УБОЖЕСТВО. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
На прошлой неделе я oпубликовал реплику о нью-йоркской выставке «Сирия, Украина… что дальше?» («Убожество», см.
http://ua.livejournal.com/1430496.html).
История получила неожиданное продолжение.
Едва только публикация появилась в Сети, как в «Фейсбук» автора этих строк написал личное сообщение Бенджамин Хилер - организатор выставки, журналист и фотограф из Германии. В своем сообщении господин Хилер высказал разочарование моей публикацией и пообещал «проинформировать «Фейсбук»» об этом (сразу вспомнилось из Высоцкого «мы напишем в Спортлото»).
Хилер клятвенно заверил, что имеет необходимые разрешения от авторов всех фотографий, размещенных на выставке, немало слов потратил на описание нацистской угрозы в Украине, упомянув среди прочего батальон «Азов», где действительно воюет много ультраправых (важная деталь, к которой мы еще вернемся), заверил, что стремится подавать события объективно, чему доказательством является отдельная секция «18+» с видео расстрелов на Институтской.
Да, секция есть. Кроме видео, там еще фотографии жертв расстрелов, умело перемешанные с фотографиями раненых милиционеров. При этом ни единого пояснения - кто есть кто, при каких обстоятельствах ранен или убит - хотя комментариев в основной части «Вещественных доказательств», по преимуществу предвзятых или откровенно лживых, более чем достаточно. Как следствие, у зрителя может сложиться мнение, что гибнут не протестующие, а сплошь милиционеры - невинные жертвы повстанцев.
Впрочем, мы отвлеклись.
На следующий день, в пятницу, Хилер вновь приватно написал мне взволнованный пассаж о том, что на него только что напали прямо в галерее, разбрызгав перцевый газ, а также повредили несколько фотографий и разбросали националистические листовки.
Нельзя сказать, чтобы это происшествие наделало много шума, но, например, в секции блогов на сайте «Нью-Йорк Таймс» появилась заметка (
http://artsbeat.blogs.nytimes.com/2014/10/05/exhibit-on-ukraine-displays-signs-of-vandalism/?_php=true&_type=blogs&_php=true&_type=blogs&_r=1), излагающая точку зрения организатора. Оказывается, были раскиданы не просто листовки, а листовки с символикой (какое совпадение, однако) батальона «Азов».
При этом - опять-таки, со слов Хилера - полиция отказалась открывать дело, поскольку не обнаружила у него травм.
В то же время у меня есть сведения, что русская сотрудница, присматривавшая за выставкой и бывшая свидетелем инцидента, не стала вызывать полицию, потому что у нее проблемы с визой.
Теперь - вопросы:
1) Г-н Хилер утверждает, что у него есть разрешения всех авторов фотографий, использованных на выставке; почему же тогда не указано имя НИ ЕДИНОГО из них?
2) Почему в комментариях к фотографиям (повторяю то, что было в публикации от 1 октября) допущены заведомо лживые высказывания о неприменении «Беркутом» силы к демонстрантам и о неприменении водометов на морозе против протестующих?
3) Почему к секции, «18+», наиболее требовавшей комментирования, нет ни единого разъяснения?
4) Какова истинная причина того, что в полицию так и не было заявлено о правонарушении?
5) Если предположение о проблемах с визой у одной из сотрудниц правдиво, то известно ли организаторам, что они нарушают закон?
Добавлю еще кое-что - в качестве допущения, а не утверждения, чтобы бдительный Хилер, не дай бог, таки не бросился писать в Спортлото.
Итак, вполне можно себе представить, что троица особо идейных националистов собирает вскладчину деньги на билеты в Америку, делает себе визы - и все ради того, чтобы разыскать в огромном Нью-Йорке никому не известную фотовыставку и слегка потрепать ее вместе с организатором, по странному стечению обстоятельств оказавшимся под рукой. Убедительно звучит? Вообразить, чтобы это сделали представители местной украинской диаспоры, еще более сложно. Их-то и на мирный пикет лишний раз не вытащишь.
А вот версия о том, что по поручению, например, столь разносторонней организации, как ФСБ, группа наемных провокаторов, изображая националистов, нападает на экспозицию, и тем самым отвлекает внимание от вопросов об авторстве фотографий, о лживых комментариях и общей тенденциозности организаторов, превращая последних в жертв нацизма и защитников свободы слова и в тоже время повышает уровень присутствия бездарного вернисажа в информационном поле - выглядит намного более вероятной.
Тщательнее надо, тщательнее.
P. S. В англоязычном секторе интернета уже появилось журналистское расследование (источники финансирования, организаторы и т. д.) на предмет как выставки, так и самой галереи:
https://medium.com/@matbabiak/new-yorks-anti-ukrainian-art-gallery-and-the-far-right-russian-network-behind-it-442963556d24 P. P. S. Как оказалось, г-н Хилер - постоянный автор и частый гость путинской радиостанции «Голос России» (Stimme Russlands) в Германии. В свете этого все его претензии на объективность и детективные рассказы про бандеровских террористов начинают выглядеть чистейшим анекдотом.
Дмитрий Десятерик, «День», Нью-Йорк-Киев