МН - вместо некролога

Dec 26, 2007 21:58


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

На закрытие "Московских новостей"

Я читаю газеты и журналы, хотя это давно не модно, и большинство вполне обходится рекламными газетками, подсунутыми в почтовый ящик или газетой «Метро». Много лет я покупала «Московские новости». Помню эту газету со школьно скамьи, тогда она выходила на английском и нас заставляли переводить оттуда заметки. Популярной она сделалась в перестройку при редакторе Е. Яковлеве. В рамках дозволенной смелости они печатали всевозможные разоблачения прошлого, ставили острые вопросы. Чтобы купить эту газету, надо было вставать в 6 утра и занимать очередь к киоску, выписать ее было невозможно.

После перестройки газета потеряла большинство читателей. На мой взгляд, это было вызвано частой сменой владельцев. Курс часто менялся, журналисты уходили, кроме того, разоблачения надоели. Одно время ее главным редактором стал Е.Киселев, который пытался повторить то, что ему удавалось на НТВ - обличать власть за хорошие деньги, но его быстро убрали. Последним владельцем газеты стал израильский бизнесмен Гайдамак. Он говорил, что эта газета - его имиджевый проект, пригласил в редакторы Третьякова. По видимому, этот достойный человек хотел добиться от властей того же, чего добился друг детства О. Бендера Коля Остен-Бакен от подруги его же детства Инги Зайонц - любви. Но не добился. После чего заявил, что газета не приносит дохода и теперь будет издаваться в качестве городской московской газеты. Наверное, это будет что-то вроде газеты «Твой день»: на первой странице - голая дева с большими грудями, на последней - кроссворд и анекдоты, на предпоследней - спорт (кто сколько получает и почему опять все проиграли: ну, не шмогли!), посередине - что-то из жизни «звезд» (кто с кем спит, и кто как напился) и много-много рекламы.


Говорят, что Третьякову предложили в качестве отступного пост декана журфака, а возглавлявший его с 60-х годов Я. Засурский станет каким-то почетным президентом. Доброжелательные к своим коллегам журналисты винят в закрытии газеты В. Третьякова, который, во-первых, сделал газету слишком нудной (действительно, сисек не было, а как же без них), во-вторых, во всем поддерживал власть, предав славные либеральные традиции. Не знаю, общественно-политические издания не читают те, кто хочет развлечься, у самых право-либеральных газет и журналов читателей еще меньше («Новая газета», «The new times» (бывшее «Новое время»)). Я не думаю, что В.Третьяков продался Кремлю, просто его устраивает их курс: он государственник. Во всяком случае, я не брошу в него камень, помня о том, что его «Независимая» была единственной газетой, объективно освещающей события 1993 года, в то время как даже повторять противно, что говорили и говорят в каждую годовщину о погибших защитниках Белого дома журналисты «Эха Москвы», которые Третьякова сейчас больше всех осуждают.

Постоянный стон либералов вызывает у нас отсутствие гражданского общества. Я же считаю, что оно у нас начинало складываться в 80-е годы 20 века, и пресса была его существенным элементом. Пусть газет и журналов было немного, но они могли влиять как на общество, так и на власть. Если о каких-то недостатках написали в газете - нарушителю приходилось плохо. «А я о вас в газету напишу!» - было действенной угрозой. Некоторые дискуссии приводили к каким-то изменениям в законах или в умонастроениях. А сейчас пиши, не пиши - толку никакого. Это уже не Васька, который слушает, да ест, а целый динозавр! Пишут-то много, да читают мало и не обсуждают между собой и власть не реагирует.

Почему так получилось? Мне кажется, что сыграло свою роль то, что одновременно со складывающимся гражданским обществом мы получили общество потребления, и оно сожрало (потребило) гражданское общество. Минимум, что нужно для гражданского общества - это какая-то солидарность, какое-то взаимодействие. Было время, мы читали одни и те же газеты, одни и те же книги, смотрели одни фильмы и один телевизор. Потом появилось разнообразие: теперь один читает детективы, другая - женские романы (мягкий вариант женской порнографии, по существу), а раньше оба читали Трифонова и обсуждали его. О чем им теперь говорить?

Газеты просто перестали читать, вначале из-за того, что экономили деньги (да, когда газета стоили 2 копейки, она расходом не казалась, а 10 рублей многих отвращает то их чтения: люди наши очень любят экономить на таких мелочах, чтобы потом все сразу потратить на какую-нибудь муру), потом просто отвыкли, многих вполне устраивают бесплатные рекламные издания. Если что и читают за свои деньги, то «7 дней», а то и «Гламур», не говоря уже о журналах про здоровье, рыбалку и прочее. В кино тоже ходить одно время перестали из-за цен на билеты, сейчас смотрят видео. Дольше всего держался консенсус по поводу сериалов: были такие, которые смотрели все. Но по мере появления новых каналов теперь каждый смотрит свой сериал. Соберутся люди вместе - и даже обсудить нечего, кроме возросших цен. Общество атомизировалось.

Теперь его воспитанием, влиянием на него занимаются только большие телеканалы, но, во-первых, у них нет обратной связи, во-вторых, скоро они превратятся в одну большую рекламную паузу, а люди перейдут на цифровое телевидение с платными каналами, когда каждый сможет смотреть индивидуальную программу. В этой ситуации общественно-политическая журналистика прекращает свое существование. Много лет о журналистах говорили, что последний раз они писали бесплатно в детстве на заборе. Но выяснилось, что на них наговаривали. Посмотрите, сколько журналистов в ЖЖ: почти вся первая тысяча! Для меня это странно, потому что я пишу в журнал для развлечения, мне было бы странно заниматься работой в свободное время, хотя я и люблю свою работу. (Вспоминаю анекдот, как палач приносит домой мешок, где что-то шевелится и на вопрос жены отвечает: «А это я работу на дом взял»). Появилось множество маленьких газеток, что напоминает эпидемию в «Республике ШКИД», когда каждый воспитанник завел свой журнал, и они бегали друг за другом, чтобы кто-нибудь прочитал их творения. Потом они поняли, что зашли в тупик, и вернулись к прежней практике - выпуску одной большой газеты. Не знаю, вернется ли наше общество к разуму или каждый, по мере развития Интернет-технологий, каждый сделает еще и свой телеканал.

Вот я представил себе радостное сообщение «В русскоязычном секторе бесплатного телевидения уже более 3 миллионов каналов!», ежедневно обновляемый рейтинг, в котором первая тысяча каналов - ОЧЕНЬ крупные шишки, потому что каждый из них в день смотрит аж по 100 человек…

В общем, как-то непонятно: или снизу начинает складываться реальное гражданское общество, или все мы окончательно атомизируемся, замыкаемся в клубе из десятка знакомых любителей почесать языком, да еще и раскиданных по всему свету…




картинки не мои. жабил сам

Текущая политика

Previous post Next post
Up