Существует очень интересный жанр в искусстве, который отличается гибридным характером и охватывает сразу несколько видов искусства - литературу, визуальные искусства (настенную живопись, скульптуру, миниатюры в рукописях и гравюры в первых печатных книгах), ритуальный танец, театральное представление. Часто словесный и визуальный элементы оказываются слиты воедино и складывается впечатление, что ты рассматриваешь самые настоящие средневековые комиксы.
Aus dem Berner Totentanz des Niklaus Manuel. Der Tod und der Herzog.
Называется этот жанр «Пляски Смерти». Зародился он в Европе в конце XIV - начале XV веках и получил огромную популярность в XV-XVI веках. Согласно замыслу их создателей, пляски смерти были призваны напоминать о бренности человеческого бытия и тщетности всех земных почестей, но интересны они прежде всего тем, что рисуют - часто с большой долей юмора - подробную и очень колоритную картину европейского общества той эпохи.
Cartesian Dance of Death in Kralovo Pole
Собственно жанр «Пляски Смерти» возник в Центральной Германии. Первоначальный текст, созданный вюрцбургским доминиканцем ок. 1350 г., вскоре был переведён на средневерхненемецкий язык: каждому латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и новопреставленного. Всего здесь 24 персонажа: папа, император, императрица, король, кардинал, патриарх, архиепископ, герцог, епископ, граф, аббат, рыцарь, юрист, хормейстер, врач, дворянин, дама, купец, монахиня, калека, повар, крестьянин, ребёнок и его мать. Имея сложное, отчасти ритуальное, отчасти литературное происхождение, вюрцбургская «Пляска Смерти» возникла как реакция на эпидемию чумы 1348 г. Вюрцбургская «Пляска Смерти» распространяется во второй половине XIV - начале XV веков по всей Германии, первоначально - в виде пергаментных полос-свитков размером 50 на 150 см. (Spruchband) или содержащих два-три десятка клейм пергаментных листов т in folio (Bilderbogen), и используется на манер латинских ехеmpа - как подспорье в проповеди. Издатели и коллекционеры XV-XVI веков придают «Пляске Смерти» новый вид - иллюстрированной народной книги (Blochbuch). При этом хоровод покойников дробится попарно, и каждой паре уделяется по отдельной странице.
Death Dances with a Young Man by Abad Angelo Donati 1596
В третьей четверти XIV века доминиканские миниатюры появляются во Франции и достигают Парижа. На их основе в 1375 г. создается новая версия «Пляски Смерти». Её автор - член Парижского парламента Жан Ле Февр, поэт и переводчик, чудом избежавший смерти вовремя эпидемии 1374 г. Ле Февр перевел не сохранившуюся редакцию латинской диалогической «Пляски Смерти».
Наибольшее распространение «Пляска Смерти» получила в Германии. В XV веке здесь возникли три её разновидности - верхне-, нижне- и средненемецкая. Верхненемецкая представлена прежде всего «Пляской Смерти» из Метница (1490г., стена склепа) и Ульма (1440 г., галерея монастырского двора); оба произведения состоят в ближайшем родстве с вюрцбургским диалогическим текстом. Исключительной популярностью пользовались в средневековой Европе базельские «Пляски Смерти» - Большая (фасад доминиканского монастыря, ок. 1440 г.) и Малая (крытая галерея в женском монастыре Клингенталь, 1450 г.). Ими вдохновлялись многие художники XV-XVI веков. В частности, покаянная направленность Большой «Пляски Смерти» находит развитие в бернских фресках Никлауса Мануэля (1516-1519гг.). Будучи декоративным элементом архитектурных сооружений, базельские фрески играли важную роль в построении монастырского и городского пространства.
Пока всё, но если интересно - буду продолжать. По этой теме есть что посмотреть и почитать..
И Сен-Санса с его Пляской смерти Вам в ленту..
Click to view