Забытый отец телевидения. Памяти Бориса Розинга

Apr 20, 2023 20:46



90 лет назад скончался Борис Львович Розинг (23 апреля [5 мая] 1869, Санкт-Петербург - 20 апреля 1933, Архангельск) - русский физик, учёный, педагог, изобретатель телевидения, автор первых опытов по телевидению, за которые Русское техническое общество в 1912 г. присудило ему золотую медаль и премию имени К. Г. Сименса. Создал более 120 схем и систем телевизионных устройств.
Основатель Северо-Кавказского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет) в городе Екатеринодаре. Русский гений, загубленный коммунистическим режимом.



Борис Львович Розинг родился 5 мая 1869 года в Санкт-Петербурге. Дворянский род Розингов, к которому он относился, восходил к Петеру Розингу, голландскому мастеру, приглашённому во время правления Петра Великого в Россию.
«Мой предок, Иван Розинг, служивший при Павле, происходит, как это видно из формулярного списка, из «аптекарских детей». Так как аптекарскими детьми назывались в те времена потомки тех химиков, минерологов и других ученых-иностранцев, которые были приглашены Петром I в Россию для развития науки и техники, то я вижу в этом своем происхождении некоторое объяснение того стремления и тяги к точным наукам, которое непрерывно чувствовал в себе со своего раннего возраста».
Несколько поколений Розингов служили чиновниками в Перми. В Перми же родился отец - Лев Николаевич. Он был чиновником и, дослужившись до статского советника, вышел в отставку. Мать - Людмила Фёдоровна (дев. Сергеева) - была домохозяйкой, владела тремя иностранными языками.

В 1887 году в Петербурге окончил гимназию с золотой медалью, в 1891 году - физико-математический факультет Петербургского университета с дипломом первой степени. Был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.
С 1892 года преподавал в Петербургском технологическом институте, с 1895 - в Константиновском артиллерийском училище. Один из инициаторов введения высшего женского образования в России. Был деканом электромеханического факультета открытых в 1906 году Петербургских Женских политехнических курсов, в 1915 году преобразованных в Петроградский Женский политехнический институт.



Для преодоления недостатков механической развёртки Розинг изобрёл первый электронный метод записи и воспроизведения изображения, использовав систему электронной развёртки (построчной передачи) в передающем приборе и электронно-лучевую трубку в приёмном аппарате, то есть, впервые «сформулировал» основной принцип устройства и работы современного телевидения. В июле 1907 года этот факт был официально зафиксирован как русская привилегия, - 25 июля 1907 года учёный подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние». По этой заявке 30 октября 1910 года ему был выдан патент (привилегия, согласно существовавшей тогда терминологии) № 18076.


Осенью 1910 г. Розинг делает в Русском техническом обществе доклад «Об электрической телескопии и одном возможном способе ее выполнения». Единственно правильный путь реализации телевидения Б. Л. Розинг видел в применении безынерционных электронных приборов. Эту задачу можно решить лишь при помощи электронного пучка. Поразительно, но этот смелый вывод был сделан в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии.
Следует отметить, что его работы были известны не только в России, но и получили международное признание. В 1908 и 1909 годах открытие нового способа приёма изображения в телевидении подтвердили патенты, выданные в Англии и Германии. В 1911 году усовершенствованное Б. Л. Розингом телевизионное приспособление было запатентовано в России, Англии, Германии, США.
9 мая 1911 года Б. Л. Розингу удалось в своей лаборатории добиться приёма сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Передавалось изображение решётки, помещённой перед объективом передатчика и освещённой проходящим светом. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эры телевидения.



Русское техническое общество, отмечая заслуги Б. Л. Розинга в области электрической телескопии, наградило его в 1912 г. золотой медалью и премией имени почетного члена общества К. Ф. Сименса.
Исследования Розинга стали прорывом в области передачи изображения на расстояние. Многие научные институты мира предлагали физику лучшие условия для работы, прекрасное материальное обеспечение и свободный выбор тем для исследований. Но Борис Львович отказался: он мечтал реализовывать свои проекты на родине, не мыслил себя за границей. «Я русский человек и мозги свои иностранцам продавать не собираюсь», - говорил Розинг в те годы.
Сам ученый считал, что передача изображения на расстояние может найти широкое применение в будущем: «Несомненно, наступит, наконец, такое время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет столь же необходимым прибором, каким является в настоящее время телефон. Тогда миллионы таких приборов, таких «электрических глаз», будут всесторонне обслуживать общественную и частную жизнь, науку, технику и промышленность… Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть все, что делается в мастерских, в складах, на работах». Розинг написал об этом в своей книге «Электрическая телескопия» еще в 1923 году. А ведь именно так все сейчас и происходит. Как же ученый смог это предвидеть?

