Страсти по томосу: история

Dec 08, 2018 22:11


                                   «Воздатите кесарева кесареви и божия богови»

Томос - указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. Например путём издания томоса некоторой части «материнской» (кириархальной) церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, со словами «Божьей милостью» и прочее.



Собор Святой Софии - Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей.

Православие - одно из направлений христианства сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Поэтому в православном мiре  Константинопольский патриарх почитается как первый среди равных. Первым из римских пап признал константинопольского епископа среди главных (вторым после Рима) был папа Григорий Великий (590 год).  Столицей Византийской (Восточно-Римской) империи Константинополь был лишь в 395-1204 гг  и 1261-1453 гг. После взятия во время так называемого IV крестового похода, участники которого оскверняли христианские святыни, убивали, насиловали и грабили православное население, Константинополь с 1204 года по 1261 год был столицей Латинской империи крестоносцев (католиков), в 1453-1922 гг был столицей Османской империи, а с 1923 года - Турецкой республики. С 28 марта 1930 года Константинополь называется  Стамбулом. Религия в Турции законодательно отделена от государства и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны, при этом подавляющее большинство населения Турции исповедует ислам суннитского толка. Одна из святынь православия - Софийский собор - в 1453 году был обращен в мечеть. В настоящее время на территории Турции имеет 5 епархий, при этом православных верующих в Турции всего примерно 2-3 тысяч человек. Таким образом сложилась весьма неординарная ситуация - Константинопольский патриарх фактически патриарх Стамбульский с весьма незначительной собственной паствой, против которой в исламской Турции ведется жесткая психологическая война. Несмотря на критическое снижение в самой Турции влияния Константинопольского (точнее, Стамбульского) патриархата, его церковная юрисдикция простирается далеко за границы турецкого государства и охватывает весьма значительные церковные области -  всего 234 зарубежные епархии. При этом важно, что Константинопольский патриархат заявляет о канонической принадлежности ему всей православной диаспоры, то есть лиц православного вероисповедания, проживающих за пределами юрисдикции поместных православных церквей. Подобные притязания не признаются негреческими поместными православными церквами и служат камнем преткновения и предметом пререканий во взаимоотношениях с Московским патриархатом.

Русская православная церковь самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире и самая крупная и влиятельная религиозная организация в России. Русская православная церковь связывает своё возникновение с Крещением Руси (988 год), когда Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг поставил Михаила митрополитом на новосозданную Киевскую и всея Руси митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич. Стоит подчеркнуть, что Церковь Христова на Руси появилась гораздо раньше и господствующее положение среди остальных религиозных культов завоевывала постепенно на протяжении столетий, причем Слово Спасителя проникало на Русь не только с юга, но и с запада и с севера.

В 1240 году Киев был разрушен монголами. Восточнославянские княжества вошли в состав государства монголов, потому удельные князья и киевские митрополиты, облаченные властью в Константинополе, вынуждены были ехать вначале в Орду и получать ярлык. В 1299 году киевский митрополит  Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме; в конце 1325 года основным местом пребывания Киевских и всея Руси митрополитов стала Москва. Важно отметить, что распространенный термин «Киевская Русь» с историческими фактами никак не связан. Такого государственного или квазигосударственного образования никогда не было. Этот бессмысленный термин возник по ассоциации с названием каноническим территории Русской православной церкви, данным Константинопольским патриархом. На Русской равнине Православная церковь существовала на территории различных государств, причем место резиденции киевских митрополитов неоднократно менялось, причем за тысячелетнюю историю официального русского православия Киевские и всея Руси митрополиты  собственно в Киеве пребывали всего около трех столетий.



Исидор Киевский (1380/1390? - 1463) - митрополит Киевский и всея Руси ( 1436 - 1458), папский легат для Польши, Литвы и Ливонии, гуманист, богослов, участник Ферраро-Флорентийского собора, активный сторонник унии с Римской католической церковью.

В середине XI века произошел полный разрыв между Восточной и Западной церковью произошёл раскол, который усилился после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. С целью объединения христиан в  1438-1445 гг под руководством папы Римского был проведен Флорентийский (Ферраро-Флорентийский ) собор христианских церквей, в Католической церкви считается XVII Вселенским собором, а Православными церквями решения Собора отвергаются. На Флорентийском соборе Ромейский император и византийское духовенство надеялись получить от Запада военную поддержку против турок. Ценой такой поддержки было согласие на заключённую в 1439 году унию. Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, но сохраняло право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду.  В 1436 году  патриархом Иосифом II был рукоположен в епископский сан и поставлен на Киевский престол Исидор, сторонник унии с Католической церковью.



