Так мне сказал про, увы, уже покойного бывшего командующего Черноморским флотом Эдуарда Дмитриевича Балтина в ответ на поздравление с Новым годом знакомый капраз. Угрюмо так сказал...
И мне сразу стало стыдно, что я про Балтина мало в своём ЖЖ писал. Хотя, почему мало? Вот гиперссылки на посты, где этот без преувеличения матёрый человечище поминался:
1.
"Если что, пиши, что я спятил!.." или военно-морская сказка №4. Часть раз.2.
"Если что, пиши, что я спятил!.." или военно-морская сказка №4. Часть два.3.
"Если что, пиши, что я спятил!.." или военно-морская сказка №4. Часть три. 4.
"При внешнем могучем облике, корабли НАТО в Черном море не представляют собой боеспособную группировку. В случае необходимости достаточно одного ракетного крейсера "Москва" и двух-трех ракетных катеров Черноморского флота для того, чтобы одним залпом ее уничтожить. Через 20 минут море будет чистым..." (с) 5.
"...Одно из последних воспоминаний Эдуарда Дмитриевича:
«Мне все это противно вспоминать, говорит адмирал. Но руководство России, Министерство обороны, Главкомат ВМФ нас просто бросили там… Если из Киева чуть ли не каждый день мне поступали какие-то распоряжения, депеши, то из Москвы часто за несколько месяцев ни одного звонка. Даже продовольствие перестали поставлять. Денег не платили людям по несколько месяцев. А ты сиди - сохраняй для России флот, заботься о кораблях, об офицерах, их семьях, - только это в собственной стране никому не нужно. Когда задолженность по зарплате достигла трех месяцев, я позвонил министру и говорю: «Не пришлете денег, вынужден буду отправить отряд кораблей в Стамбул, слегка пограбить там. Я служил в разведке, и город знаю, как свои пять пальцев. Все его базары, в том числе и Большой крытый. Для меня это - раз плюнуть. Турки даже почесаться не успеют»… (с) К уже написанному добавлю ещё один характерный для Балтина случай.
1998-й. Труднейшее для ЧФ время. Продолжающиеся тёрки с Киевом из-за Севастополя. Предельно кастрированное Кремлём финансирование, застопорившее учёбу л/с и ремонт кораблей... Но Балтин и тут выворачивался как мог!
После распада СССР и расформирования легендарной 5-ой оперативной эскадры, крайне эпизодически попадавшиеся в Средиземном море отечественные боевые корабли смотрелись столь же печально, как одинокая клизма в заднице. О боевой же подготовке на просторах Медитериан Си речи вообще не шло...
А дальше дело было так.
Если кто не в курсе, то Москва является городом-побратимом французского города Канн. Да-да, того самого, что на Лазурном берегу.
И вот в конце октября 1998-го в Канне проводился аукцион недвижимости двух городов-побратимов, и для торжеств туда была направлена делегация Москвы. Первоначально планировалось всю делегацию катапультировать на Лазурный берег привычным транспортом - самолётами, но... Но тут как тот заебись, который, как явствует из наших сказок, появляется "а" - вдруг и "б" - откуда не возьмись, нарисовался Эдуард Балтин. И предложил мэру Лужкову совершенно неожиданный бартер. Командование Черноморского флота предоставляет столичным бизнесменам в качестве представительского лимузина цельный боевой корабль (и пусть французские барыги от зависти обсыплются!!!), а Москва в ответ проплачивает данному кораблю ГСМ и провизию.
Лужков подобрал нижнюю челюсть и согласился.
Итог: в ноябре секретари-референты, советники и любовницы членов делегации вылетели в Канны чартерным авиарейсом, а вот пятёрка боссов во главе с замом мэра Москвы Олегом Толкачёвым отправилась в Средиземное море на борту...
большого противолодочного корабля "Керчь"!
Расходы на топливо оплатил московский "Русский банк развития", исполнительный директор которого Сергей Михеев тоже шёл на "арендованном мосгордумой" БПК. На корабле, как положено, отправили для увеселения гостей артистов - человек 80 из состава ансамбля штаба Черноморского флота. Казалось бы - ещё одно блядство, на которые столь богаты были наши 90-е...
А вот куй вам в рыло.
Командующий походом - заместитель Балтина по вооружению и эксплуатации вооружения контр-адмирал А.Ковшарь (под чьим флагом шёл БПК) получил лично от командующего Черноморским флотом следующее распоряжение: "...Выйти в море и стрелять всю дорогу направо и налево, сразу от боновых ворот! Прикомандируйте туда подготовленных людей!.."
Столичных бизнесшишек свозили не только в Канн, но и в итальянскую Мессину. А попутно всю дорогу лупили в учебных целях так, что с артстволов отлетала краска, а в отсеках не успевали менять лопнувшие плафоны освещения. Согласно отчёту того же Ковшаря за время перехода морем были выполнены 11 артиллерийских стрельб и 8 ракетных пусков + проверены все каналы ракетных комплексов.
Даже московских бонз охватил этот общекорабельный зуд понажимать на какие-нибудь курки и гашетки, раз уж выбрались дальше Инкерманских створов...
И им, бонзам, предоставили такую возможность. Как говорится "любой каприз за ваши деньги!"
Граждане Толкачёв и Михеев сперва вволю напулялись из сшестирённой 30-мм АК-630, а вечером вместе с офицерами корабля в кают-компании дружно под гитару наорались на мотив "Прощания славянки" полузабытого гимна 5-й ОПЭСК:
...Пусть знает Шестой флот,
Придёт его черёд!
Мы по приказу
Ударим сразу -
Он от возмездья не уйдёт!
Пусть помнит Чесму -
Ему известно,
Как там пылал турецкий флот...
Обескураженные необузданной сверхактивностью "Керчи", натовские корабли спешно уступали дорогу нашему БПК. Хотя скорее их фраппировал красный флаг, что как прибитый почти постоянно болтался над "Керчью" в открытом море. Да-да, тот самый красный флаг Bravo, который согласно международному своду сигналов равноценен воплю "Keep out!" - "Держись подальше!" Этим "Керчь" честно предупреждала встречных и поперечных: "Атас! Ща опять бабахну."
И бабахала!..
Вот так при Балтине смачно и сходил не без пользы для себя черноморский БПК до Канна и обратно. ;)
Знаю, что повторяюсь, не не могу не написать этого ещё раз...
...Да. К Балтину можно относиться по-разному. Среди моих знакомых есть те, кто заявляет: "Балтин продал флот!" Но есть и те, кто гордится, что довелось служить под началом этого человека. Одного у Балтина не отнять - не в пример другим он показал себя смелым и решительным командиром. Легендарным матершинником и колоритнейшей личностью... Без таких людей флота нет.
Так что Вечная Вам память, товарищ Адмирал.