Южный речной вокзал, 2023 год
Большинство круизов по Московско-Окскому водному пути начинается от Южного речного вокзала (ЮРВ). Через час после отхода от речного вокзала теплоход, обогнув
Нагатинский полуостров, заходит в шлюз №10 - первый из четырех шлюзов на пути к Оке. Движение судов от Нагатинской поймы вниз по Москве реке осуществляется в течении всей навигации, с конца апреля и по середину ноября.
Наиболее интересные сооружения на Москве-реке - гидроузлы.
Первый от Перервинского - Бесединский гидроузел им.Трудкоммуны, расположенный в центре треугольника - с юго-запада село Беседы, с севера село Алексеевское, с северо-востока город Дзержинский Московская области.
Путь от шлюза №10 Перервинского гидроузла до Бесединского гидроузла теплоход проходит примерно за 2 часа.
Теплоход вышел из шлюза Бесединского гидроузла. Вдали - дома на юго-востоке Москвы (Марьино, Люблино).
Видео (4' 24'') выхода теплохода из шлюзовой камеры на нижний бьеф Бесединского гидроузла:
Рядом со шлюзом Бесединского гидроузла расположена водосливная плотина, перегораживающая русло Москвы-реки.
Плотина Бесединского гидроузла.
Побережье Москвы-реки ниже и выше Перервинского гидроузла резко отличается. В Нагатино и выше по течению высотная застройка вплотную подходит к берегам реки, одетым в бетон и гранит. Ниже по течению с борта теплохода на заросших низких берегах застройка практически не видна. Основная причина этого - половодье. В климатических условиях Русской равнины весной водность, вызываемая снеготаянием, наибольшая, что вызывает высокий и длительный подъем уровня воды в реках. Помимо этого в этих краях часты паводки, которые характеризуются интенсивным и обычно кратковременным увеличением уровня воды в реках, вызываемым дождями или снеготаянием во время оттепелей.
Предотвращение половодий и паводков в центре Москве осуществляется путем регулирования накачки воды по Каналу имени Москвы (КИМ), который на значительном протяжении не самотечный, а «энергетический». Вода в КИМ закачивается из расположенного на Волге Иваньковского водохранилища по северному склону Клинско-Дмитровской гряды на высоту 38 м насосами по пяти ступеням-водохранилищам, на концах которых размещены шлюзы. После этого вода идет самотеком в Москву-реку, проходя несколько водохранилищ. Помимо этого водность Москвы-реки регулируется шлюзами КИМ на самой Москве-реке.
Обеспечение постоянного уровня в Москве-реке в центре Москвы с неизбежностью влечет за собой значительные половодья и паводки выше и ниже этого района, что делает строительство в прибрежных участках вне центра Москвы рискованным.
Помимо этого фактора сказывается и то, что сам по себе обзор берегов с уровня реки весьма ограничен - хорошо видны лишь строения, расположенные на возвышенностях и не скрытые от глаз прибрежной растительностью. Эта особенность речных круизов дает возможность отдохнуть горожанам от надоевшей им сутолоки и шума, от суеты городов и потоков машин. Поэтому круизный лайнер превращается в своеобразный
Эрмитаж (l'ermitage - место уединения)
Стоянка маломерных судов
Баржа у берега в промзоне Дзержинского
Вид с Москвы-реки на Спасо-Преображенский собор и колокольню в Николо-Угрешском монастыре (г.Дзержинский).
Гидроузел Софьино (ранее - Софьинский) расположен рядом с селом Софьино Раменского района, между городами Жуковский и Бронницы.
Стоянка самолетов в Международном аэропорту Жуковский (ZIA)
Москва-река в районе Софьино.
Верхний бьеф шлюза Софьинои
Нижний бьеф гидроузла Софьино
Видео (ок 1 мин) подъёма нижнего запора шлюза гидроузла Софьино перед заполнением водой шлюзовой камеры:
Видео (ок 6-ти мин) - заполнение водой шлюзовой камеры и выход теплохода на верхний бьеф гидроузла:
Церковь Иконы Божией Матери и колокольня на подворье Покровского женского монастыря в поселке Марково (южнее гидроузла Софьино).
Берега Москвы-реки от гидроузла Софьино становятся несколько круче. Вероятно поэтому в этих местах вероятность паводков и половодий меньше - и больше дачных и коттеджных поселков по берегам.
Коттеджный поселок на берегу Москвы-реки.
В этом коттеджном поселке вдоль берега проходит общедоступная улица.
Весьма престижные 2-х и 3-х этажные коттеджи с эллингами иногда строятся на самом берегу, делая подход к реке недоступным для обывателей.
Гидроузел Фаустово (ранее - Фаустовский) расположен между городами Бронницы и Воскресенск, на территории природной экологической зоны «Фаустовская пойма». В состав гидроузла входит водосливная плотина и судоходный шлюз. Движение судов через плотину осуществляется только во время весеннего половодья, а через шлюз - в течении всей навигации.
На обратном пути к ЮРВ после выхода из шлюза Фаустовского гидроузла сильный боковой ветер прибил теплоход к стенке нижнего бьефа.
Теплоход прибит ветром к стенке нижнего бьефа после выхода из шлюза Фаустовского гидроузла.
Видео (ок 1 мин) - из-за сильного ветра самостоятельно теплоход выйти на фарватер не смог; при движении теплохода вдоль стенки брёвна защищающие борт теплохода (кранцы) ломало как спички:
Вывести теплоход на фарватер помог мощный речной буксир.
Видео (ок 2 мин) - буксир «Путивль» выводит теплоход «Бородино» на фарватер:
Непогода задержала круизный рейс более чем на два часа...
Москва-река впадает в Оку у старинного русского города Коломна (основан в 1140-1160-х годах). В настоящее время это крупный промышленный центр, транспортный узел и речной порт на Оке. В городе находится множество архитектурных достопримечательностей, среди которых особое место занимает Коломенский кремль. Проходящие через Коломну круизные теплоходы иногда в ней останавливаются. Помимо этого в Коломну есть 3-дневный круиз из Москвы, а также возможность заказа в Коломну речных рейсов небольших теплоходов.