Оригинал взят у
m_a_d_m_a_x в
Наследие. Одесса. Вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Штернберга.Оригинал статьи взят с сайта
dumskaya.net. Автор - Александр Гиманов.
Зажатая между Воронцовкой и Ближними Мельницами промышленная территория, на которой догнивают останки флагмана тяжелого краностроения Советского Союза, удалена от всех известных туристических маршрутов города.
Железнодорожные пути делят территорию "Январки" на две части
Вместе с тем, Главные железнодорожные мастерские, которые располагались здесь с середины XIX века, являются неотъемлемой и важной частью истории становления Одессы как промышленного центра.
Место обрушения старых корпусов. Стены уже демонтированы
Недавний инцидент с обрушением дореволюционного здания на железнодорожное полотно, результатом которого стало распоряжение о сносе исторических объектов, может привести к окончательной утрате настоящего памятника.
На фоне этого комплекса меркнет меркнет даже такая архитектурная жемчужина, как
Красная мельница Вайнштейнов.
В результате пожара 2011 года корпуса мастерских были практически уничтожены
Речь идет о вагоноремонтных мастерских барона Унгерна-Штернберга.
Карл Карлович Унгерн-Штернберг - представитель древнего шведского рода, ведущего свою родословную едва ли не от Аттилы. Он являлся камергером императорского двора.
Именно ему была поручена роль строителя первой железнодорожной ветки в диких степях Херсонской губернии - от Одессы до Паркан. Позже барон строил другие ветки: Кишиневскую, Балто-Елисаветградскую, связал Одессу с Кременчугом, а потом и с Харьковом, построил первый мост через Днестр в Бендерах.
Одесситам же он подарил мост на Молдаванке, прозванный «Бароновским», но впоследствии ставший Горбатым.
Торжественная закладка Одесско-Парканской железной дороги состоялось 4 мая 1863 года, а длина первого участка, соединившего Одессу с Балтой, составила 222 с половиной версты.
Летом того же года неподалеку от Конной площади были возведены вагоноремонтные корпуса и здание первого одесского вокзала (сейчас станция «Одесса-Товарная»).
В конце 19-го века вокзал и его расположение перестали устраивать пассажиров, и с разрешения императора новое здание построили ближе к центру города.
Сейчас же, согласно новому Генплану, главный вокзал собираются опять перенести в район Застав.
Архитектором вагоноремонтных корпусов стал Аркадий Дмитриевич Тодоров, чей талант зодчего максимально раскрылся в строительстве общественных и промышленных зданий. Корпуса Нового рынка, Алексеевская церковь, скотобойни на Пересыпи и многие другие одесские здания украшают наш город благодаря Тодорову.
В 1930 году Главные железнодорожные мастерские были реорганизованы в краностроительный завод им. Январского восстания.
Железные части понемногу распиливают на металлолом
Тут был сконструирован и изготовлен первый паровой шеститонный кран на железнодорожном ходу «Январец-1», а в годы Великой Отечественной войны выпускали легендарный танк «На испуг».
В советские времена завод создавал и поставлял краны в 47 стран мира.
Ажурные винтовые лестницы уцелели
Ежемесячно он выдавал на-гора не менее семи десятков тяжелых подъемных механизмов.
В годы независимости предприятие подверглось рейдерской атаке, и сегодня почти не функционирует.
Любопытна судьба краяновского памятника Ленину, встречавшего и провожавшего рабочую смену «Январки».
Скульптуру «спас» владелец американского ресторана Goff's Hamburgers Харви Гофу, выкупив ее за 500 долларов и украсив статуей вход в свой общепит в Далласе. На постаменте он выбил слова «America’s Won».
Но вернемся к «Краяну» Новые заводские цеха «незаметно» для Фонда госимущества превратились в склады одного известного владельца сети продуктовых магазинов.
И им еще повезло. Старые корпуса, находящиеся севернее железнодорожной ветки, распиливают на металлолом.
15 октября 2011 самые старые цеха завода запылали. Пять пожарных расчетов несколько часов тушили памятник архитектуры и самоотверженно вынесли из-под обваливающейся и пылающей крыши десять баллонов с кислородом, которые использовались для резки металлических конструкций.
В середине марта этого года стена одного из дореволюционных корпусов рухнула на железнодорожное полотно, заблокировав движение на оживленном участке и повредив электропоезд «Интерсити».
Сумма материального ущерба, понесенного ОЖД, составила более 200 тысяч гривен. Что потеряет в итоге Одесса - можно только догадываться.
Апокалипсис Январского восстания
Мимо бетонных остовов, которые могут рухнуть в любой момент, проносятся пассажирские поезда
Автор - Александр Гиманов.
ну и на последок, несколько своих фотографий:
переросток -
https://dl.dropboxusercontent.com/u/9443035/Public_photos/Odessa_july/IMG_1968_1977.jpg переросток -
https://dl.dropboxusercontent.com/u/9443035/Public_photos/Odessa_july/1_6_copy.jpg