По Москве-реке от Нагатино до Оки

Jan 11, 2024 13:31





Южный речной вокзал, 2023 год

Большинство круизов по Московско-Окскому водному пути начинается от Южного речного вокзала (ЮРВ). Через час после отхода от речного вокзала теплоход, обогнув Нагатинский полуостров, заходит в шлюз №10 - первый из четырех шлюзов на пути к Оке. Движение судов от Нагатинской  поймы вниз по Москве реке осуществляется в течении всей навигации, с конца апреля и по середину ноября.



Наиболее интересные сооружения на Москве-реке - гидроузлы.

Первый от Перервинского -  Бесединский гидроузел им.Трудкоммуны,  расположенный в центре треугольника - с юго-запада село Беседы, с севера село Алексеевское, с северо-востока город Дзержинский Московская области.

Путь от шлюза №10 Перервинского гидроузла до Бесединского гидроузла  теплоход проходит примерно за 2 часа.



Теплоход вышел из шлюза Бесединского гидроузла. Вдали - дома на юго-востоке Москвы (Марьино, Люблино).

Видео (4' 24'') выхода теплохода из шлюзовой камеры на нижний бьеф Бесединского гидроузла:

Рядом со шлюзом Бесединского гидроузла расположена водосливная плотина, перегораживающая русло Москвы-реки.



Плотина Бесединского гидроузла.

Побережье Москвы-реки ниже и выше Перервинского гидроузла резко отличается. В Нагатино и выше по течению высотная застройка вплотную подходит к берегам реки, одетым в бетон и гранит. Ниже по течению с борта теплохода на заросших низких берегах застройка практически не видна. Основная причина этого - половодье. В климатических условиях Русской равнины весной водность, вызываемая снеготаянием, наибольшая, что вызывает высокий и длительный подъем уровня воды в реках. Помимо этого в этих краях часты паводки, которые характеризуются интенсивным и обычно кратковременным увеличением уровня  воды в реках, вызываемым дождями или снеготаянием во время оттепелей.

Предотвращение половодий и паводков в центре Москве осуществляется путем регулирования накачки воды по Каналу имени Москвы (КИМ), который на значительном протяжении не самотечный, а «энергетический». Вода в КИМ закачивается из расположенного на Волге Иваньковского водохранилища по северному склону Клинско-Дмитровской гряды на высоту 38 м насосами по пяти ступеням-водохранилищам, на концах которых размещены шлюзы. После этого вода идет самотеком в Москву-реку, проходя несколько водохранилищ. Помимо этого водность Москвы-реки регулируется шлюзами КИМ на самой Москве-реке.

Обеспечение постоянного уровня в Москве-реке в центре Москвы с неизбежностью влечет за собой значительные половодья и паводки выше и ниже этого района, что делает строительство в прибрежных участках вне центра Москвы рискованным.

Помимо этого фактора сказывается и то, что сам по себе обзор берегов с уровня реки весьма ограничен - хорошо видны лишь строения, расположенные на возвышенностях и не скрытые от глаз прибрежной растительностью. Эта особенность речных круизов дает возможность отдохнуть горожанам от надоевшей им сутолоки и шума, от суеты городов и потоков машин. Поэтому круизный лайнер превращается в своеобразный Эрмитаж (l'ermitage - место уединения)



Стоянка маломерных судов



Баржа у берега в промзоне Дзержинского



Вид с Москвы-реки на Спасо-Преображенский собор и колокольню в Николо-Угрешском монастыре (г.Дзержинский).

Гидроузел Софьино (ранее - Софьинский) расположен рядом с селом Софьино Раменского района, между городами Жуковский и Бронницы.



Стоянка самолетов в Международном аэропорту Жуковский (ZIA)



Москва-река в районе Софьино.



Верхний бьеф шлюза Софьинои



Нижний бьеф гидроузла Софьино

Видео (ок 1 мин) подъёма нижнего запора шлюза гидроузла Софьино перед заполнением водой шлюзовой камеры:

Видео (ок 6-ти мин)  - заполнение водой шлюзовой камеры и выход теплохода на верхний бьеф гидроузла:



Церковь Иконы Божией Матери и колокольня на подворье Покровского женского монастыря в поселке Марково (южнее гидроузла Софьино).

Берега Москвы-реки от гидроузла Софьино становятся несколько круче. Вероятно поэтому в этих местах вероятность паводков и половодий меньше - и больше дачных и коттеджных  поселков по берегам.



Коттеджный поселок на берегу Москвы-реки.



В этом коттеджном поселке вдоль берега проходит общедоступная улица.



Весьма престижные 2-х и 3-х этажные коттеджи с эллингами иногда строятся на самом берегу, делая подход к реке недоступным для обывателей.

Гидроузел Фаустово (ранее - Фаустовский) расположен  между городами Бронницы и Воскресенск, на территории природной экологической зоны «Фаустовская пойма». В состав гидроузла входит водосливная плотина и судоходный шлюз. Движение судов через плотину осуществляется только во время весеннего половодья, а через шлюз - в течении всей навигации.

На обратном пути к ЮРВ после выхода из шлюза Фаустовского гидроузла сильный боковой ветер прибил теплоход к стенке нижнего бьефа.



Теплоход прибит ветром к стенке нижнего бьефа после выхода из шлюза Фаустовского гидроузла.

Видео (ок 1 мин) - из-за сильного ветра самостоятельно теплоход выйти на фарватер не смог; при движении теплохода вдоль стенки брёвна защищающие борт теплохода (кранцы) ломало как спички:

Вывести теплоход на фарватер помог мощный речной буксир.

Видео (ок 2 мин) - буксир «Путивль» выводит теплоход «Бородино» на фарватер:

Непогода задержала круизный рейс более чем на два часа...

Москва-река впадает в Оку у старинного русского города Коломна (основан в 1140-1160-х годах). В настоящее время это крупный промышленный центр, транспортный узел и речной порт на Оке. В городе находится множество архитектурных достопримечательностей, среди которых особое место занимает Коломенский кремль.  Проходящие через Коломну круизные теплоходы иногда в ней останавливаются. Помимо этого в Коломну есть 3-дневный круиз из Москвы, а также возможность заказа в Коломну речных рейсов небольших теплоходов.

речные шлюзы, лытдыбр, Москва-река, Канал имени Москвы, архитектура, речной круиз, история, транспорт, Москва

Previous post Next post
Up