Будни лапландских оленеводов. Ферма Сиериярви в Рованиеми.

Nov 19, 2013 16:17




Сегодня мы с вами побываем на оленеводческой ферме Сиериярви и познакомимся с жизнью оленеводческой семьи Маунуниеми. Мы уже посетили летом ферму Сиериярви и посмотрели на жизнь фермы с точки зрения туриста. Однако туризм - это лишь часть их деятельности. Оленеводство никогда не было особенно легкой работой и не является оно легким и сейчас. Туризм для многих оленеводов является недостающей статьей дохода, но центром всего является традиционный оленеводческий промысел. Мы также поприсутствуем на традиционных коральных работах - пересчете оленей, который проводится совместно разными оленеводами этой местности. Фермы бывают разные, есть "настоящие", то есть где живут семьи оленеводов, а есть "туристические", где просто создана инфраструктура для приема гостей. Мы с вами посетим именно настоящую ферму!

А вот и хозяева фермы - это Ари Маунуниеми (слева) и его друг Сампо. Род Мануниеми живет здесь уже не одну сотню лет. Позади, кстати, виднеется старый дом дедушки Ари, но в нем сейчас никто не живет.
У Ари нет братьев и сестер, поэтому в работе ему помогает друг Сампо.  На фото с оленеводами лапандские собаки-пастухи.




Ари является оленеводом с рождения. Он родился на этой ферме, однако жил какое-то время в городе. Раньше фермой занимался его отец, однако, он по состоянию здоровья должен был значительно уменьшить трудовые нагрузки. Год назад он передал управление фермой сыну Ари и теперь лишь помогает по-немногу делом или советом. Ари и Сампо еще молодые ребята, им по 27 лет. Детьми еще не успели обзавестить, но оба женаты. Говорят, что найти жену, которая "понимает" такой образ жизни (работа круглые сутки без выходных) не так уж и просто :)



Сампо по образованию аграрный инженер, поэтому для него это - работа по специальности. Он работает на ферме уже 6 лет и живет неподалеку, в нескольких километрах. Для оленевода важно быть всегда начеку и в случае чего быстро приехать на помощь.



Семья Маунуниеми - финны, а не саамы, то есть в отличие о северных оленеводов-саамов они никогда не вели кочевой образ жизни. Семья живет на этом месте уже пару сотен лет. Вот их достаточно современное жилище.



Самые старые постройки на ферме были уничтожены во время войны и деду Ари пришлось все отстраивать заново. Самой первой, в 1947 году была построена вот эта сауна, которая до сих пор используется. В ней же и жили, пока строили жилой дом, который виден на фото раньше.



Ферма названа в честь одноименного озера Сиериярви. Ферма находится всего в 15 км от Рованиеми, но местные жители ведут достаточно аутентичный образ жизни. Очень популярна рыбалка - это и отдых, и спорт, и возможность наловить что-нибудь на обед или ужин. Ребята ходят по грибы да ягоды и охотятся на дичь.



Рядом с домом находится специальная коптильня, где можно сделать копченую рыбу или мясо.



Добычу могут хранить в специальном хранилище.



А вот какой вид открывается семье каждое утро - это работа.  Обычное утро у оленеводов начинается рано, в 7.00. Надо кормить оленей (правда не все одновременно находятся на ферме), ремонтировать, убирать, строить, заготавливать дрова и т.д. Зимой, когда туристический сезон, то есть с декабря по конец марта, кроме обычных хлопот добавляются и другие заботы по организации и продаже эскурсий. Подъем примерно в 6 утра и работа часто заканичвается поздно вечером или около полуночи. Такого понятия как выходные в сезон нет.



В центре фермы находится современный лапландский чум.



Здесь принимают гостей и угощают их горячими напитками. О поездке на ферму можно договориться самим, без посредников. Для этого нужно всего лишь связаться напрямую с Ари и забронировать экскурсию у него, либо в Туристическом офисе Рованиеми, который продает экскурсии без наценки. В стандартное посещение входит знакомство с фермой и оленями, лапландская церемония приветсвтия, угощение соком и катание на упряжках (зимой). Вас заберут из центра Рованиеми и привезут на ферму и обратно. Стандартный круг катания 450 метров, но можно договориться о более длинном катании (до 5 километров) и обеде на ферме. Местные туроператоры тоже предлагают поездки на фермы. Это, скорее всего, будет немного дороже. Однако такие поездки часто осуществляются на снегоходах, то есть в этом случае вам предлагается больше приключений. Оленеводческих ферм в Рованиеми несколько и не факт, что конкретный туроператор работает с фермой и отвезет вас именно сюда.



Катание устраивается только в сезон. Вот дорожка рядом с озером, по которой зимой катают на оленьей упряжке.