Борис Львович был ученым, патриотом России и никогда не интересовался политикой. В тревожные времена революций и преступности 1917 года он продолжал занятия в учебных заведениях Петрограда. Вместе с некоторыми преподавателями он намеревался организовать чтение научно-популярных лекций для рабочих. Но после Февральской революции нормальная жизнь учебных заведений была нарушена.
Скоро двух дочерей Лидию и Татьяну (третья, любимица отца Тамара умерла от дифтерии) и жену Розинг отправил в Екатеринодар. Здесь пока было сытно, тепло и относительно спокойно. После Октябрьской революции зимой 1918 года из-за сложностей в работе институтов Розинг уехал к семье в Екатеринодар. Толпы желающих покинуть пылающий Петроград заполонили поезд и ему пришлось добираться чуть ли не на крыше. А революционные настроения добрались до Кубани.
- В станице не обошлось без эксцессов: расстреляли атамана, священника и почему-то одного из сотрудников отдела зернохранилищ, оставившего троих дочерей и жену. Что было в городе - не знаю, мы носа не высовывали, знали только, что Рада была распущена. Заблаговременно многие офицеры и юнкера ушли из города, начался так называемый «Ледовый поход», участники его, которым удалось уцелеть, потом носили эмблему в виде тернового венца. Вернувшись в Пашковскую, мы нашли уже полную тишину, но многие казаки ушли также, а оставшиеся сидели, притаившись. Власть была у иногородних, - рассказывает дочь ученого.

Здесь совместно с математиком Н. А. Шапошниковым (основоположником российской бюджетной статистики); кубанским историком, член-корреспондентом Императорской академии наук Ф. А. Щербиной; бывшим начальником Морского инженерного училища, генерал-лейтенантом А. И. Пароменским и кубанским энтузиастом П. В. Мироновым стоял у истоков Кубанского государственного технологического университета (образован 16 июня 1918 года). Это было первое высшее учебное заведение на Северном Кавказе. Розинг стал проректором, затем деканом электромеханического факультета.

Летом 1919 года Розинга и старшую дочь неожиданно арестовали в Екатеринодаре «как дворян, прибывших во время "белых"».
- Ночью нас поднял с постелей громкий стук в дверь, вошло несколько вооруженных людей, нам велели сесть вокруг стола и руки положить на стол, затем стали разбирать наши вещи, оставляя нам всего по норме, маленькую кучку, а остальное все сложили в чемоданы. Нам объявили, что мы с папой арестованы, что маму с Таней утром перевезут на сады, а квартира будет заселена рабочей семьей. Нас увели, комнаты опечатали, маму и Таню оставили в коридорчике. Правда, про них забыли и никуда не вывезли. Нас с папой чуть ли не весь день переводили из одного места в другое, по дороге мы встречали такие же группы, - описывает Лидия. - Я ходила к папе наверх, в мужское отделение, он ко мне, нашлось много знакомых. Я подружилась с семьей полковника в отставке Модзалевского, который был арестован вместе с женой и дочерью Тоней, вторую дочку оставили на свободе. Коротали время в разговорах и в прогулках по подвалу, выбирались на солнышко во двор, пока кто-нибудь из наших стражей, очень приветливых молодых солдат, не говорил умоляюще: «Барышни, чи дамочки, узойдите в помещение». Нам приносили передачу, мои товарищи трогательно уделяли, что могли, из своих пайков, тогда введены были уже карточки.
Так они провели 10 дней. Пока в камере не раздался зычный, но женский голос: «Розинг мне нужен!». В дверях, по воспоминаниям дочери профессора, стояла настоящая казачья атаманша с кинжалом за поясом товарищ Петренко. Розинга с дочерью выпустили на свободу. Но жизнь в Краснодаре (его успели переименовать) становилась все труднее, и от изобилия не осталось и следа.

- Этим летом было всеобщее увлечение огородами, папа тоже взял участок где-то за Черноморским вокзалом, ехать надо было туда на трамвае до кольца, а потом еще идти пешком порядочный кусок. Оказалось, все надо уметь в местных условиях, которые сильно отличались от наших. У нас все сохло, а что выросло, то поела гусеница, которой было целое нашествие. Я очень неохотно, должна признаться, ездила туда вечерами поливать, а папа трудился усердно, и наконец принес на спине целый мешок дынек, но очень маленьких, - писала Лидия.

В 1920 году Б. Л. Розинг создаёт в Екатеринодаре физико-математическое общество и становится его председателем. Общество являлось членом русской физической ассоциации, вело активную работу, не прекращавшуюся даже в голодном 1922 году. В Краснодаре Б. Л. Розингом предложен «упрощённый вывод формулы планиметра Амслера при помощи сравнительно нового в России метода векторального анализа», подготовлены доклады «О физико-философской системе векторальной монологии», «О фотоэлектрическом реле», «Преобразование основных уравнений электромагнитного поля в новую форму». С докладом «Построение теории света и световых квантов на основе общего решения уравнений электромагнитного поля Лоренца» Б. Л. Розинг выезжал на съезд физиков в Нижний Новгород. На Кубани он готовил свой итоговый труд - книгу «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения», которая была опубликована в Петрограде в 1923 году.

