Одесса. Вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Штернберга.

Mar 29, 2015 16:54

Оригинал взят у m_a_d_m_a_x в Наследие. Одесса. Вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Штернберга.
Оригинал статьи взят с сайта dumskaya.net. Автор - Александр Гиманов.

Зажатая между Воронцовкой и Ближними Мельницами промышленная территория, на которой догнивают останки флагмана тяжелого краностроения Советского Союза, удалена от всех известных туристических маршрутов города.

Железнодорожные пути делят территорию "Январки" на две части



Вместе с тем, Главные железнодорожные мастерские, которые располагались здесь с середины XIX века, являются неотъемлемой и важной частью истории становления Одессы как промышленного центра.

Место обрушения старых корпусов. Стены уже демонтированы


Недавний инцидент с обрушением дореволюционного здания на железнодорожное полотно, результатом которого стало распоряжение о сносе исторических объектов, может привести к окончательной утрате настоящего памятника.



На фоне этого комплекса меркнет меркнет даже такая архитектурная жемчужина, как Красная мельница Вайнштейнов.

В результате пожара 2011 года корпуса мастерских были практически уничтожены


Речь идет о вагоноремонтных мастерских барона Унгерна-Штернберга.



Карл Карлович Унгерн-Штернберг - представитель древнего шведского рода, ведущего свою родословную едва ли не от Аттилы. Он являлся камергером императорского двора.



Именно ему была поручена роль строителя первой железнодорожной ветки в диких степях Херсонской губернии - от Одессы до Паркан. Позже барон строил другие ветки: Кишиневскую, Балто-Елисаветградскую, связал Одессу с Кременчугом, а потом и с Харьковом, построил первый мост через Днестр в Бендерах.



Одесситам же он подарил мост на Молдаванке, прозванный «Бароновским», но впоследствии ставший Горбатым.
Торжественная закладка Одесско-Парканской железной дороги состоялось 4 мая 1863 года, а длина первого участка, соединившего Одессу с Балтой, составила 222 с половиной версты.



Летом того же года неподалеку от Конной площади были возведены вагоноремонтные корпуса и здание первого одесского вокзала (сейчас станция «Одесса-Товарная»).



В конце 19-го века вокзал и его расположение перестали устраивать пассажиров, и с разрешения императора новое здание построили ближе к центру города.



Сейчас же, согласно новому Генплану, главный вокзал собираются опять перенести в район Застав.



Архитектором вагоноремонтных корпусов стал Аркадий Дмитриевич Тодоров, чей талант зодчего максимально раскрылся в строительстве общественных и промышленных зданий. Корпуса Нового рынка, Алексеевская церковь, скотобойни на Пересыпи и многие другие одесские здания украшают наш город благодаря Тодорову.



В 1930 году Главные железнодорожные мастерские были реорганизованы в краностроительный завод им. Январского восстания.

Железные части понемногу распиливают на металлолом


Тут был сконструирован и изготовлен первый паровой шеститонный кран на железнодорожном ходу «Январец-1», а в годы Великой Отечественной войны выпускали легендарный танк «На испуг».



В советские времена завод создавал и поставлял краны в 47 стран мира.

Ажурные винтовые лестницы уцелели


Ежемесячно он выдавал на-гора не менее семи десятков тяжелых подъемных механизмов.



В годы независимости предприятие подверглось рейдерской атаке, и сегодня почти не функционирует.



Любопытна судьба краяновского памятника Ленину, встречавшего и провожавшего рабочую смену «Январки».
Скульптуру «спас» владелец американского ресторана Goff's Hamburgers Харви Гофу, выкупив ее за 500 долларов и украсив статуей вход в свой общепит в Далласе. На постаменте он выбил слова «America’s Won».



Но вернемся к «Краяну» Новые заводские цеха «незаметно» для Фонда госимущества превратились в склады одного известного владельца сети продуктовых магазинов.





И им еще повезло. Старые корпуса, находящиеся севернее железнодорожной ветки, распиливают на металлолом.





15 октября 2011 самые старые цеха завода запылали. Пять пожарных расчетов несколько часов тушили памятник архитектуры и самоотверженно вынесли из-под обваливающейся и пылающей крыши десять баллонов с кислородом, которые использовались для резки металлических конструкций.







В середине марта этого года стена одного из дореволюционных корпусов рухнула на железнодорожное полотно, заблокировав движение на оживленном участке и повредив электропоезд «Интерсити».









Сумма материального ущерба, понесенного ОЖД, составила более 200 тысяч гривен. Что потеряет в итоге Одесса - можно только догадываться.







Апокалипсис Январского восстания




Мимо бетонных остовов, которые могут рухнуть в любой момент, проносятся пассажирские поезда












Автор - Александр Гиманов.

ну и на последок, несколько своих фотографий:



переросток - https://dl.dropboxusercontent.com/u/9443035/Public_photos/Odessa_july/IMG_1968_1977.jpg



переросток - https://dl.dropboxusercontent.com/u/9443035/Public_photos/Odessa_july/1_6_copy.jpg

разрушение, культурного наследия, Украина, Одесса, промышленная архитектура, XIX век

Previous post Next post
Up