Пьер Брюле. «Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху». Ч.2

Mar 18, 2012 12:30


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Начало http://uborshizzza.livejournal.com/1879948.html

Так кому дороги были девушки? Их отцам, причем в буквальном смысле слова. Имущество в Древней Греции подразделялось на 2 рода: к одному относились дом, земля, животные, рабы, утварь и пр., а к другому - деньги. Движимое и недвижимое имущество наследовали сыновья, а деньги отдавали в приданное дочерям. При этом муж не мог их истратить. Он мог их использовать, но должен был вернуть, если женщина уходила. Например, женщина трижды выходила замуж. Приданое она брала с собой, да еще муж давал ей деньги, если инициатива развода исходила от него. Так у Перикла до Аспасии была жена-афинянка. Она родила ему 2-х сыновей. Когда он захотел взять в дом гетеру, он передал жену (от которой не сохранилось даже имя, известно только, что оно начиналось на «Д») другому мужчине. Д. родила еще 2-х сыновей. Но до Перикла она уже была замужем за очень богатым человеком, которому тоже родила сына. Он также увеличил ее приданное. Почему они ее передавали друг другу? Во-первых, она хорошо рожала. Была такая практика, когда жену отдавали взаймы, чтобы она родила сына. Во-вторых, возможно, это было связано с денежными расчетами. Куда потом делись деньги Д.? В конце концов она завещала их сыну, а тот дает их в приданное за дочерями. Д. происходила из известной семьи - ее дед был реформатор Клисфен. Впоследствии ее сын от третьего мужа, который из-за смерти отца стал воспитанником Перикла, женился на дочери 1-го мужа Д. от второй жены. Все это очень запутанно, но факт тот, что деньги все время крутились в кругу связанных родством семьях.
Но Д. могла сразу вернуться к отцу. В этом случае деньги вернулись к нему бы сразу. Так Пенелопа должна была вернуться в дом своего отца Икария, и ее сын, который был ее опекуном вместо пропавшего Одиссея, должен был отдать ей все, с чем она пришла в их дом. Велико ли было приданное? Во времена Перикла - от 1-го до 12 талантов (1 талант - 6000 драхм. Дневная плата рабочего -1,5-2 драхмы), или от 5% до 25% состояния отца.

Существовал, таким образом, рынок приданных. Женщины же были приложением к этим деньгам. Благодаря бракам, дома роднились, собирали капитал для общего дела, производились сделки и пр.

Дочь (и ее приданое) навечно принадлежала дому отца. Помните, с чего началась «Илиада»? Ахиллес пришел в гнев, потому что верховный главнокомандующий Агамемнон отобрал у него наложницу Брисеиду. А эту Брисеиду Ахиллес добыл вместе с другой наложницей Хрисеидой (они были двоюродные сестры), убив их мужей. Хрисеиду он отдал царю Агамемнону, но у той был отец - жрец Аполлона Хрис. Он потребовал ее вернуть, а когда царь отказался, наслал на ахейцев заразные болезни. Пришлось вернуть. А отец Брисеиды, Брис, умер. Вот Агамемнон и отобрал ее у Ахиллеса, чтобы компенсировать убыток и показать, кто главнее.

«Требует бог Аполлон, чтобы я возвратил Хрисеиду,
Я возвращу
но к тебе я приду и из кущи твоей Брисеиду,
Сам увлеку я, награду твою, чтобы ты ясно понял
Сколько я властию выше тебя»

Видите? Обе женщины были замужем, но зовут их по имени отцов, и отец заступается за дочь.
Отец выдает дочь замуж, чтобы дождаться внуков. Ведь и внуки могут быть наследниками. Он может навещать дочь, и если ему что-то не нравится до появления первого сына, то имеет право забрать дочь домой.

Но это все касается одной дочери, а если их несколько? Тогда в приданное пойдет все его имущество. Конечно, можно было не выдавать дочерей замуж, но это осуждалось обществом. Сиротам в Афинах приданное давал город.

Греки сами регулировали число своих детей. Родившегося младенца отец должен был еще признать. Он мог от него отказаться, если считал, что ребенок не от него или что он слабый, больной. Чаще отказывались от дочерей. Далее их, может быть, продавали в рабство, может быть, убивали. В результате в молодых возрастах женщин было в 2 раза меньше, чем мужчин. Какой из этого был выход? Их выдавали замуж очень рано, еще до начала менструаций (до 13 лет), а мужчины женились в 35 лет. Аристотель считал, что 20 лет - идеальная разница, потому что мужчина может иметь детей до 70 лет, а женщина до 50 лет. К 35 годам число мужчин резко уменьшалось - они ведь все время воевали. И все равно кое-где женщин не хватало. Спартанцы даже позволяли одной женщине иметь несколько мужей. И поощряли их спать с чужеземцами ради крепкого потомства. А вот в Афинах мужчин было больше, и у них могла быть жена и наложница. У Сократа кроме знаменитой сожительницы Ксантиппы была еще официальная жена Миро, которую он взял из жалости, как бесприданницу.