«А жизнь в Краснодаре становилась все труднее, от былого изобилия не осталось и следа, были введены карточки. Начался голод в Поволжье, и на Кубань хлынуло много беженцев, что ухудшало положение с продовольствием. Папа, конечно, получал зарплату, но на базаре купить было почти что нечего, разве что обменять вещи на кукурузную муку. Пошли в ход последние простыни, часть из них пошла уже на платья мне и Тане, мы страшно обносились, летом уж давно стали носить сандалии на деревянной подошве, как и большинство жителей, на улицах шел от них характерный стук...
Зима 1921-1922 гг. была самая тяжелая <...>. В это время началось хождение так называемых эшелонов <...>. Это были товарные составы, которые шли страшно медленно, застревая в пути, который иногда продолжался больше месяца, до Москвы или Петрограда...»
Постаревшему за эти годы Розингу не хотелось уезжать. Ему нравилась работа и юг. Но родня настаивала на переезде. И ему пришлось распроститься с благодатным югом. Кубанский политехнический институт окончательно закрывался, оставался только техникум.

В 1922 г. Розинг вернулся в Петроград. В 1924 г. снова начал преподавать в Петербургском технологическом институте и был приглашён работать в качестве старшего научного сотрудника в Ленинградскую экспериментальную электротехническую лабораторию (ЛЭЭЛ) ВСНХ, где воссоздал и усовершенствовал свою телевизионную систему. Несмотря на то, что в его системе передающее устройство было оптико-механическим, Розинг считал, что будущее за полностью электронными системами.

В 1931 г. Розинг был арестован по «делу академиков» «за финансовую помощь контрреволюционерам» и сослан на три года в рабочий посёлок Лименда (в наше время - часть Котласа).
Из воспоминаний старшей дочери: «На следствии же выяснилось то, что он совсем забыл. Как-то в лаборатории к нему подошёл один из сослуживцев и сказал ему, что кто-то из бывших служащих Константиновского училища находится в очень бедственном положении, и попросил отца пожертвовать сколько-нибудь денег. Папа, который в помощи никогда никому не отказывал, деньги дал и расписался в подписном листе. Так он был обвинён в участии в нелегальной кассе помощи бывшим служащим училища».

В Котласе в бытовом отношении жить было тяжело, но гораздо больше Розинга угнетало то, что его лишили возможности заниматься научной деятельностью.
Однако, благодаря заступничеству советской и зарубежной научной общественности, в декабре 1931 г. переведён в Архангельск, где поступил на кафедру физики Архангельского лесотехнического института. Но гонения и лишения, которые претерпел Розинг, не обошлись без последствий. Здоровье пожилого ученого было подорвано.
20 апреля 1933 года Розинг умер в возрасте 63 лет от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Архангельске на Вологодском кладбище.



15 ноября 1957 года Президиумом Ленинградского городского суда было отменено постановление выездной сессии коллегии ОГПУ на основании отсутствия состава преступления. Б.Л. Розинг был полностью оправдан.



Увы, долгие годы могила ученого пребывала в забвении.
В 2005 г. месте возле храма Всех Святых Вологодского кладбища был возведен мемориал «Могила Б.Л. Розинга».



Есть мнение, что нынешнее надгробие Б.Л. Розинга на Вологодском кладбище - всего лишь Кенотаф (не содержит погребения). Сама могила находилась на окраине кладбища, но её более не существует, известно только место, где она находилась. Там, под слоем мусора и земли по сей день покоятся останки выдающегося учёного.
Печально, если это правда.

Увы, Розингу не повезло, он оказался во власти большевиков. Размышляя о нелегкой судьбе русского ученого-физика, который был необоснованно репрессирован за человеческий поступок, а позже и незаслуженно забыт, можно вспомнить о Зворыкине и Понятове, которым повезло гораздо больше, они оказались в США, где их изобретения оценили по достоинству. В. Зворыкин эмигрировал в США, разбогател и умер окруженный благодарными выгодоприобретателями. Судьба Б. Розинга - судьба человека в стране, где победила революция. Судьба Зворыкина - судьба человека в стране, где революции не было вообще. Не будь революции 1917 года, Россия стала бы первой в разработке электронного телевидения, его основоположники Борис Розинг и Владимир Зворыкин благополучно трудились бы на родине.

В 1933 г. Владимир Козьмич Зворыкин посетил СССР. Вот его впечатления:
«…я спросил о профессоре Розинге. Большая часть тех, кого я спрашивал, никогда о нем не слышали. Наконец, мне сказали, что он был арестован во время революции, сослан в Архангельск и вскоре умер».
Уровень приема был высоким. После традиционных тостов Зворыкин предложил почтить память своего учителя Б.Л. Розинга. Установившаяся при этом напряженная тишина красноречивее слов свидетельствовала о том, что возвращаться ему не следует…
В СССР благодаря поставкам зворыкинского оборудования RCA электронное телевидение стало действующим весной 1938 года.

В своих работах Розинг далеко опередил других ученых, и в мировой литературе общепризнано, что идея применения электронного луча в телевизионных устройствах принадлежит нашей стране. Таким образом, Россия является не только родиной радио, радиолокации, но и современного телевидения.
Взгляните на экран домашнего телевизора и вспомните о русском физике Розинге, который столетие назад заложил первый камень в фундамент современного телевидения.



репрессии, ТВ, антисоветское, наука, история

Previous post Next post
Up