![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hssa2)
В верхнее тематическое оглавление
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hr98e)
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))
Далее мы отправились в Политехнический музей. Я хотела попасть на выставку-ярмарку «Винт& Шпунт». Увидели очередь, встали. Стояли 45 минут под мелким дождиком. Не вымокли, но все равно неприятно. И только около входа выяснилось, что «Винт& Шпунт» в другом подъезде, и туда нет очереди! А здесь очередь на основную экспозицию и выставку «Поколение Z». Мало того, основную экспозицию уже закрыли! Ну, что же делать? Раз уж стояли, пришлось идти.
Но, я не жалею. Выставка интересная, были экскурсии.
Итак, поколение Z - это люди, которые работали в науке и культуре в 20-е годы. «Z» был их любимым символом, потому что напоминает молнию. Такая же молния украшала, например, родченковскую обложку «Итого» С.Третьякова или его знаменитую картину «Линия» 1920 года.
20-е годы - мои самые любимые в 20-м веке (ну, и еще 60-е). Это было время молодости века, очень плодотворное время, время, фонтанирующее идеями, время экспериментов, когда было заложено, что определило потом 20 век и что, может быть, еще пригодится в 21 веке. Посмотрите хотя бы на моду: что тогда придумали, то и сегодня носим.
Так вот, выставка посвящена некоторым из этих направлений.
У входа на выставку
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007brdq9/s640x480)
Это - макет гоночной машины "Marussua" (Маруся - это типа шутка такая), сделанный из картона.
Начинается выставка с Алексея Гастева (1882-1939). Он известен как теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Кроме был еще поэтом и одним из идеологов Пролеткульта. Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2). Сын рабочего, участник революции 1905 года, ссыльный, бежал из ссылки за границу, учился в Париже, вернулся, опять сослали, опять бежал, В 1926 г. награжден орденом Красного Знамени «за исключительную энергию и преданность делу», в 1939 расстрелян.
Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.
В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка», занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. Услуги Установки быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить. У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования. У института было 200 отделений в разных городах и 1700 баз на разных предприятиях. В ЦИТ работал Н. Бернште́йн (1896-1966) - советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований - физиологии активности. С именем Н. Бернштейна связан современный этап развития биомеханики, его «физиология движений» составляет теоретическую основу этой науки.
Портрет Гастева.
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007bse6p/s640x480)
Для изучения траектории движения к испытуемому прикрепляли лампочки и снимали с 2-х камер.
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007bt0qy/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007bwyt7/s640x480)
Биомеханику Мейерхольд использовал в театре.
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007bx23f/s640x480)
Другим интересным представителем того времени и соратником Гастева является художник Соломон Никритин (1998-1965). Он сознательно оставил традиционную живопись ради нового искусства. Он считал, что архитектура, скульптура, музыка, поэзии бессмысленны, потому что не могут отразить современность. В 1922 Никритин создал проект «Проекционный театр». Этот проект потом осуществлялся на базе ЦИТ. Осваивая методики ЦИТ, отрабатывая графические, биомеханические партитуры движений, звуков и волнений, в ходе ежедневных тренировок и психо-тренинга, актеры выступали в качестве живых моделей будущей «социально-инженерной Машины-человека». В спектаклях они использовали движущиеся декорации-платформы, спортивные снаряды, шумовую аппаратуру, проекционные изображения. К сожалению, на выставке трудно отобразить такие вещи.
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007byhsy/s640x480)
А вот забавная вещь: патент на андроида для полетов на Марс. Автор Ари Штернфельд (1905-1980). Андроид на поверхности планеты должен был повторять движения человека-оператора, сидящего в другом месте.
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007bz199/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/007c0d5w/s640x480)
Продолжение
http://uborshizzza.livejournal.com/1419797.html