Культовый образ Профессора Преображенского давно эксплуатируется кому не лень, в 99.6 % лица, желающие "свою грамотность показать", цитируют его изречение про Разруху-в-Головах. Не удивительно, что на фоне всеобщего обожания этого Человека Дела из Эпохи Хрустящих Французских Булок, с честью делающего это самое дело даже в экстремальных условиях власти Швондеров и Шариковых, начало расти и критическое отношение к Приспособленцу (за ваши деньги - любой каприз, не угодно ли яичников обезьяны?) и Снобу (не налегайте на икру - это ж комильфо, так только купцы закусывают; не дам немецким сиротам полтинника - не хочу!).
Не так давно Дмытро Резниченко посвятил разоблачению светлаго образа хороший пост:
"
Собачье сердце" - гадкая, лживая книга. По частым цитатам из нее легко опознать гадкого, лживого урода с высшим образованием. "Шариков" - это образ, которым очень любят обзываться трусливые интеллигенты, чувствуя свое бессилие перед стихией улицы"
с подборкой дополнительных ревизионистских линков по теме.
Там есть над чем подумать. Я же посвящаю сей пост маленькому кинематографическому открытию, сделанному для себя: у кинематографического профессора Преображенского, идеально исполненного Евстигнеевым, оказался кинематографический праобраз, исполненным им же - адмирал Кацауров.
В 1986 году (за два года до экранизации Бортко, кстати, не первой - первым был совместный итало-немецкий фильм 1976 года режиссёра Альбертo Латтуада «
Почему лает господин Бобиков?») на советские экраны выходит трёхсерийная комедия Евгения Татарского "Джек Восьмёркин - американец", экранизация одноимённой книги Николая Смирнова (1930).
Фильм мне не понравился ни тогда, ни потом, не смотря на хороших актёров и на смешной, в общем-то, сюжет. Как-то буффонадно слишком, многовато, и не люблю затяжных музыкальных заставок. Интерес к фильму, который часто крутят на украинских каналах, возник разве что из-за деятельности Восьмёркина, как и я,
занимающегося табаководством (я, правда, только для себя, а не с целью наживы). К слову, его посадки "Вирджинии" явно бутафорские - знаю я этот сорт.
Ну, и по ходу дела обратил внимание на героя второго плана - адмирала Кацаурова, к дочери которого Тане лихой Джек небезуспешно подкатывал свои ковбойские ball'ы.
Книга тут пишет так:
"Женщина уселась на ступеньку террасы, и тут Джек разглядел, что волосы у нее разного цвета: и белые, и желтые, и темные. Должно быть, выцвели на солнце. Женщина подняла к Джеку лицо и заговорила:
- Вы, вероятно, никогда не бывали в наших местах. Мы - бывшие помещики Кацауровы, и место это называется Кацауровка. Мой отец, что потерял книгу, - адмирал, он объехал на кораблях весь мир. Он очень умный, и у него есть печатные труды. Поэтому нас отсюда не выгнали, а оставили нам немного земли и этот флигель. А большой дом сгорел еще в семнадцатом году.
Затем женщина, все время смущаясь, начала рассказывать Джеку, как они ведут хозяйство. Оказалось, что старик адмирал не просто гуляет у березовой рощи, а пасет там двух коров и телку. Братья работают в поле. Она, младшая в семье, Татьяна, ведет домашнее хозяйство, ухаживает за курами, выполняет множество различных дел."
Образ раскулаченного адмирала, пасущего коров, Татарскому явно не понравился, и он представил бывшего царского сатрапа иначе:
Узнаёте образ будущего любимца интеллигентной публики? Те же манеры, и то же то ли искренне непонимание, то ли скрытое издевательство - аппеляции к глубоким культурным слоям юного фермера...
Ещё немного сравнительного анализа - здесь:
Адмирал Кацауров как предтеча Профессора Преображенского