Великий князь Василий II Темный

В Москве Исидор был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Тёмным, как поставленный против его воли: великий  князь выбрал кандидатом в митрополиты епископа Рязанского и Муромского Иону (Одноуха), который  после смерти митрополита Фотия (1431 г.) фактически возглавлял Русскую православную церковь, став на этом посту первым этническим русским, причем не из духовенства, купечества  или феодалов, а из потомственных крестьян.  В XV-XVI веках  главным соперником Великого княжества Московского в борьбе за господство на восточнославянских землях и в целом в Восточной Европе было Великое княжество Литовское, в состав которого входила значительная часть  земель с русским православным населением (например смоленские земли), а государственным языком долгое время  был русский. Междоусобная борьба за великокняжеский престол не позволили святителю Ионе выехать в Константинополь к патриарху Иосифу II для посвящения. Воспользовавшись сложившейся ситуацией литовский князь Свидригайло в 1433 года послал епископа Смоленского Герасима в Константинополь для посвящения его в митрополита Киевского и всея Руси. Однако в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, митрополит Киевский и всея Руси Герасим был умерщвлён. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона, но прибыв туда узнал, что патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию Исидора.



Великий князь литовский Свидригайло (1370 - 1452)

Митрополит Исидор сумел убедить великого князя Василий II в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви. Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты выехал из Москвы на Собор в Западную Европу. Митрополит Исидор был одним из главных участников Флорентийском собора и сторонников унии. За заслуги в деле унии папой Евгением IV митрополит Киевский и всея Руси Исидор был возведён в сан кардинала Римской Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).

Митрополит киевский Исидор весной 1441 года прибыл из Флоренции в Москву. В город он вступил решительно, с преднесением католического креста. На первой же литургии им возносилось имя папы Евгения и было зачитано решение Флорентийского собора. Исидор также передал Василию II послание папы Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Церквей. Князь Василий II предательства веры не оценил: через три дня Исидора взяли под стражу по указу великого князя и заключили в Чудов монастырь. Митрополит, кардинал и папский легат для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Галиции (православной в то время) был осуждён на соборе русского духовенства. Однако Исидор отказался от покаяния и отречения от унии.

Просидев в Чудовом монастыре весну и лето 1441 года, Исидор в сентябре  бежал. Его не преследовали и дали возможность исчезнуть из России. Уния, для достижения которой Исидор приложил столь много усилий, оказалась малорезультативной не только на Руси. Простой народ и духовенство не приняли её. В самой Византии сторонниками унии остался только двор императора и назначенный им Патриарх, да и то лишь исключительно по политическим мотивам.  Исидор был последним каноническим митрополитом Киевским и всея Руси. В 1458 году он отказался от этого титула в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси.



Предстоятель Русской правослпвной церкви Иона Московский (1390-1461)

Без одобрения Константинопольского патриарха (без томоса на учреждение патриархата) на Соборе русских епископов в Москве 15 декабря 1448 года епископ Иона был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Церковное общение с Константинополем было прервано, а святитель Иона стал первым предстоятелем, избранным русским духовенством. Тем самым фактически была введена автокефалия Русской Церкви. По смерти святителя Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.

Непризнание Москвой унии укрепило великокняжескую власть, так как именно великий князь являлся главным инициатором непризнания союза константинопольского патриарха и римского папы. Следствием этих событий стало постепенное и все большее подчинение Московской Церкви государю и государству.



Иван III Великий (1440 - 1505), сын Василия II, Божьей милостью государь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и ины. При его правлении было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости

Величайшим достижением  за годы княжения Иоанна III, сына Василия II, являлось объединение северо-восточной Руси и окончательное оформление независимости Русского государства. За время правления Ивана III расширились международные связи с другими государствами, в первую очередь со Священной Римской империей, Данией и Венецией; были установлены отношения с Османской империей. В 1453 году Византийская империя прекратила существование. При этом после изгнания османами униатов из Константинополя формально было восстановлено  вхождение Русской православной церкви в состав Константинопольской патриархии. Начиная с царствования Иоанна III, в Русском государстве была принята концепция, согласно которой, вследствие духовного и политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени Константинопольского Патриарха Иеремии II, формально предоставившей Московской церкви независимость. Однако и до 1589 год полтора века она (без Киевской митрополии)  управлялась  митрополитами, фактически независимыми от Константинопольского патриархата.

