В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
«Синие носы» - пьяные тупые уроды как рупор высших сил
После поста
http://uborshizzza.livejournal.com/120771.html с работами «Синих носов» нас многие осудили. Но
погодите, мы всего-навсего пытаемся разобраться в том, что такое современное искусство. Зачем? Потому что я считаю, что художники, поэты и писатели могут объяснить реальность и предвидеть будущее, им открыты какие-то знания, хотя сами они не будут рационально их объяснять, но через их творчество зритель и читатель может к ним приобщиться. Кому-то ведомо больше, кому-то меньше, причем это не всегда зависит от степени таланта, но крупицы тайного знания можно найти у всех. Осталось узнать, как эти крупицы отделить от всякой шелухи, а это уже умение зрителя и читателя: что поняли, как поняли, то вам и открылось.
Одной из особенностей искусства 20 века явилось то, что его надо объяснять, для чего существуют специальные люди - художественные критики.
Конечно, критики были и раньше, но только с середины 19 века они стали приобретать все большее влияние, а в 20 веке именно от них стало зависеть само искусство. Вообще, 20 век выдвинул на первые места профессии, считающиеся раньше обслуживающими: манекенщиц, ставших топ-моделями, о жизни которых сообщается на первых полосах газет, парикмахеров, ставших стилистами, портных, превратившихся в могущественных кутюрье, спичрайтеров и политтехнологов, которые скоро заменят политиков, и так далее.
В какое-нибудь Возрождение мальчик, решивший стать художником, должен был поступить в ученики к известному мастеру. Часто это был его отец. Он учился составлять краски, учился рисунку, учился писать красками, потом ему доверяли писать фрагмент какой-нибудь работы своего учителя. Длилось это долго, около 10 лет. Потом ему доверяли сделать самостоятельную работу, люди ее оценивали, потом кто-то заказывал ему картину, скульптуру, роспись в церкви или в доме, так он становился известным, обзаводился своими учениками. Основными заказчиками работ были церкви, богатые люди, муниципалитеты, цеховые организации. Долгое время зрители прекрасно понимали, о чем хотел сказать автор своей работой, тем более что ни о чем особенном он, скорее всего, сказать и не хотел: его задачей было выразить свое благоговение по отношению к библейским сюжетам, украсить быт приятными взгляду предметами. Были, конечно, еще и художники типа Босха, которые предпочитали аллегории. Вот, может быть, именно из-за них и появились критики? Так как непонятных картин было немного, они стали объяснять те, которые до них никаких сомнений не вызывали. Выяснилось, что все не так-то просто и не то, чем кажется вначале. Например, что у Джоконды загадочная улыбка, что она - не жена флорентийского купца, а сам Леонардо и много чего еще (Хорошо, что во времена мастера этого не знали, а то он умер бы со смеха гораздо раньше своих 70-и с хвостиком.)
К 20 веку все темы были исчерпаны и художники обратились к абстракции и прочим экспериментам.
Вначале художники стали не только изображать некое независимое от наблюдателя «видение», но и вносить с него свое видение предмета, свое впечатление.
Правда, на склоне лет импрессионисты раскололись и признались, что просто не умели нормально рисовать. Некоторые даже нарисовали реалистичные картины - редкий отстой. Но было уже поздно.
Следующая генерация еще больше внесла в картину своих впечатлений и мыслей, изгнав при этом оттуда все остальное. Вот тут-то и наступило золотое для критиков время. Как зрителю было понять, чем одни полосочки лучше других, и что означают черные квадраты? Им и объясняли. Выяснилось, что большие деньги платят за те картины, о которые критики лучше расскажут. Скоро уже не зритель, а критик стал устанавливать, что считать искусством, а что не считать. Профессия оказалась коммерчески выгодна: можно было раскрутить любого художника, объявит его гением и продавать его картины за большие деньги. Особенно удобно это было делать с работами уже умерших художников, с которыми не надо было делиться. Такая ситуация совершенно не поощряла художников долго учиться и сильно стараться: надо было только найти подход к критикам, и дело было сделано. Художественный критик не ругал ничем не обязанных ему авторов. Зачем он будет тратить на них свое драгоценное время? Он лучше будет хвалить своего художника, выступая скорее рекламным агентом. В результате одна критика стала казаться слишком субъективным критерием, поэтому основным мерилом в искусстве стала стоимость проданных работ. Постепенно сложилась такая система: некто заявлял, что он купил картину у ранее никому не известного художника за очень большие деньги, все делали вид, что ему верят, далее критики рассказывали, почему эта работа гениальна. По непонятным причинам гениальными стали считаться наиболее противные работы, вызывающие у рядового зрителя рвотный рефлекс. Ему объясняли, что в куче дерьма больше эстетики и художественной правды, чем в хорошеньком личике или букете цветов. Кроме того, постоянно требовалось что-то новое.
