Продолжение,
предыдущая часть. Как о воззрении покойного отца откровенно писал в мемуарах его сын.
Кидается в глаза прямо-таки негодование к Ебелдосу, который посмел не взять на работу его, отважного "первопроходца, борца с коммунитстической Системой". Это единственные по настоящему "горячие" эмоции в данной главе. Остальное-холодный отчёт,как высокопоставленный член КПСС обманывал советский народ, пробрался к вершине власти,чтобы предать присягу, память погибших советских солдат и офицеров в 1991г.
И очень хочется знать-за что все-таки был арестован отец Арбатова, и почему Берия его скоропостижно выпустил из- под ареста. Напомню,что Кедровых он расстрелял обоих летом 1941 ,отца и сына, несмотря на оправдательный приговор советского суда.
...Если говорить о политических воззрениях, то в советские времена Георгий Аркадьевич не был диссидентом, хотя с уважением относился к мужеству тех, кто открыто бросал вызов системе. Но сам он был «человеком системы», и именно так называлась одна из самых известных его книг. Он стремился использовать сложившиеся правила игры, чтобы изнутри сделать эту систему лучше, чтобы реально, а не на словах повернуть ее к нуждам людей и цивилизованным нравственным и политическим нормам.
При этом с ходом времени взгляды отца претерпевали постепенную и болезненную трансформацию. Он начинал свою взрослую жизнь как искренне верящий коммунист (в партию вступил на фронте). Однако то, чему он еще раньше стал свидетелем как школьник в 1937-м и в другие страшные годы, арест и тюремное заключение его отца...все это посеяло в его душе первые глубокие сомнения в совместимости коммунистической идеологии и практики с человеческой моралью...Недаром Юрий Андропов, к которому он долго был очень близок, как-то сказал: «Юра Арбатов, конечно, коммунист, но все-таки не большевик».
...Тяжелый удар по философии Арбатова нанесло подавление «Пражской весны» 1968 г., а окончательно ее добило вторжение СССР в Афганистан десятилетие спустя. Коммунистические идеалы оказались фиговым листком для прикрытия подавления свободы в своей стране и империалистического управления подчиненными государствами, осуществления геополитической военной экспансии вовне.
...Под воздействием своего политического опыта и широких контактов, знаний об окружающем мире Георгий Аркадьевич сначала проникся идеологией еврокоммунизма, а потом стал стопроцентным социал-демократом. После ... 1991 г. он как убежденный социал-демократ перешел в жесткую оппозицию разрушительным реформам Бориса Ельцина. По поводу их огромных экономических и политических издержек он с сарказмом говорил: «До чего дожили - коммунисты говорят правду!»
...Так же тяжело отец переживал распад СССР, хотя не думал, что это была самая большая трагедия XX в...Но он считал, что если бы не путч 1991 г. и если бы вокруг Ельцина были другие люди, то децентрализацию унитарного государства и экономические реформы можно было бы провести гораздо более продуманно, поэтапно и с меньшими потерями для народа.
...Больше всего отец ненавидел ... маститых, так и молодых «перевертышей», которые при Горбачеве были сподвижниками «перестройки», «гласности» и «нового политического мышления». При Ельцине они стали суперлибералами и ударниками «великой стройки капитализма» по рецептам Запада (недостатки и пороки которого отец знал не понаслышке). А при Путине сделались воинствующими державниками и радетелями традиционных скреп (типа «самодержавие - православие -народность» заодно с крепостным правом). Георгий Аркадьевич никогда не понимал загадочной философии особого «евразийского пути» России, считая, что она подменяет географической картой для средней школы (Россия в центре Евразии и всего мира) понимание глубинных экономических, идеологических и военно-политических движущих сил мировой политики. По этому поводу он шутил: «Под заумными геополитическими теориями кроется простая суть: постсоветская номенклатура хочет жить, как в Европе, а управлять, как в Азии».
Когда президентом был выбран Владимир Путин, отец уже фактически отошел от дел, был почетным директором Института США и Канады и не принимал активного участия в политике, чего и здоровье не позволяло. Прямой контакт с высшим руководством произошел лишь однажды, когда в 2003 г. по случаю 80-летия ему был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Отец тогда шутил: «То ли мои заслуги третьей степени, то ли Отечество третьей степени?»
...
...Его отец, Аркадий Михайлович, воевал на Гражданской войне, потом работал на разных административных постах и в торгпредстве в Германии, в 1941 г. по статье «контрреволюционный саботаж» получил 8 лет тюрьмы, но через год был реабилитирован и вернулся к деятельности в народном хозяйстве. Умер внезапно от инфаркта в 53 года (в 1954 г.).