Сын Ивана III Великий князь Василий III в своей политике в отношении других княжеств продолжал политику своего отца по собиранию русских земель. В этой миссии он опирался на часть православного клира, соблазненного грехом стяжательства. При этом нестяжатели были приговорены на Церковных соборах кто к смертной казни, кто к заточению в монастырях. Продолжающаяся политика подчинения Христовой церкви государству выразилась также в том, что за отказ участвовать в борьбе Василия III против князя Василия Ивановича Шемячича митрополит Варлаам  в 1521 году был сослан, а дипломат и государственный деятель Иван Берсень-Беклемишев был казнён в 1525 году из-за открытого неприятия греческой новизны, которая пришла на Русь вместе с Софией Палеолог. Борьба Василия III с Великим Новгородом и Псковом несомненно способствовала тому, что традиции русского православия в Московском царстве постепенно изживались  как из церкви, так и из повседневной жизни мирян. Это было должным образом оценено враждебным Западом: в договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси Великий князь Василий III назван императором русов.



Первый самодержец всея Руси Иван IV Грозный (1530 - 1584), сын Великого князя московского Василия III и Елены Глинской, отец последнего московского князя из династии рюриковичей.

При Иване IY, сыне Василия III, началось полностью самостоятельное правление царя в России, закончилось формирование  самодержавия, которое было освящено в 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля в ходе торжественной церемонии венчания с возложением на Ивана IY знаков царского достоинства (креста Животворящего Древа, бармы и шапки Мономаха) и помазанья его миром, после чего митрополит Макарий благословил царя. В 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Греческих Царей...».

После введения опричнины начались разногласия Ивана IV с иерархами церкви, которые закончилось тем, что решением церковного собора митрополит Филипп II был лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Успенский монастырь, где был убит. Вместе с ем результатом жестокого самодержавного правления Иване IV  стало объединение значительной части русских земель вокруг Москвы - территория Русского государства возросла почти вдвое и стала больше территории всей остальной Европы. При Иване IV, хотя и вопреки его воли,   началось завоевание Западной Сибири и положено начало обращения местного населения в православие.

После смерти Ивана Грозного престол перешел к его слабоумному сыну Федору, поэтому управление страной практически осуществлял опекунский совет, которым руководил боярин Н.Романов. После смерти Романова советом стал руководить Борис Годунов, который в 1598 году был возведён на трон. В годы начала правления царя Бориса Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов. При этом Московская Церковь была вынуждена признать отделение Киевской митрополии, которая сохранила свое прежнее положение в Константинопольском патриархате.

В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой и Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне. В 1595 году большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли Брестскую унию с Римско-католической церковью.

После смерти царя Бориса русским царем с 1605 года по  1606 год был ставленник католической Польши Дмитрий Иванович (Лжедимитрий I), а с 1606 года по 1610 год - Василий IV Иоаннович (Шуйский).

Попытка разрушения Московской Руси в смутное время завершилась провалом. В 1613 года после изгнания иностранных интервентов из Москвы с целью разрешения династического кризиса, возникшего после смерти Фёдора Иоанновича (последнего русского царя из московской ветви династии Рюриковичей),  был созван Земский собор. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле. Собором был избран на царство Михаил Романов, сын патриарха Филарета (в мiру  боярин Фёдор Романов) и двоюродный племянник  Фёдора Иоанновича. После освобождения в 1619 году из польского плена патриарх Филарет фактическая взял власть в свои руки: государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха, который также именовавшегося Великим государем. В царствование Михаила Романова были прекращены войны со Швецией и Речью Посполитой, возобновлены отношения с иностранными державами, установление прочной централизованной власть на всей территории страны.

В 1620 году произошло востановление  православной Киевской митрополии  и  киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси (в подчинении Константинопольскому патриарху). В 1686 году Москва добилась согласия от Константинопольского патриарха Дионисия IV на подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху. Киевский митрополит получил титул  митрополита Киевского, Галицкого и Малыя России, что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата.



Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович (1629 - 1676)

Алексей Романов, как и его отец, вступил на московский престол в юношеском возрасте. В годы молодости царя Алексея Михайловича активное участие в управлении страной принимал его «дядька» боярин Б.Морозов, а затем главным советчиком царя стал патриарх Московский и всея Руси Никон.

В годы правления Алексея Михайловича (Тишайшего) на Земском соборе 1653 году было решено удовлетворить просьбу Б.Хмельницкого о принятии в российское подданство Войска Запорожского, что положило начало Русско-польской войны 1654-1667 годов. Результатом этой авантюры стал раскол Гетманщины по Днепру, при этом часть бывших литовских земель, как и  Левобережная Малороссия с Киевом вошли на правах автономии в состав Русского государства, а Запорожская Сечь перешла под совместное управление России и Польши.  Причем это были территории левобережных епархий Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии), что привело к конфликту грекокатоликов и православных в большинстве епархий митрополии.