Снаряжение для катания хранится в старом сарае.



Оленьи рога, которые олени сбрасывают раз в год.



А вот и настоящий хозяин фермы - верная и опытная собака-пастух Раннэ, которая помогает сгонять оленей в стадо. Она дрессированая и выполняет разные трюки.



Недавно ребята построили новое здание, где будет ресторан для приема гостей.



Все делалось своими руками ну или максимум с помощью соседних оленеводов или друзей.



Постоянно есть что подлатать, сделать, подстроить. На плечи Ари ложится еще и маркетинг фермы, работа с туроператорами и продажа экскурсий на ферму. Все в семье участвуют в приготовлении угощений для туристов, правда, в сезон нанимается еще несколько работников. Отдельно следует упомянуть дрессировку "туристических" оленей, которые тянут сани. По словам Ари, только 1 или 2 оленя из десяти становятся "ездовыми", остальные просто не понимают чего от них хотят. Дрессировка длится годами, но с перерывом на летние каникулы, когда ездовые олени отдыхают. Оленям нужно привыкнуть к людям, потом к саням, а потом и тянуть сами сани на длинные дистанции. Еще сложнее происходит дрессировка оленей для оленьих бегов, правда на этой ферме этим не занимаются.



Поголовье оленей у семьи Маунуниеми около 120 голов. Это достаточно мало по сравнению с оленеводами на севере Лапландии, но там государство разрешает держать больше оленей, чем на юге Лапландии. У самых крупных владельцев поголовье исчисляется тысячами. Еще 5-ю оленями владеет друг Сампо, ему выдан "стартовый пакет" начинающего оленевода :)

Кстати, 2/3 всемирного поголовья северных оленей приходится на Россию. Жалко, однако, что этот промысел постепенно теряет свою значимость и поголовье оленей в России только в 1990-е годы уменьшилось более чем в двое с 2,5 миллионов до 1,2 миллиона. В Лапландии максимально разрешенное количество поголовья - 230 000. Эта та часть, которая отсается зимовать после забоя. Больше не выдержит природа или же оленей придется кормить весь год как коров.



Однако сейчас, в октябре, оленей на ферме не более десяти. Остальные свободно пасутся в лесу и питаются травой и другой растительностью. В рацион оленя входит более 200 видов растений, в том числе грибы. В Лапландии оленеводы не контролируют оленей постоянно и они предоставлены самим себе. Большую часть года они сами находят себе еду, однако зимой, когда снег сллишком глубокий, и сложно откапывать ягель и оленеводы подкармливают оленей на специальных лесных кормушках. Олени могут удалится на расстояние 60-100 км от фермы. Они перемещаются на разные пастбища в зависимости от времени года.



Уже на подъезде к ферме, в нескольких километрах, можно заметить сводобно пасущихся оленей. Большинство из них - с фермы Сиериярви. Они разлеглись на поле недалеко от дороги, чтобы погреться в последних лучах октябрьского солнца. Несколько раз в год оленей сгоняют в небольшие кучи, предварительно найдя их в лесу. Это делается для проведения коральных работ - пересчета оленей, нанесения своего "клейма" на молодых оленей и для убоя. Всех оленей невозможно согнать в одном месте в одно время, поэтому это делается поэтапно и в разных местах.



У семьи Маунуниеми олени научены приходить на зиму "домой". Половина оленей приходит сама, либо по привычке, либо учуяв еду. Конечно же, некоторые олени зимуют автономно в лесу (хотя бы потому, что хорошо шифруются от коральных работ) но плюсы зимовки на ферме очевидны. Несмотря на то, что олени могут добывать ягель из-под снега глубиной до метра, зима для них, все же не пикник, а на ферме всегда найдется чем подкрепиться.  Да должен же кто-то тянуть сани или жевать ягель для массовки!



Когда олени зимуют на ферме оленевод может спать спокойно, тогда олень не умрет с голоду, его не съест хищник и не задавит автомобиль. Кстати, о хищниках. Значительная часть оленей, порядка нескольких процентов, становится кормом для зверей. В Лапландии водятся рыси, волки и медведи, которые не прочь перекусить олениной, но самый опасный зверь для оленя - это росомаха. В черте Рованиеми росомах не так много, но севернее - это настоящая напасть. Росомаха охотится, в-основном, на оленят, однако убивает не только для еды, но и для "спортивного интереса". Чисто чтобы "поддержать форму" или затариться на черный день.

Охота на росомах в Финляндии запрещена законом. По вышеупомянутой причине в 1980-е годы почти всех росомах истребили, то есть, слегка переборщили. Единственным способом сохранить вид стал тотальный запрет на охоту, который сейчас карается штрафом максимум 16500€! Популяция росомахи выросла с десятка особей до пары сотен, однако, так как от росомах гибнут тысячи оленей, финны говорят о пересмотре этой политики.

