Как-то давно на просторах ВК мне попался пост про то, что молодым людям, не жившим в СССР, или заставшим его в раннем возрасте, уважать его глупо. От гнетущих пустых продуктовых полок, устрашающего вида ларька с мороженным в черно-белом цвете и фотографий очередей, у читающего пармезан должен был бы застрять в горле, а ванильный латте медленно остывать в руке. Сопровождалось это хлесткими, обескураживающими "фактами" об уравниловке, талонах и отсутствию этих самых десяти сортов пармезана.
Ничего кроме презрения подобные опусы у меня не вызывают, а вот последняя редакционная колонка в газете "Суть Времени" натолкнули на следующие рассуждения на близкую тему.
[Spoiler (click to open)]С самого детства мне было очевидно, что участь любого - занять как можно более высокое положение в рейтинге, на вершине которого находится Ксюша Собчак. Масштаб рейтинга может расти от школы или ВУЗа, до города и страны. В нем можно либо участвовать, всеми силами пытаясь попасть на вершину хотя бы своего, местечкового рейтинга, либо не участвовать и обречь себя на комплекс неполноценности - неполностоимости. Не желающий превращать себя в товар становится просто аутсайдером, и не имея прямого положительного ответа на экзистенциальный вопрос, в сущности не до конца (вернее, совсем) не уверен в том, действительно ли он не хочет вешать на себя ценник, или просто стоимость его ничтожна. Маркс и представить не мог реальную глубину отчужденения не только человека от труда, но человека от самой своей человеческой сущности.
Сам человеческий индивидуум превращен в товар, имеющий вполне вычисляемый ценовой коэффициент, в зависимости от инвестиций в собственное образование, внешний вид, социальные контакты и т.п. Даже внутренне (чаще всего неосознанно) сопротивляющийся отовариванию должен как-то жить, а потому покорно закрепощает свою личность в экономической необходимости выживать. Многие же, не отягчая себя излишней рефлексией, с упоением врываются в борьбу за место в жизненном рейтинге успеха, где символом твоего ранга становятся дорогие шмотки, машины, путешествия и возможность "не париться" - иными словами, весь блеск и нищета потребительской мещанской жизни. А поскольку ресурсы на удовлетворение все более бессмысленных, убогих, извращенных наслаждений небезграничны, то, в погоне за ними, люди вступают в дикие канибалистические отношения, все дальше отдаляясь от самих себя. Можно ли быть до конца уверенным, что алчность и эгоизм не выпустят однажды ядерные клыки?
В обществе, где человек свободен от насаждаемых потребностей, находится в равновесии и принятии с собой, другими людьми и природой, развивает себя и творит - места людоедству нет. Советский Союз - единственная историческая попытка действительно построить такое общество. Истинно гуманистическое в том смысле, что ставит развитие человека как цель, как дорогу в будущее. Не в бесплатной медицине, первоклассном образовании и передовой науке СССР, а в той мечте, что захватывала его создателей и сподвижников. В результате которой и появилось все вышеперечисленное. Время же показало, что это не просто мечта, а единственная позитивная альтернатива для всего мира.
Конечно, ошибок было совершено достаточно. Особенно в том, что касается упрощения коммунизма и сведения его до представления о всеобщем благоденствии и достатке. Но что-то получилось. И даже очень многое, в силу своей новизны и беспрецедентности. Общество человечности - слишком большая дерзость в людоедском мире, за что страна и была наказана. Поэтому его история и понимание так важны тем, кто хочет будущее строить. И вот за этот маяк в будущем его и нужно любить.