УБОЖЕСТВО
То и дело приходится слышать, что Украина проигрывает (проиграла) России информационную войну, что путинская пропаганда на Западе слишком слышна и заметна. На днях в Нью-Йорке мне довелось увидеть, как эта победа выглядит на самом деле.
На прошлой неделе в галерее Art Beam («Арт-луч») открылась экспозиция под патетическим названием «Сирия, Украина… Что дальше?»
Рекламу выставки в городе найти сложно. За неделю видел только одну черно-белую афишу в метро, основа композиции - затасканная фотография двух ультраправых провокаторов на Банковой 1 декабря, в анонсе обещают «уникальные кадры, артефакты и видеосъемки из обеих стран». Art Beam -одна из десятков галерей в Челси - бывшем портовом районе, после реконструкции отданном под торговлю и искусство.
Далее речь пойдет об украинской части выставки: Сирия - все-таки совершенно другая история.
Первое впечатление: похоже, пытались произвести максимальное впечатление при минимальной затрате сил. Организаторы надергали из интернета чужие фотографии зимних событий в Киеве и в Украине, ни единым словом не обмолвившись об авторстве, распечатали в больших форматах и вывесили на белых выгородках, превратив галерею в довольно запутанный лабиринт. Объявленная уникальность артефактов - дурная шутка: под фотографией, изображающей применение коктейлей Молотова, стоит с десяток новехоньких бутылок, заткнутых тряпочками. Щит с надписью «Батя, я стараюсь» выглядит так, словно его вчера изготовили в мастерской за углом, а шины - явно из ближайшего автосервиса.
Но самое замечательное - не ворованные снимки, не самопальные декорации, а комментарии к фото. Кстати, баррикады Майдана показаны без людей. Также нет ни одного кадра, на котором милиция или «Беркут» кого-либо дубасят, хотя организаторы говорят, что они не принимают ни одну сторону.
Так вот подписи.
Залитый солнцем чистый и пустой Майдан - так, как он и выглядит сейчас - но табличка не оставляет выбора: «Киев, который когда-то был центром туризма в Украине, теперь заполнен мусором».
Дальше. Фото зимних (!) баррикад и подпись: «Много времени и денег понадобится, чтобы отстроить центр Киева».
«Огромная самодельная катапульта была использована, чтобы метать большие камни». Катапульта есть, люди возле нее есть, камней нет. Ни больших, ни маленьких.
Прямое вранье: ««Беркуту» было приказано не использовать водометы из-за холодной погоды; они все равно были разрушены» - до сих пор помню, как у меня хрустел капюшон от льда в январе и как стучали капли по баррикадам в ночь с 19 на 20 февраля.
«Повстанцы были очень хорошо оснащены и очень умело использовали свое оружие» - на фото толпа молодежи с палками, которые, наверно, действительно могут сойти за хорошее оснащение, но это пока не появляется милиция с ружьями, гранатами и водометами.
«Ленточки в поддержку ЕС продаются на каждом углу» - вот действительно, тяжкое преступление.
Иногда доходит до анекдота: «Люди защищают статую Ленина ночью и днем» - постамент Ленина в Харькове, российский и украинский флаги, икона (!) поверх коммунистического транспаранта и ни одной живой души.
Однако вершина - очередная безлюдная баррикада, подпись: «Лагерь на Майдане, покрытый колючей проволокой» - и никакой проволоки вообще, даже намеком.
При всем первоначальном решительном настрое, даже возмутиться как следует не получилось. Убого. Убого, и все.
Почему так вышло - недодали денег или деньги, выделенные на выставку, украли (что скорее всего) - не очень важно. Главное, что эта выставка, не отражая реальную историю событий в Украине, непрямым образом характеризует истинное положение вещей в том, что касается хваленой пропагандистской машины Путина. Выходя из Art Beam, думаешь, что при всех нефтемиллионах, проекты наподобие «Что дальше?» - это уровень нетрезвого районного лектора общества «Знание» в советское время. И что страна, производящая такой выставочный продукт - никакая не сверхдержава, а забитая, бездарная провинция.
Что не отменяет необходимости делать свои выставки, качественные и правдивые.
Дмитрий Десятерик, «День», Нью-Йорк-Киев