Как и большинство советских школьников я выписывал журнал "Пионер". И романы, рассказы писателя В.Крапивина, умершего сегодня, не могли пройти мимо моего внимания. Но мне он показались слишком наивными, хоть я тогда прекрасно понимал цель жизни этого великого детского писателя.
Я же зачитывался в юном возрасте другими произведениями. И из "самых-самых", которые помню до сих пор, до последней фразы,
которых люблю цитировать, знака препинания, которые перечитывал несколько десятков раз-книги Богумила Райнова (особенно
цикл про "Господина Никто").
И Эдуард Геворкян, "Правила игры без правил". Казалось бы, благополучный 1983г, в "теме" совсем другое видение будущего, который описал вышедший в 1984 х/ф "Гостья из будущего". Почему я каким то нюхом распознал в "Правилах" то будущее, которое нам уготовано!?
Сюжетная схема "Правил" проста:
если Чужие хотят сломать цивилизацию, они начинают с детей. Геворкян заочно поспорил с другим эпохальным текстом советской фантастики - романом Мирера «Дом скитальцев» (и составной его частью «Главный полдень»), - но спор явно получился и он выигран Эдуардом, как говорится, за явным преимуществом. У Мирера именно дети выступали в роли спасителей цивилизации от Чужих, - «невинные» дети с их «незамутнённым» детским сознанием и их детской «бескорыстностью». У Геворкяна дети - глина в руках Чужих, с которой те делают что хотят - при явном потворстве взрослых, которым на своих детей плевать. И если обществу плевать на то, что оно производит, - а главный продукт общества - именно дети, то это общество явно обречено.
Собственно, никаких глобальных последствий в рассказе не описано, т.к. подразумевается, что герой-одиночка (агент ФБР) убит. Но при этом он осознал то, что Система уже изменена, и на его стороне не будет никого, даже мафии-курии, которая для Чужих не противник."За ручку я взялся мокрый от пота, и не страх, нет, не страх терзал меня, а сознание своей ничтожности и никчемности. Оно раскаленным гвоздем сидело в мозгу - стоило мне много лет выбиваться и карабкаться, чтобы в такой момент оказаться разменной фигурой, меньше, чем пешка, меньше, чем самая поганая пешка в чужой игре"
Но именно программирование детского сознания Чужими и привело сначала к взрыву СССР, а сейчас, второй стадии гражданских войн, самых подлых.
И понимал ли это Крапивин?
Думаю да. Потому что он попытался воспитать других детей, чем вызвал нарекание, озлобление против себя комсомольской номенклатуры, которая и будет одним из главных выгодополучателей уничтожения СССР.
Все помнят то убожетсво, в которую превратили Хрущев и Брежнев пионерию. Был ли другой вариант развития подготовки подростков в патриотическом духе?
Разумеется.
И Крапивин постарался указать тот самый иной путь забронзовевшим чинушам. Которые будут равнодушно смотреть, как Горбачев, Ельцин и Путин демонтируют все, до последнего гвоздя и кирпича, за что бились, умирали, что строили, недоедая, наши предки.
В 1961 году Владислав Крапивин создал в Свердловске детский разновозрастный отряд «Каравелла», который в 1965 году получает статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер».
Поскольку детское движение в тот период в СССР было разрешено только в стенах общеобразовательной школы, то существование автономной детской организации воспринималось многими как угроза существующей системе. Было несколько попыток сверху прекратить деятельность отряда «Каравелла», но В. П. Крапивину удалось отстоять организацию. Позднее Крапивин вспоминал:
Меня невозможно было выгнать с работы - вот ведь с чем сталкивались тогдашние чиновники. Из писателей меня выгнать можно было только на съезде писателей или в крайнем случае на пленуме. А за что? Слава богу, там люди же были не все дураки. За то, что он работает с детьми и поссорился с местным домоуправлением? За это пленум писательский не выгонит из писателей. Лишить меня зарплаты было нельзя, так как я зарабатывал только книгами. Запретить отряд? Ну запретили отряд, ну, в крайнем случае, отобрали помещение. Но мне привыкать, что ли, было собирать по тридцать человек у себя в квартире? Ну как это запретишь? Ну и запрети. Милицию вызовешь? Он, паразит, возьмёт да репортаж об этом грохнет в «Комсомольскую правду».
Девизом «Каравеллы» стала клятва: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня» - также включённая в устав отряда (пункт № 5). В буднях отряда формировался образ нового романтического героя - смелого и бескорыстного, не приемлющего мещанскую мораль и обывательский образ жизни, выделяющегося среди своих сверстников обострённым чувством справедливости, спешащего туда, где труднее всего. Такой герой занял центральное место в творчестве писателя.
«Когда я писал „Мальчика со шпагой“, рядом со мной, вместе со мной, рос и работал отряд юных моряков, юнкоров и фехтовальщиков. Не будь этих ребят - не было бы и книги, и потому я посвящаю её матросам, барабанщикам, штурманам и капитанам отряда „Каравелла“