Устарел абстракционизм. Стали делать инсталляции из нескольких произвольных предметов, потом устарело и это. Предметное искусство вообще устарело. Появились перфомансы:
небольшие представления, иногда имеющие хоть какое-то содержание, иногда не имеющие. Предметом искусства стало также украшение и уродование своего тела, а также любой акт деятельности человека. Вот, например, я ем суп - это не искусство, но если я заявляю, что я ем суп с художественными целями, заснимаю это на пленку или делаю это в большом помещении под камерами, то это - уже искусство. Другое дело, что чтобы меня пришли снимать, чтобы эти ролики разместили на выставке, надо чтобы кто-то это оплатил, а потом написал статью.
В Советском Союзе обо всех этих новациях знали понаслышке. Партия и правительство в сфере культуры оберегали добрые, старые традиции 19 века до такой степени, что обитателям страны казалось, что он только вчера кончился, но его дыхание где-то рядом. Затем советская власть «слиняла в три дня», как в свое время говорили о царской России.
К этому времени В.Мизин (р.1962г), окончивший Новосибирский архитектурный институт, и А.Шибуров (р.1965г.) окончивший Свердловское художественное училище, независимо друг от друга стали осваивать новые жанры. Они следят за художественной жизнью в Москве и выясняют, что рисовать и писать красками уже совершенно не модно. Модно кусать людей за ноги, какать перед картинами в музее. За это художники получают деньги и хорошую прессу. Каждое такое хулиганское действие сочувственно описывается в самых либеральных газетах, т.к. считается истинно западным, а следовательно, единственно верным. В.Мизин начинает фотографировать некую часть своего тела (фото в
http://uborshizzza.livejournal.com/120345.html мы приводили), устраивать перфомансы: пишет автопортрет своей кровью, принимает душ из мочи, ест лампочку. А.Шабуров выдвигает тезис, что художник должен из каждого своего действия создавать перфоманс и получает грант от Сороса на протезирование зубов.
Все этапы протезирования он снимает на пленку и представляет, как проект. В 1999 году они встречаются на проекте, получившем впоследствии название «Синие носы» и давший название их группе. Они моделировали проблему 2000 года (помните, что все компьютеры 1.01.2000 перестанут работать и начнутся техногенные катастрофы): спрятались в подвале и снимали там короткие фильмы-скетчи, надевая на нос синие пробки от бутылок с водой. Потом они уехали в Москву, где им покровительствовал Кулик. Он пригласил их в 2003 году на выставку в Венеции, где они получили международное признание. В 2005 году они выставлялись на Московской и Венецианской биеннале с коротенькими роликами из жизни маленьких человечков: в небольшую картонную коробку проецировалось изображение, и получалось, что там копошатся крохотные лилипутики. С тех пор они выставляются на всех значительных выставках у нас и за рубежом. Основной метод их творчества - это что-то вроде клоунады, геги, которые они заснимают на пленку и выставляют потом на выставках как произведения искусства. Особенно много они не уродуются: снимают «на коленке» (их тезис - что творчество доступно всем), корчат рожи, надевают маски, изображая известных лиц в необычных обстоятельствах. Иногда получается смешно, иногда - нет. В чем их феномен? В том, что самим своим существованием они доказывают, что тот путь в искусстве, по которому шли весь 20 век: отсутствие критериев в том, что считать художественным творчеством, чрезвычайно широкая трактовка предмета искусства приводит к полному его уничтожению. Если не надо учиться рисовать, если любые предметы, предложенные художником в качестве продукта творчества, если любой акт, производимый художником, постановили считать искусством, то почему же не считать любого, кто этого хочет, художником? Заодно это уничтожает художественную критику: будьте сами себе художниками, вешайте в своей квартире все, что угодно, покупайте и продавайте все, что угодно - теперь все можно. Таким образом, искусство вернулось к тому, с чего начиналось, когда каждый первобытный охотник был и художником, делая зарубки на своем копье, артистом, исполняя ритуальный танец-приветствие солнцу, поэтом, рассказывая о том, что видел. Но, конечно, художественная тусовка этого не допустит и скоро предложит нам какую-нибудь новую концепцию.
При этом работы их - в полной традиции с концепцией постмодернизма, когда основа работы - прямые или искаженные цитаты и апелляции. Например, последняя экспозиция «Синих носов» на винзаводе показалась читателям невыносимо скучным. Действительно, вне культурно-исторического процесса это - просто унылое гавно. Но вспомните грандиозный скандал, который был пару лет назад в Евросоюзе. Тогда в рамках окончательного объединения и признания евроконституции (которая в результате с треском провалилась, может быть, и описываемая история помогла) нескольким современным художникам заказали (где-то за миллион евро) серию агитационных плакатов. Они ее и сделали.
