Пляска Смерти (нем. Totentanz, англ. Dance of Death, фр. Dance macabre, итал. Danza macabra, исп. Danza de la muerte) - аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий один из вариантов европейской иконографии Смерти и бренности человеческого бытия. Начало
здесь.
Если первые тексты появились в Германии, то художественный жанр «Пляски Смерти» скорее всего возник во Франции. Во всяком случае первыми из известных на сегодняшний день являются изображения Танцев Смерти на кладбище Невинных в Париже. Специалисты датируют их 1424 - 1425 годами.
Фреска украшала южную стену монастыря Невинных в Париже, который был окружён самым большим кладбищем в городе. В 1669 году он был разрушен для того, чтобы расширить дорогу.
К сожалению, эти изображения не дошли до нашего времени и сейчас мы с ними можем познакомимся благодаря книге, изданной в 1485 году редактором Гийо Маршаном. Но нужно отметить, что они не идентичны во всех деталях с фресками. Это становится понятным, когда сравниваешь с рисунками в сохранившихся двух рукописях, что сейчас находятся в Парижской Национальной библиотеке.
История самого кладбища очень интересна. Оно существовало чуть ли не со времён Меровингов, по крайней мере один склеп датируемый IX веком был найден археологами в 1974 году. В 1137 году Людовик V распорядился перенести в этот район рынок Шампо - что привлекательности кварталу не добавило.
Но что интересно - кладбище Невинных неожиданно становится популярным местом встреч горожан. Эдакий скверик/парк для культмассового отдыха: выпить с друзьями кувшинчик вина, поиграть в кости, устроить дуэль, назначить свидание... Монахи естественно были не рады этому факту. Они гоняли отдыхающих собственными силами, кляузничали прево Парижа, а в итоге дошли до самого Филиппа II Августа, потребовав положить конец неблагочинию. Набожный Филипп возмутился и повелел обнести кладбище трёхметровой стеной.
Филипп II Август - первый король Франции, начавший использовать собственно титул «король Франции» вместо титула «король франков», а также первый из Капетингов, передавший власть наследнику, не коронуя его при своей жизни.
Филипп II Август. Портретная фантазия Луи-Феликса Амьеля (XIX век).
С целью придать благолепие, раз уж кладбище посвящено Невинным младенцам, т.к.изначально тут хоронили некрещёных детей, в церкви при кладбище упокоили мальчика Ришара, вроде бы ритуально убитого евреями в Понтуазе, и чудес там творилось столько, что англичане, взяв Париж во время Столетней войны, утащили мощи к себе, при этом голову они почему-то оставили на месте. Филипп II Август, что бы о нём не говорили, улучшал свой любимый Париж как мог - и кладбище обязано ему если не церковью, то уж точно расширением и упомянутой стеной.
Таким образом стена, к которой были пристроены деревянные галереи, ограничивала кладбище Невинных по улицам Сен-Дени (Малая галерея или галерея Нотр-Дам всего в 4 арки), Железной улицей (Старая галерея, 19 арок), улицей Белья (17 арок) и знаменитой улицей Медников (галерея Прачек - именно там по всей длине после эпидемии Чёрной Смерти была нарисована «Пляска Смерти»).
Если присмотреться, на этой гравюре видно изображение "Пляски Смерти" на стене.
Предположительно, за тысячу лет существования кладбища, там было похоронено около 2 млн.человек и, разумеется, такое количество останков ограниченная территория в 7000 кв.м. вместить не могла. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода и могила уходила на 10 метров вглубь и подниматься на два метра от уровня земли.
Ходило поверье, вполне обоснованное, что плоть здесь обращается в прах всего за 9 дней - не так быстро, конечно, но постоянная циркуляция воздуха очень быстро мумифицировала тела и кости можно было вынимать из могил, сортировать и выкладывать на вышеупомянутые галереи - вот и пригодилась стена Филиппа II Августа. В освободившихся же могилах (чаще всего братских, для бедняков) хоронили новоприбывших.
Сами понимаете, что такой огромный некрополь в центре Парижа начал раздражать общественность, особенно когда "вместимость" участка земли была окончательно исчерпана. Кончилось дело тем, что в 1765 году парламент постановил закрыть все старые кладбища и перенести их за город, но поскольку ни традиций нарушать, ни финансировать проект никому не хотелось, воз был бы и ныне там, но в 1780 году одна из братских могил прорвалась наружу - в подвал дома на улице Белья, заразив попутно всё, до чего дошла...
И в 1786 году останки с кладбища были перенесены в катакомбы Парижа, где они и находятся по сей день. Заметим, что копали неглубоко - унесли только то, что было до глубины в 1,5-2 метра - так что предположительно очень многие из двух миллионов парижан, похороненных на кладбище с открытия, так и лежат, где положили...
Сегодня от бывшего кладбища ничего не осталось. Мэрия Парижа побеспокоилась о том, чтобы современным парижанам и гостям французской столицы о кладбище ничего не напоминало. После перезахоронения останков с кладбища снесли церковь и оставшиеся галереи, а на освободившееся место поместили рынок зелени и овощей.
Click to view