Зимовка на ферме безопаснее, но и тут есть свои "минусы". Тут водится, например, совсем молодая собака-пастух, которая начинает пробовать свои силы и нарушаетразмеренный распорядок дня оленей, гоняя их по ферме. Звонкий лай и напор маленького пса заставляет оленей нервничать, несмотря на то, что они крупнее в несколько раз и укомплектованы рогами.

- Слышь, брат, че делать-то будем?
- Да ну его нафиг, сматываемся!



Олени стараются не идти на провокацию и сами просятся за ограду, которая случайно закрылась.



В другой день мы отправляемся на очень важное мероприятие - коральные работы. Оленеводы в Лапландии объединены в оленеводческие объединения по географическому расположению. Всего 52 таких объединения. Коральные работы - это командный вид спорта и на них собираются оленеводы со своей местности.



На сленге оленеводов это называется "разделение", так как оленей делят на группы, или "встреча", ведь для оленеводов - это как раз шанс повидаться. Коральные работы осуществляются несколько раз в год и в разных местах региона. Летом, например, оленеводы отправляются в лес, чтобы нанести свое клеймо на маленьких оленят. Это делается 3-4 раза. Осенью "олений сбор" проводится около 15 раз в разных местах для того, чтобы определить тех оленей, которые отправятся на мясо, и тех, кому будет суждено продолжать род.



"Ничейных" оленей в Лапладнии нет и все олени поделены в разной степени между 5000 владельцами. У кого-то оленей тысячи, у кого-то всего лишь несколько голов. Есть и "оленеводы-любители". У них обычно всего-лишь небольшое стадо оленей, которое автономно пасется в лесу, но такие оленеводы, как правило, живут в городе. Например, родственник может подарить несколько оленей по какому-то важному поводу или олени могут достаться в наследство. Оленеводы-любители помогают "профессиональным оленеводам" тем, чем могут, то есть, участвуют в поиске оленей в лесу и собирании их в стадо. Профессионалы в свою очередь - это суровые лапландские мужики как правило среднего возраста или выше.



В этом смысле Ари с его другом Сампо - своего рода исключение, новая волна молодых оленеводов.



Однако, отец рядом и всячески помогает советом, ведь его опыт исчисляется десятилетиями.



В работе оленеводу нужно учитывать уйму разных факторов, о которых мы и не подозреваем! Ари внимательно изучает стадо, думает, какие олени будут продолжать род.



Среди оленеводов есть и женщины. Они работают на равных с мужчинами. Мы уже рассказывали об оленеводчице Ирен Кангасниеми, которая по совместительству еще и мастер по производству сувениров из оленьего рога.



Растет и совсем юное поколение оленеводов. Вообще, коральные работы местных оленеводов больше напоминают большое семейное сборище. Семьи хорошо друг друга знают. В мероприятии участвуют жены и дети.



Раньше оленеводы перемещались на лыжах, но теперь они используют еще и машины, а зимой снегоходы. Собаки-пастухи действуют эффективно и сейчас, так как являются незаменимыми помощниками. Олени общими силами оленеводов сгоняются в специальные готовые ограждения, которые разбросаны по региону. В лесу олени разных владельцев перемешаны и сгоняются в один большой загон.



Для начала из стада удаляются самые буйные особи - альфа самцы. Это делается традиционным способом, кидая лассо. У самцов сейчас бурлит кровь в предверии романтического сезона, поэтому своими рогами они могут навредить оленеводам.



Первый пошел!



Однако, непростое это дело - из болота тащить бегемота укрощать северного оленя.



Сколько оленеводов нужно, чтобы справиться со взрослым оленем? Альфа-самцы отпускаются и потом продолжают свое дело по распространению любви по всему стаду.



Настала пора и нашему герою кинуть лассо.



Это удается со второй попытки и олень с красивейшими рогами отделяется от стада. Товарищ страхует на всякий случай.



После того, как главари банды удалены, от стада отсекаются небольшие группы оленей для удобной работы. Происходит это очень простым, но действенным способом. Натягивается полотоно, которое ограничивает пространство передвижения и создает небольшой коридор.



С десяток оленей перебегает в небольшой загон.



Здесь происходит сортировка оленей.



Самое главное - это определить кому принадлежит олень. Метка владельца находится на ушах оленей: в раннем возрасте от ушек отрезаются небольшие кусочки и в результате получается уникальный профиль, который опытный оленевод отличает за десятки метров. У каждого оленевода есть свой уникальный способ это делать. Узор на левом и правом ухе не зеркален и метка является суммой профилей левого и правого уха. Молодых оленят, еще без метки, определяют по маме, то олененку присваивается та же метка, что и у родителя. Оленеводы говорят, что оленям не больно, когда ставят метку.