Увидев результат, еврочиновники вначале не хотели денег платить, а потом - этии агитками пользоваться. Но тут прогрессивная еврообщественность надавила и объяснила, что это просто тупые чиновники не понимают всей глубины замысла.
В результате в странах Евросоюза можно было видеть изумительную картину: автострада, рядом - огромный биллборд. На нем изображен стоящий на четвереньках голый мужик, лицо которого закрывает улыбающаяся маска с лицом Тони Блейра. Сзади к нему пристроился еще один голый мужик с лицом, закрытым улыбающейся маской Буша. И внизу надпись - голосуйте за единую Европу! (кстати, самые интересные работы не описываю по самоцензурным соображениям).
Ну и немного в сторону. Тут председатель Центризбиркома Щуров заказал серию плакатов, призывающих идти на выборы, по мотивам классических киноафиш. Показывал результаты. Например, Зорро со шпагой, призывающий выбрать достойнейшего. В общем, высшие чиновники концепцию в целом одобрили, но приказали самые радикальные плакаты убрать. Нет, не доросли мы до культурной Европы, не доросли, допускаем вторжение чиновников в культурную область.
Данные работы «Синих носов» недвусмысленно апеллируют к супрематизму с его увлечением геометрическими фигурами, в том числе использованием его в «агитационном фарфоре»:
Photo 28
Photo 33
и изображениям людей, приближенном к геометрическим фигурам:
Photo 27
Кстати - две первые картинки в серии "Кухонный супрематизм" выставлялись в Третьяковке.
Кроме «культурно-изобразительных» используются отсылки и цитаты иного свойства. Помните, не так давно было безумие с недоброй памяти «Богородичным центром» и госпожой Кривоколеновой?
Photo 32
Или еще про тот же Евросоюз. Пару лет назад, во время обсуждения проблем трудовой миграции, было шумное обсуждение и даже появился образ «Польского сантехника», который понаедет и отнимет работу у французских и прочих сантехников, а работать будет ужасно плохо и вообще... В ответ на это в Польше была проведена кампания «Не надо бояться польского сантехника», а вся Европа заклеена изображениями поляка (модель из серии «качков») в синем комбинезоне на голое тело и с фановыми трубами. Немки даже ответную кампанию развернули «Хотим польского сантехника».
Ну и «Синие носы» в стороне не остались - сделали серию «Поэтизируя труд» с отечественными качками. Из имеющегося набора, как сами понимаете, был выбран вариант с вениками:
Photo 22
Так что более чем возможно, что и изображение причинного места с воткнутой вилкой тоже уже было. Но вот то, что вилка столовская алюминиевая - новый творческий вклад.
А теперь серия некоторых других работ «Синих носов». Работы категории 18+ - под катом:
«Искусство и жизнь». 2005. Художники не могут найти достойной, интересной темы и спорят об этом на фоне теракта и захвата заложников.
Photo 15
«Супермафия». 2004. Комикс отражает нравы в художественной среде. (Мизин - тот, кто толще)
Photo 16
«Черножопые».2001. Грешат против толерантности.
Photo 17
Из серии про счастливых нищих.(Страх родиться на помойке) 2001.
Photo 18
О политике.
Photo 19
Из серии Тяп-ляп-арт (Как создавать произведения искусства на отдельно взятой кухне) Хлеб наш насущный. 2004
Photo 20
Ребята с нашего двора. 2004
Photo 21
Че Гевара 30 лет спустя.2005
Photo 23
Живой Ленин:
Photo 24
Телки. 2004
Photo 25
Чеченская Мерилин.2005
Photo 26
КГБ взрывает Россию. Газетные заголовки.2006. (кстати, голову от изображенной тут дамы я видел в качестве аватарки. Интересно, знают ли счастливые обладатели о полном содержании картины?)
Photo 29
Салют из трусов.2005.
Photo 30
Ну и как к этому безобразию и дуракавалянию за деньги нужно относиться?
Я думаю, что серьезно. Еще раз повторю начало: художники при всей своей тупости, антисанитарности и беспробудном пьянстве всегда были провозвестниками нового, ухитряясь предугадать то, что будет, и выразить это даже не понимая, что же они выражают. Тем более что нельзя сказать, что жизнь современного художника так уж легче классического. Да, не надо с кисточкой уродоваться, но зато перфомансы при всем их идиотизме - вещь тяжелая и опасная:
Фото после 51-го Венецианского биеннале, 2004 г.
Photo 31
об авторстве изображений:
коты гуляли по Тырнету. Остальное сканировал сам.