Взросление мужчин и женщин очень отличалось. Мальчик становился подростком, потом юношей, потом молодым мужчиной, и каждой стадии соответствовали определенные ритуалы, обязанности. А девочка из ребенка сразу становилась женщиной - от кукол - к спальне и кухне. Важным для мужа считалось приручить жену: она поступала к нему совсем «дикой». Некоторые даже долго не могли говорить от стеснительности и стресса. Нужно терпение. Самое главное - приучить жену мало есть и много работать.
В обязанности жены входил весь дом, и особенно, ткачество. Она либо сама, либо присматривая за рабами, должна была обеспечить всех домашних тканями. Существует древнегреческий «Домострой» Ксенофонта, где в одной из глав муж (Исхомах - идеальный гражданин) учит жену, как вести дом. Поучение выполнено в лучших традициях: сделай то-то - отдохни, потом сделай это- посиди и так весь день «отдыхай».

С гостями жена не ела. Аристотель считал женщин настолько пугливыми, что они умрут от страха, если их принудить есть при гостях. Лучше их не трогать. Хороший грек и дома-то не бывал. Что ему там было делать? За все отвечала жена, а он спрашивал с нее. Все же законодательство вынуждало его спать с женой хотя бы раз в месяц, а то, сами, понимаете, матка взбесится. За контрацепцию отвечала жена. Использовали губку (из морской губки), смоченную в масле, а также колпачки, прерванный половой акт. Причем, женщина должна была следить за мужем, чтобы вовремя прекратить акт. Если наступала нежелательная беременность, то пили отвары трав, прыгали, носили тяжелое и пр. Но все же, конечно, настоящей женской бедой было бесплодие. Самым распространенным врачом был гинеколог. 10 из 60 трактатов, приписываемых Гиппократу - по гинекологии. Считалось, что женщины знают, как зачать мальчика или девочку. Для девочки использовали приспособление, чтобы член неглубоко входил во влагалище, для мальчика - наоборот, надо было войти поглубже. И в наши дни есть такая практика.

Но все равно мужчины, видимо, избегали жен. Для этого у них было много причин. Вот одна из классификаций жен.
Некоторые женщины дурно пахли. Это женщина-свинья - она не моется, женщина-ласка - она больна, гривастая кобылица - сама моется, но в доме не убирается. Леность также свойственна женщине-лисице, но она умеет заставить работать других. Очень тупа женщина-земля: «от холода дрожит, а к очагу подвинуться лень». На женщину-море противно взглянуть: они весь день беснуются. Женщина-обезьяна уродлива и не осознает этого. Кроме того, она весь день занята одним: думает, какую бы пакость похуже учинить. Женщина-свинья, женщина-собака и женщина-обезьяна злобные, в них нет ни сердца, ни души. Им бы только ругаться с мужем. Жадность присуща женщине-свинье, женщине-ослице, женщине-ласке. Даже побитые они все едят и едят, а женщина-ласка ест даже сырое мясо.
Все они настоящие нимфоманки, пристают к мужьям, доводят их до болезни.
Женщина-лиса и женщина-море склоны к изменам. Женщина-ослица - воровка. Женщина-собака любопытная, завистливая, всюду сует свой нос. Она скандальная, и даже в гостях «свое несет, попробуй одолеть ее крикливый нрав».
Главные их грехи все же обжорство и лень.

Единственный положительный вид женщины - это женщина-пчела. Но мало, кому удается на такую напасть.

В итоге мужчины не очень стремились домой. Поэтому среди женщин успехом пользовались искусственные фаллосы. В комедии Аристофана «Лисистрата» одной из причин женского бунта было как раз то, что из-за войны перестали привозить искусственные фаллосы из Милета. Их делали из кожи, украшали крылышками и глазками. Лесбийская любовь тоже не слишком осуждалась. Мужчины просто не вникали, что там происходит у них в доме на женской половине. Но измены осуждались. Прелюбодей наказывался, например, тем, что ему надевали на голову шерсть, т.е. он уподоблялся женщине, так как не смог держать себя в руках. Женщину, виновную в измене, мог убить не только муж, но и любой, кто обнаружил прелюбодеяние. Конечно, не обязательно было их убивать, можно было просто отослать к отцу, но если кто убил, то его за это не судили.

Афиняне следили за тем, чтобы права порядочных женщин не смешивались, например, с гетерами, которые были иностранками. Детей гетер не считали гражданами. Исключение было сделано только для Перикла, и то, потому, что оба его сына от Д. умерли, а остался только Перикл-младший от Аспасии. Он плакал и просил собрание пожалеть его. Пожалели, но у других такой номер не прошел.

В общем, книга интересная. Читайте. Думаю, что все своеобразие греков объяснялось большой скудостей их земли. Всю свою древнюю историю они сдерживали количество населения, чтобы удержать тот уровень жизни, который считали для себя приемлемым. Этому служили войны, поздние браки, гомосексуализм, избавление от младенцев. Что ж, каждый народ выбирает свой путь к самосохранению. Греки - один из древнейших народов, и целы до сих пор.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up