Похоже, что история взаимоотношения церкви и власть придержавших ничему не учит власти государств, расположенных на канонической территории Русской православной церкви. В угоду сиюминутным потребностям государства подрываться устои одного из важнейших общественных институтов, способных в определенной мере защитить государство от действий, которые могут иметь для него роковые последствия. Христианская церковь является одним из мощнейших инструментов поддержания стабильности в обществе. Идеология христианства способствует смягчению неизбежного гнета государства на гражданское общество. Поэтому власть, не знающая, что такое грех и стыд, неизбежно склонна к насаждению полицейского произвола, который лишь временно продлевает существование безнравственного режима. Крах власти, которая в нравственном отношении неподконтрольна обществу, неизбежен. Причем происходящее в России ничто по сравнению с абсурдной политикой проводимой государством в отношении Церкви на Украине.
Святыни русского православия: Новгородский кремль, церковь Андрея Стратилата и Софийский собор, построенный в 1045-1050 годах, - скромность и величие русского православия.
После получения Русской православной церковью автокефалии, Киевская митрополия долгое время оставалась в составе Константинопольского патриархата. В 1589 году Уложенной Грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II она была передана Московскому патриархату. В 2018 году решение о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата было отменено Константинопольским патриархатом (в настоящее время данное решение не признано ни одной Православной церковью и оспаривается Московским патриархатом). Перспективы получения «Украинской православной церковью» от
Константинопольского патриарха (точнее, Стамбульского патриарха) некого томоса практически свершившийся факт, неприятный как для
Русской православной церкви (Московского патриархата), так и для Православия в целом. Однако речь идет о томосе для православной церкви на Украине о восстановлении
Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Причем в этом случае права церкви, которая с 1990 года имеет полную автономию от Московской патриархии, существенно ущемляются. Фактически РПЦ на Украине уже получила от Московского патриарха томос на «автокефалию», хотя это было сделано в неканонической форме постановления о «самоуправляемой церкви». Более того, клирики с Украины имеют значительное представительство в Архиерейском Соборе РПЦ, что позволяет им активно участвовать в ее жизни. Перейдя в подчинение Стамбулу, они эту возможность теряют. Все это епископы Украинской православной церкви хорошо понимают, поэтому всячески противятся поползновениям Вселенского патриарха.
Click to view
В контексте рассматриваемой проблемы весьма характерен диалог произошедший 20 февраля 2015 года между депутатами Рады олигархами Вадимом Новинским и Петром Порошенко. Нынешний президент Украины упрекает своего оппонента в том, что на нем
нет креста, одновременно называя его «православной сукой»! Осознавая это или нет, П.Порошенко проявляет беспредельное лицемерие: как бы прихожанин УПЦ МП, он перешел в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета (Денисенко) (лишённого сана в 1992 году, отлучённого от церкви Русской православной церковью в 1997 году) и в настоящее время, как президент Украины, активно борется за создание церкви, подчиненной Вселенскому патриархату, хотя в душе (как следует из диалога с В.Новинским) не является православным, а ориентируется на Католическую церковь (униатство) или на некую христианскую секту (возможно на ту, к которой принадлежит его соратник
А.Турчинов).
У авантюры с томосом есть только два бенефициара: Вселенский патриарх и киевская власть. Стамбул приращивает свою каноническую территорию с многочисленной паствой, а Киев еще больше отдаляет украинское население от России. Православие, как одна их мощнейших ветвей Христовой Церкви во многом проигрывает. Во-первых, это раскол православия. Во-вторых, это еще одна попытка подчинения Риму значительной части православного мiра. Помимо этого, создание «карманной церкви» закрепляет «право» государства на решение сугубо нравственных вопросов, естественно в свою пользу.
Святыни русского православия: рака святого благоверного князя Всеволода Псковского (Всеволода-Гавриила) в Троицком Кафедральном Соборе Псковского кремля - роскошь убранства кафедральных соборов.
Святыни русского православия: здание бывшего женского Рождественский монастыря и собора Рождества Богородицы в Солигаличе - монументальность и функциональность.
Несомненно, что вся эта возня с томосом никакого отношения к религии не имеет. Используя острый политический конфликт между Россией и Украиной, Вселенский патриарх и власти Киева пытаются решить свои внутренние сиюминутные сугубо политические проблемы. Удастся ли им это. Несомненно. Но лишь частично и временно. В результате инспирированных властями Киева церковных проблем:
- на Украине сформируется еще одна православная церковь, полностью подконтрольная государству;
- некоторая, вероятно весьма немногочисленная, часть паствы останется в УПЦ МП;
- укрепят свои позиции униаты.
В итоге в православии неизбежно возникнет еще один раскол и углубятся имеющиеся. А вот будет ли это способствовать укреплению Украины, как государства, это бооольшой вопрос: уж больно далеки власти Украины от заповедей Спасителя в своих практических поступках. Крах такой власти неминуем. А вот Церковь Христова сохранится, хотя и понесет неизбежные потери - церковные расколы практически необратимы.
История православия на Руси, как и христианства в целом, тому подтверждение.