О постдипломной специализации студентов-медиков

Jan 18, 2008 12:55


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (концепция здравоохранения России)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Глубокоуважаемый доктор!
Так как ответ на Ваш вопрос в http://uborshizzza.livejournal.com/125655.html превзошел рамки комментария, то выкладываю его отдельным постом.

1) По поводу конкретной ситуации с приказом №337 и постдипломной специализацией. Преподаватели мед. вузов тоже имеют претензии к большому количеству юридических сложностей и ограничений при выборе выпускниками конкретной специализации и места работы.
Что касается конкретно современного состояния вопроса, то среди членов рабочей группы есть люди, которые хорошо в этом разбираются. Я постараюсь довести Вашу просьбу до их сведения и, в случае получения разъяснений, выложить их. Однако, ИМХО, было бы желательно, чтобы Вы свои пожелания выразили в максимально конкретном виде.

2) Студенты-медики - важная составная часть медицинского сообщества. Этот вопрос уже обсуждался, и было высказано мнение, что крайне желательно привлечь и их к разработке концепции.
Однако (просто такова технология работы над документом) пожелания Вас и Ваших коллег будут более полно и точно отражены, если Вы точно укажете, какой пункт документа и как нужно что добавить/изменить. Например:
- в пункт 37.14.4 добавить «обучение в рамках последипломной специализации следует считать не вторым высшим образованием, а продолжением первого высшего образования, которое, в соответствии с Конституцией, должно быть бесплатным».

3) Разрешите также выразить некоторое свое мнение на тенденции и желания заинтересованных сторон:

3.1 Удлинение медицинского образования - часть общемировой тенденции. У меня есть, правда, подспудное ощущение, что делается это не для повышения качества подготовки специалистов (как декларируется), а для борьбы с безработицей среди врачей.
Для нашей страны в современных условиях это - совершенно негодная тенденция. Тринадцатилетняя подготовка узкоспециализированного хирурга… Да у нас столько не живут.
Однако удлинение мед. образования для нас в рамках существующих тенденций просто неизбежно по следующим причинам:
а) включение в Болванский Болонский процесс фактически означает переход на европейские стандарты по длительностям и объемам часов. А в западной Европе врачей учат долго.
б) в связи с выходами законов об обязательном страховании профессиональных рисков и, вообще, все большем участии страховых компаний в организации лечебного процесса студенты, не имеющие диплома, будут лишены возможности болтаться по клиникам и смотреть, как там пациентов пользуют. Это - откат от Пироговских принципов к мрачному средневековью, когда студенты на додипломном уровне сидели за партами и учили латынь, и лишь получив диплом в качестве врача-практиканта отправлялись в больницу и видели первого больного. Однако, сами понимаете, при такой организации учебного процесса увеличение сроков обучения просто неизбежно.

3.2 Чего хотят врачи, чего хотят пациенты и чего хочет государство

Сейчас в России не просто увеличивается доля частной медицины: фактически идем демонтаж государственной системы здравоохранения с заменой его частной и платной. По фактической доле платных услуг мы уже превзошли западную Европу, но это - только начало.

Что хотят действующие врачи:
а) практикующие врачи к увеличению доли частной медицины и платных услуг относятся в основном очень положительно, так как они считают, что их зарплата увеличится, а вот все остальное останется без изменений.
б) специалисты по здравоохранению от этого не в восторге. Во-первых, частная и платная медицина по сути своей не будет полностью замещать государственную. Все вопросы профилактики, санпросвета и пр. явно останется за бортом частной медицины. С бомжами и неимущими она тоже возиться не будет. Да и с особо опасными - тоже.
Во-вторых, от перехода на частную медицину стоимость мед. услуг объективно сильно возрастет. И дело не в увеличении зарплат врачам и медсестрам - сразу появятся куча нахлебников, которые сядут на голову.
В частной медицинской компании самые главные люди - не глав. врач, а юрист и экономист.

Чего хотят студенты (включая будущих) и начинающие врачи:
а) полностью бесплатного медицинского образования.
б) диплома, который тут же признается в западной Европе, США, Канаде и прочих Австралиях. Для упрощения процедуры переезда желательно также за время обучения несколько раз за гос. счет съездит в забугорные клиники на стажировку, чтобы там примелькаться и подыскать хорошее место работы.
в) желательно также, чтобы мед. образование на до- и постдипломном уровне было необременительным и была возможность заодно с обучением выполнять работу врача, сразу получать за это нехилую зарплату
г) по окончании образования должна быть предоставлена полная свобода действия. То есть вуз, конечно, должен сам подыскать и предложить на выбор несколько мест работы, но если и врача есть что получше, то он туда и пойдет. И никаких там обязательных работ по профилю: это - рабство!

Общество, глядя на эти пожелания студентов, может сказать только одно: «А ж&па не слипнется?».

В разных современных странах есть разные системы подготовки врачей. Где-то врачи учатся (могут учиться) за гос. счет, но должны потом отработать. Например, в Израиле за бесплатное гос. образование потом нужно 6 лет отслужить в действующей армии. В США система смешанная - или ты несколько лет служишь добровольцем в армии, а потом тебе частично оплачивают учебу в вузе, либо берешь кредит на обучение, а потом его выплачиваешь.
Да, действительно, успешные врачи в США получают очень нехило, но ведь сколько они перед этим заплатили за учебу!

Поэтому при выборе пожеланий желательно все-таки выбрать приоритеты. Если врач хочет учиться бесплатно, то есть на деньги российских налогоплательщиков, то пусть потом эти деньги и отрабатывает - лечит их, работая в системе гос. здравоохранения. Если он хочет лечить канадцев за нехилые канадские рубли - да ради Бога, только пусть вначале за свои деньги и выучится.

Что хочет государство? Увы, но у меня складывается четкое ощущение, что современная государственная машина от здравоохранения, образования, врачей, медсестер, провизоров, пациентов, преподавателей, студентов и пр. хочет только одного - чтобы они все со своими проблемами отстали от нее и не отвлекали на всякие глупости.
Действительно, тут нанотехнологии! тендеры! стабфонд! улучшение имиджа России в глазах потенциальных инвесторов! - а вы все с какой-то ерундой, что кто-то там умирает, кто-то болеет, а кто-то уже умер.

Поэтому проблемы медицинского образования и нестыковки между ожиданием общества от врачей и ожиданием врачей от общества решается самым простым образом: и медицина, и мед. образование ползучим образом становится платным. На последипломном уровне большая часть обучающихся платит за себя, на додипломном - уже около трети, причем все эти доли постоянно увеличиваются. Технологически это делается очень просто - государство платит за мед. образование из бюджета все меньше и меньше.

Можно ли, в том числе с Вашим участием, как-то переломить неблагоприятные тенденции? По крайней мере мы сможем сказать, что мы старались.

Все высказанные выше оценки - мои личные и не должны рассматриваться как общее мнение групп, с которыми я сотрудничаю, или учреждений, в которых я работаю.

концепция здравоохранения России

Previous post Next post
Up