Пирогов

Nov 27, 2010 18:28


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Медицинские байки)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам



В последнее время я прослушал сразу несколько докладов по поводу жизни и деяний Пирогова. Так как и доклады были интересные, и личность - крайне колоритная, то возьму на себя смелость пересказать их обобщение. Тема эта - не моя, поэтому просьба: если я что-то перепутаю, то не бейте тапками, а укажите оплошность, я ее исправлю.

Из того, что в этом году празднуют 200-летие со дня рождения Пирогова, пытливый читатель может сделать вывод, что родился он в 1810 году. Он был 13, предпоследним ребенком, в семье московского чиновника. Семья была религиозная, строгих правил, так что даже кошкам в среду и пятницу мяса не давали. В 12 лет его отдали в хороший московский пансионат, через два года забрали - отец заболел, начались денежные проблемы. И тогда по совету дальнего родственника, профессора Московского университета Мухина, он подает документы на поступление на медицинский факультет университета.

Документы принимали только с 16 лет, отчего ему подделали свидетельство о рождении. Приемная комиссия, с учетом протекции, проявила сработала как надо, и 14-летний мальчик оказался студентом медфака МГУ. Большая часть студентов этого факультета была из поповичей, так что в результате Пирогов быстро оказался записным нигилистом.

Пирогов потом писал, что за время обучения в МГУ он не прочел целиком ни одной научной книжки, не был ни на одной операции и ни разу не работал с трупами, а обучение хирургии и анатомии сводилось к вычерчиванию схем на доске. Впрочем, это было в те времена стандартом, и не только для МГУ, бывшим тогда весьма заштатным университетом, но и для всей Европы в целом. Правда, он в те времена вместе с другими студентами очень активно и часто бесцельно занимался вивисекцией, о чем в пожилом возрасте писал с раскаянием.

В 18-летнем возрасте он кончил университет, считаясь сильным студентом, и вследствие этого, а не только протекции Мухина, был оставлен на кафедре хирургии, а вскоре послан в то, что сейчас называется докторантурой, в Дерпт.

Университет в Дерпте благодаря связям с немцами был тогда очень сильным местом, не в пример МГУ, и еще и рассадником свободомыслия. Там Пирогов не только успешно работает, но и близко сходится с зав. кафедрой хирургии Мойером, у которого живет в семье на правах фактически приемного сына. Вскоре защищает докторскую о перевязке брюшной аорты и остается работать на кафедре.

Явно докладчики этот вопрос как-то обходили, поэтому про то, был ли Пирогов его зятем или еще чего, сказать не могу. Но еще через несколько лей Мойер оставляет кафедру с настоятельной рекомендацией передать ее Пирогову.

Разразился серьезный скандал. Во-первых, Пирогову было всего 26 лет, во-вторых, он был православный, а университет был протестантский. Но в результате Пирогов все же занимает кафедру.

Собственно, череда скандалов сопровождает Пирогова постоянно, и большинство их он устраивает сам. Постоянно совмещая обязанности кого-то типа зав.кафедрой с должностью кого-то типа главврача университетской хирургии, он в случае выявления недостатков устраивал шумные скандалы, нередко - с демонстративной подачей в отставку. А так как врач, хирург и организатор, он был отменный, то кончалось это тем, что и виновные, и его начальство валялась у него в ногах, умоляя взять заявление обратно.

Еще одно скандальное деяние Пирогова - опубликование в то время им «Анналов», книги о своем практическом опыте работы хирурга, в которой он подробно разбирал свои ошибки. Реакция была острая - в то время о возможных ляпах врачи старались публично не рассказывать. Так что то, что для правильного обучения медиков нужно честно и подробно рассказывать о том, кого и как угробил - это с легкой руки Пирогова.

Кроме практики клинико-анатомических конференций с разбором ляпов врачей Пирогов внедрил и практику клиник при университетах, где студенты учатся у постели больного, и деление их на факультетские и госпитальные. Также Пирогову принадлежит внедрение той практики, что студенты-медики должны хорошо знать практическую анатомию, и рождение «хирургической анатомии». Насколько понимаю, это близко к современной топографической анатомии.