Несомненно, что присоединению к России части Гетманщины с Киевом способствовала (или провоцировала?) проведенная патриархом Никоном в 1653-1655 годах церковная реформа, целью которой было приведение обрядов русской и украинской православных церквей к единому стандарту. Без присоединения Москвой территорий Украины и Литвы церковная реформа была бы бессмысленна. Непосредственное участие в проведении реформы приняли  находившийся в 1653 году в Москве бывший Вселенский Патриарх Афанасий III Пателларий и клирики Киевской митрополии, находившейся в управлении Константинопольского патриарха. Созванный в 1654 году Московский собор одобрил реформу. Собор предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией, сформировавшейся на северо-западе Руси, в первую очередь в Заволочье, Великом Новгороде и Пскове. Собор 1666-1667 годов поддержал церковную реформу, полностью отказался от русской традиции в проведении обрядов и предал проклятию всех противников реформы. Таким образом реформы Никона и Собор 1666-1667 годов положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

Окончательное подчинение Русской Православной Церкви государству произошло при Петре I, сыне Алексея Михайловича. В результате проведенной еще одной церковной реформе он стал последним царем всея Руси (с 1682 года) и первым Императором Всероссийским (с 1721 года). После присоединение в 1686 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата к Московскому Патриархату, в российский епископат вошли некоторые по-западному образованные малороссийские православные клирики. Именно на эту часть духовенства опирался Петра I при проведении церковных преобразований. После кончины в 1700 года Патриарха Адриана блюстителем и управителем Патриаршего Престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский, которому были поручены в заведование только дела веры.  Все прочие дела, находившиеся ранее в ведении Патриарха, были распределены по государевым приказам, к которым относились. Позже был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома и монастырские земли и хозяйства. Блюститель патриаршего престола был всецело во власти государя и не имел никакого авторитета. Во всех важных случаях он должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний местоблюститель должен был представлять на утверждение государя. В 1721 году Пётр I подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. Ключевой фигурой при организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. Почти через два столетия в результате Февральской революции и низложения Императора Всероссийского Николая II  патриаршество было восстановлено  решением Всероссийского поместного собора 28 октября (10 ноября) 1917 года, т.е. уже после Великой Октябрьской социалистической революции.

Идеологические разногласия в христианстве практически никогда не преодолеваются, а после состоявшегося раскола ни идеологическое, ни организационное единство не возрождается. Церковный раскол в 1650-х - 1660-х годах в Русской православной церкви, связанный с реформой патриарха Никона, по сути не преодолен до сих пор. Несмотря на то, что уже при Петре I, в начале XYIII века власти стали относиться к старообрядцам не столь сурово, а Екатерина II даже писала о том, что «Никон - личность возбуждающая во мне отвращение».



Высокопреосвященный Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (род. 1947 г.)

В 1905 году Николай II издает указ «Об укреплении начал веротерпимости», после которого силами и средствами самих старообрядцев начинается строительство многочисленных старообрядческих храмов по территории всей Российской империи. Более того в 1974 году на Третьем Всезарубежном Соборе Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) провозглашено, что древние богослужебные обычаи и обряды православные и спасительные; запрещения же и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими. В октябре 2000 года собор РПЦЗ издает «Послание» к приверженцам старых обрядов, в котором подтверждает решения собора 1974 года, кроме того, признает вину, за содеянное насилие (ложь, клевету, пытки и убийства) перед старообрядцами, претерпевших за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его; и просит прощение за обиды и насилие, совершенное как властями, так и священством. Несмотря на то, что РПЦ МП и РПЦЗ подписали «Акт о каноническом общении», отношение РПЦ МП к староверам не изменилось: Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) государство не возвращает имущество, конфискованное в богоборческие годы. Фактически государственной поддержкой пользуется исключительно Русская церковь (современная РПЦ МП), имя которой было закреплено за принявшими решения Соборов 1666 и 1667 гг. Приверженцев богослужебных традиций (староверов)  государство (по конституции светское !!!) до сих пор фактически, если и не преследует, то ограничивает их общественную деятельность в угоду руководству РПЦ МП.

Чему же учит история?

  1. После падения Византии, разгрома Киева татаро-монголами и начала странствования Киевских митрополитов Константинопольского патриархата по городам Руси,  центр русского православия перемещается в Москву, что вызывает противодействие клириков Киевской митрополии, ориентирующихся на южное православие, прежде всего на Стамбул, Грецию и Болгарию.  В итоге это привело к расколу русской православной церкви, как продолжательницы христианской традиции Северо-Запада Руси.
  2. Если государство подминает под себя Церковь Христову, внося в жизнь христиан смуту, в конечном итоге наносится вред не столько церкви, сколько самому государству. Причем Церковь, в отличие от государства, никогда не погибает! 

РПЦ, церковь и государство, Православие

Previous post Next post
Up