не того, что мои преподаватели брать будут - я их знаю, а подставы. У нас, тьфу-тьфу, пока не было. Примерно раз в год кто-то приходит к какому-то преподавателю, дает взятку, а потом выясняется, что на теле приклеен микрофон, а в коридоре - группа захвата опасного преступника. Так как это - известная схема, то преподаватели реагируют правильно - начинают громко кричать.

Я перед каждой сессией преподов инструктирую - бойтесь провокаций! Во время сессии старайтесь по одному не ходить и без свидетелей не разговаривать. Если кто-то начинает говорить что-то типа «Ну, как договаривались, я Вам деньги за зачет принес» - сразу кричать, что Вы его впервые видите, и звать на помощь. Хорошо еще милицию вызвать. Если в поле зрения появляется мамашка с сумкой еды - следить! Если она сумку на пол ставит - сразу говорить, что она сумочку забыла, пусть не забудет взять. На уговоры, что это вам - сообщать, что не имеет права, и если она ее не возьмет, то он в соответствии с инструктажем о противодействии террористическим угрозам будет обязан позвонить в полицию и вызвать саперов с собакой. Если не берет - звонить и вызывать. Если препод увидит где-то подозрительные конверты или деньги - руками ни в коем случае не трогать. Если что - звонить мне.

Несколько лет назад вечером звонит мне обалделый завуч, рассказывает - принимает зачет, вокруг бегает ошалелая мамашка. В результате студентка таки получает зачет, уходит - и тут врывается мамашка, кидает стодолларовую бумажку на стол и убегает. Догнать ее не успел. Что делать? Я командую - написать докладную и сегодня же с бумажкой и докладной явиться в деканат, сдать деньги и докладную для дальнейшего разбирательства. На следующий день докладывает - вечером сделать не смог, деканат уже закрылся. Утром по дороге на работу зашел в деканат - там уже та мамашка сидит и рассуждает за коррупцию.

Медицинские байки

Previous post Next post
Up