Через несколько лет он занимает аналогичное место в Питере, где придумывает свою «ледяную анатомию» и делает свои атласы, предшествующие современной томографии. Если говорить по-простому, то он замораживал трупы, распиливал их на тонкие слои и зарисовывал то, что получается.

Еще он придумал и внедрил в широкую практику алебастровые, а потом и гипсовые повязки для лечения переломов. На основании изучения анатомии он внедрил операции с костной пластикой, что ранее считалось невозможным. Он придумал маску для наркоза и внедрил в широкую практику эфирный наркоз, а потом и хлороформ.

В возрасте под 50 он вместе с группой врачей и сестер милосердия добровольцем едет в Крым, на Крымскую войну, и возглавляет организацию медицинской помощи. Он полностью ее перестраивает, внедряя те формы, которые сейчас кажутся естественными и единственно возможными, например, что оказание помощи раненым бойцам начинается с сортировки с делением на 4 группы:
- безнадежные, которым придается сестра милосердия и священник,
- неотложные, их вывозят в госпиталь для срочной операции,
- раненые, которых отвозят в госпиталь, оказывают первую помощь и далее они ждут своей очереди,
- легкораненые, которым оказывают помощь на передовой, после чего они возвращаются в строй.

В своей книге «Военно-полевая хирургия» Пирогов определил войну как «травматическую эпидемию» и дал массу других замечательных инвектив, например, что на войне хирург-организатор в 100 раз важнее хирурга-операциониста.

Кстати, Крымская война действительно очень много дала организации медицины. Например, участники с английской стороны потом организовали современную службу медсестер.

Пирогов еще несколько раз ездит на войну. Например, «по линии Красного креста» он едет на франко-прусскую войну, где многократно переходит линию фронта, оказывая помощь и там, и там.

Далее репутация «чудесного врача» и «редкостного скандалиста» только растет. Он, например, публично рассказывал императору об отвратительной медицинской помощи в войсках, возглавляемых императорским любимцем - и тот терпел. Когда раненый Гарибальди болел, к нему выписали именно Пирогова, и тот фактически спас ему ногу. Все настаивали на ампутации, а пирогов сказал, что пуля, застрявшая в кости, с нагноением выйдет сама.

В этот период Пирогов уже очень аккуратно относится к необходимости хирургического лечения, несмотря на наркоз, в отличие от юного Пирогова, возмущавшегося косностью главврача, запрещавшего оперировать больных без их согласия. В это же время Пирогов становится глубоко религиозным человеком. Но, увы, от тяжелого пьянства это не помогает.

Через несколько лет после окончания Крымской войны, в возрасте 50 с небольшим, в зените славы и на пике расцветшего таланта Пирогов вдруг уходит со своих постов. Причины этого экстравагантного шага много обсуждались его историографами. В советские времена чаще это подавали в русле гонений гения косным царизмом. Однако надо учесть, что в отставку Пирогов переходит с формальным повышением по чину, на генеральскую должность попечителя просвещения Одесской губернии, а еще через некоторое время становится тайным советником.

Возможно, этому способствовали разразившиеся дрязги между «русскими» и «немецкими» профессорами, в которой он, кстати, поддерживал немецкую партию. Возможно, это был «дауншифтинг» с отъездом на Гоа. Но из-за тяжелого характера он вначале переходит на аналогичную должность в Киевскую губернию, а потом и вовсе уходит в отставку, покупает в тех краях шикарное имение и живет в нем, чередую практику сельского лекаря с отъездами на войну. Ну, еще он 2 года ездил по Европе, следил, как живут посланные туда русские профессора, помогал им составить программу обучения и наладить контакты.


После того, как Пирогов скончался, в его имении для него сделали мавзолей. Так что у нас на самом деле два мавзолея и два забальзамированных по сходной методике нетленных трупа - Пирогова и Ленина.

Медицинские байки

Previous post Next post
Up