Как раз тут и происходит отбор оленей на мясо. В Лапландии едят мясо молодых оленят, еще не достигших половой зрелости. Благодаря этому мясо очень нежное и не имеет слишком сильного (порой даже горьковатого) привкуса. Оленье мясо реально очень вкусное! Стоит, например, зайти в ресторан Нили в Рованиеми, чтобы попробовать его. Мы опустим фотографии разделки оленей, хотя ничего аморального в этом действии нет. Так поступали веками и жители Лапландии, и коренные народы севера России. Оленеводы могут сами забить оленей на месте или же отправить оленей на специальный пункт. Мясо оленя, забитого оленеводом, обычно покупают местные и готовят его сами, но таким мясом по закону нельзя кормить в ресторане. Это не значит, что оленевод делает это плохо, наборот, такой способ гуманнее, чем на мясопункте и уж тем более в тех местах, где разводят коров, свиней и т.д. Просто, в Европейском Союзе существуют законы, которые не учитывают такой специфики, как лапландские оленеводы. В ресторанах и магазинах, то есть, клиентам подается только официальное и сертифицированное мясо. Так как оленей сравнительно мало, каждый год забивается около 90 000 голов, то цена на оленье мясо дорогая. По крайней мере спрос всегда превышает предложение. Местные покупают разделанную тушу у оленеводов за 9-12€ килограмм (включая кости). Мясо из пункта забоя стоит ближе к 20€ за килограмм, но оно уже часто упаковано и разделано. Охлажденное и замороженное мясо оленя в обычном супермаркете практически не купить. Оно выкупается оптовиками, в-основном, для ресторанной сферы, однако сушеное мясо или полуфабрикаты (колбасу, копечное мясо) купить можно. Когда продукты из оленины доходит до супермаркетов, то цена за него достигает 50-60€ / кг, однако, конечно же, без учета веса костей.



Ведется специальный учет о том сколько и чьих оленей забивается и сколько отпускается. Каждый овал в учетной карте - это шаблон для нанесения уникального клейма оленевода.



Для продолжения рода выбираются самые сильные особи. Им проводится обязательная вакцинация ветеринаром тут же на месте.



Отпускаемым оленям наносится на шкуру специальная пометка, чтобы не ловить их дважды. Это не больно, так как не достигает кожи, да и рисунок пропадет с очередной линькой.



Некоторым оленям оказывается "профилактика". Из этого оленя решили сделать спортсмена для оленьих бегов, поэтому ему "помогают" преждевременно сбросить рога, иначе они могут повредить при дрессировке, но это делается очень редко. Обычно олени сами сбрасывают рога. Это происходит сразу после брачного сезона, то есть зимой. В это время рога оленям-самцам не нужны. Они только утежеляют оленя и мешают двигаться по глубокому снегу. Самки же рога зимой оставляют, так как весной у них рождаются детишки и им нужна защита от хищников. Помогают рога и распихивать оленей-мужиков, чтобы не мешались под ногами. Летом рога отрастают заново. Это происходит достаточно быстро, так как в рогах циркулирует кровь. В это время олени уязвимы, так как если сильно повредить рог, олень может умереть от потери крови. Их защищает только нежный "замшевый" слой меха. Летом рога растут по сантиметру в день, но к осени кровообращение прекращается и рога начинают костенеть. Слой меха опадает и в октябре олени опять имеют костяные рога.



Рассортированные олени держатся в так называемых "конторах" (так и звучит по-фински "конттори"). Дорога в жизнь!



Пока оленей сортируют, молодые самцы они меряются своими силами.



Взрослых самцов им, конечно, пока не победить, но наступит и их час. Надо только отпрастить рога пару-тройку лет. С каждым годом у самцов рога отрастают все больше и больше.



Жить хорошо!



Мудрый олень уже много чего повидал.

- Еще повоюем!



Пора возращаться. По дороге домой повстречались олени, отпущенные ранее.



Вот примерно так проходят будни лапландских оленеводов!

Если вам понравился рассказ, почитайте еще рассказов по теме:

Традиционная мастерская Кангасниеми
Ювелирная мастерская Тайгакору в Рованиеми
Ресторан лапландской кухни Нили в Рованиеми
Фабрика финских ножей Марттиини

* * *
Мы разрешаем некоммерческое использование текста и фотографий в интернете, если вы укажете нас как источник и дадите прямую гиперссылку на статью.
Если вы постите в Фейсбуке или Вконтакте, то воспользуйтесь, пожалуйста, кнопкой перепоста новости с нашей страницы facebook.com/tvoirovaniemi или vk.com/tvoirovaniemi.

традиции, лапландия, Рованиеми, олени

Previous post Next post
Up