Собачье сердце

May 29, 2012 17:37

"Собачье сердце" - гадкая, лживая книга. По частым цитатам из нее легко опознать гадкого, лживого урода с высшим образованием. "Шариков" - это образ, которым очень любят обзываться трусливые интеллигенты, чувствуя свое бессилие перед стихией улицы.

Кто такой Шариков в изображении Булгакова? Пес, вонючий шелудивый пес, которого приютили на хозяйской кухне, накормили краковской колбасой, научили говорить, а он, сволочь такая, оборзел и потребовал свою долю жилплощади! Только махровая гнида типа Булгакова могла так изобразить восставший народ.

Народ ворует галоши, топчет ковры и не умеет пользоваться фаянсовым сортиром. А когда бы он научился им пользоваться; он всю жизнь прожил в подвальном помещении, одиннадцать душ в комнатушке, вонь и теснота, уборная на улице. Работа черная, хлеб черный, морда от копоти черная, душа от безысходности и водки черная - и вдруг в барские хоромы, черной пяткой по паркету.

Профессор Преображенский - он, конечно, не такой, он весь в белом. У него служанка, восемь комнат, ковры, книги, уважаемое имя и житейская философия. И большие связи - может одним телефонным звонком смахнуть Швондера, как надоедливую муху. А что Швондер? Утрется Швондер и пойдет дальше своим кружком хорового пения руководить. До революции Швондер не имел права жить не то что в Калабуховском доме, а вообще в городе, даже в подвале, под ногами Преображенского; у Швондера была черта оседлости. А сейчас Швондер - мелкий служащий, вкалывающий в голодном городе за продпаек. Журналы в помощь детям Германии распространи, культурный быт пропитым пролетариям обеспечь, жильцов уплотни, рассели еще пару бригад. Не хочет богатый Преображенский журналы покупать? Уплотнятся не хочет, блат имеет, один в семи комнатах живет и восьмую требует? А хоть наизнанку вывернись, Швондер, твои проблемы.

Булгаков всю жизнь ныл, не мог забыть свою теплую печку с изразцами. И абажур.
"...Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен..." (Белая гвардия)

Мелкий мещанин, с детства вскормленный классической русской литературой. Он бредил своим уютом, своими книжными полками, революционная эпоха ему была просто не по плечу. Он бы с удовольствием загнал обратно в конуры всех этих шариковых, всех этих швондеров, он искренне не понимал, с чего вдруг они вылезли из своих нор на поверхность, по какому праву претендуют на человеческую жизнь, они же псы, животные, кнута им, кнута!

Не люблю Булгакова.

P.S.
В комментариях pan_baklazhan привел два годных текста по теме. Раскрывают вопрос полностью:

"Братцы живодеры, за что же вы меня?!" (чем плох профессор Преображенский)

Битые ориентиры. Собачье сердце

И еще:

АНАТОМИЯ "СОБАЧЬЕГО СЕРДЦА" (Анатолий Липский)

День Большого Швондера

Почему американским студентам не понравился профессор Преображенский
Previous post Next post
Up